Когда уныние неконтролируемо убивает от нападок злобствующего, перед работой над собой лучше делом перевести отношение к этому человеку на другие, приятные основы - вспомнить, например, его хорошие стороны - задействовать скрытые потенциалы. Иначе силы будут сбиваться и возбуждаемая злоба не даст благодати войти и построгать сердце. Проще говоря, надо сначала приучиться немного уворачиваться от бесовского "крючка" действенными, не разовыми, а продолжительными приемами. Не факт, как Антиквар пишет, оппонент отстанет. Сын дьяволь, не боясь Бога, продолжит лукавить, как Лаван. Иаков совершил работу, смирился, но Лаван не отстал. Помните, Израиль сказал ему "Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера." (Быт.31:42) А Господь прямо в лицо говорил толпе: "ваш отец - диавол". Житийная литература рассказывает, что подвижники искушающим нередко подобно отвечали, прмч. Евдокия одного даже убила словом. И многие порождения бесовские после обличения обращались. Т.е., мы не мусульмане, у которых все предопределено - сегодня по праву сын дьяволь, а завтра уже может будет сыном света. Надо по правде, не лицемеря, вовремя называть все своими именами, как это делал Господь. Гнев по страстной причине или без нее - грех. Любовь к врагам - совершенство, к которому сразу (и без благодати) не приблизиться. Оно, сыновство, совершаемо только Духом: "будьте совершени, якоже отец ваш совершен есть", совершены по делам и "по составу", который делает эти дела реально исполнимыми. Но Господь говорит и сие: "егда исполните все повеленное вам, рцыте: раби неключими есмы" потому что мы велико помилованы - по правде место наше в аду.