Спору нет. Истина доступна здесь и сечас. Но не созрел еще орган ее восприятия, которым истина различается. А когда созревает, то нужна еще среда распространения истины от ее источника к органу восприятия. Среда подгатавливается человеком - это деятельное доброделание, которое состоит не только в молитве и безмолвии, но и в соблюдении заповедей и деятельном служении ближним. Деятельном. значит. не на словах и не в уме. Когда есть орган и есть деятельное доброделание, то среда зажигается Господом не по желанию человека и это называется вторым солнцем или солнцем истины. Но и когда солнце зажигается. то оно быстро гаснет. если возникают произвления к превозношению. настаиванию на своем, себялюбия, самомнения и т.д.
Итак, Истина доступна здесь и сейчас, но не каждый готов к ее восприятию, но и когда готов, то желание нужно. но его не достаточно.
Neovit, откуда берутся в Вашем сознании такого вида рассуждения? Посмотрите сами, хоть слегка отстранившись от написанного. Зачем столько глубокомысленного тумана? ...нужна еще среда распространения истины от ее источника к органу восприятия.
Раньше физики думали, что существует "эфир", в котором распостраняются эл.-магнитные волны. У Вас тоже что-то вроде этого?
Источник Истины - Господь Иисус Христос. Истина Его достигает Вашего [прости Господи] "органа восприятия" через Благодать и Любовь. Среда всеобщей ментальности на Земле препятствует всякому проявлению Господней Любви. Как Вы предалагаете эту среду готовить, чтобы Истина "распостранялась"?
Леонид, простите. что не сослался на источник. Об этом говорится в слове 43 и слове 2 прп.Исаака, а также о втором солнце есть у других отцов, но наиболе четко это изложено у прп.Исаака:
1.
Что есть истина?Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек
ощущением чувств духовного ума.
2.
О духовном чувствеЧувство духовное такого качества, что принимает в себя
созерцательную силу [или силу духовного ведения], подобно зенице телесных очей, имеющих в себе чувственный свет.
3.
Что такое свет Истины или созерцание?Мысленное созерцание есть
естественное ведение, присоединенное к
естественному состоянию; и оно называется
естественным светом. [естественное ведение свойственно естеству человека, но присоединяется оно, когда человек находится в естесвтенном (неискаженным грехом) состоянии]
4.
. Что такое солнце рассудительности или второе солнце?Святая сила [созерцательная сила] есть дарование
солнца рассудительности, поставленного
между светом и созерцанием. [Второе солнце рассудительности или различения духовного зажигается между Светом Истины и созерцающим ее]
5.
Если человек не готов к созерцанию?Если ум нездрав в естестве своем, то недейственно в нем ведение, как и телесное чувство, когда от каких-нибудь причин повреждено, теряет зрение.
6.
Если ум очищен, но человек еще не имеет опытного духовного ведения?Если же ум здрав, но нет в нем ведения, то без него не различает ум духовного, как и глаз, здоровый в целом своем составе, бывает нередко слаб относительно к чувственному зрению.
7.
Солнце рассудительности зажигается благодатьюА если во всем этом сохранено, что чему свойственно, но не близка благодать, то в деле различения остается все сие недейственным; как и в часы ночи, поелику нет тогда солнца, глаза бывают неспособны разбирать предметы.
И когда все (то есть и глаз, и зрение) здорово и само в себе совершенно, но некоторые вещи не различены или не различаются, то сим исполняется сказанное: ...во свете Твоем узрим свет (Пс.35:10).
9.
О среде распространения света ИстиныЕсли же благодать мысленного Солнца бывает близка, возбуждает к желанию, поощряет и делает бодрственным, но нет в уме чистоты,
то он подобен пустому воздуху, который непрозрачен от густоты облаков и темных веществ [нет среды распространения света]
Когда зрение нетвердо в различении, тогда и естество слабо в деятельности.
Душе ощупать приятность воссиявающего над всем второго Солнца препятствует наложенное на нее телесное, которое закрывает собою озарения истины, так что они не доходят до нас. [телесное - страстные свойства плоти, несоблюдение добродетелей, неочищенные страсти]
Страсти суть как бы твердая какая сущность; они занимают средину между светом и созерцанием
и препятствуют при созерцании различать разнообразие вещейкак невозможно, чтобы душа пришла в бытие и была рождена без совершения образования тела с его членами, так душе прийти в созерцание…, образуемое в ложеснах, приемлющих в себя вещество духовного семени,
невозможно без совершения дела добродетели; [деятельное доброделание] а это есть
обитель распознающей силы [среда распространения света истины], приемлющей в себя откровения 10.
О том, что не каждый способен принять Истину здесь и сейчас Впрочем, с нуждою сыскивается все это нами сказанное, - и потому, что трудно в одном человеке найти все это в целой совокупности, без недостатка и укоризны, и потому, что не могут многие достигать совершенства в одном каком-либо духовном ведении. Недостаток же сей бывает по следующим причинам: по недостаточности разума, по беспорядочности воли, по несоответствующему цели положению, по оскудению чистоты, по неимению учителя и руководителя, по удержанию благодати (сказано: Мужу скупому не лепо есть богатство и обладание великим, Сир.14:3), по препятствиям от обстоятельств, от места и от нравов. ***
Получилось 10 заповедей о созерцании.
Я верю прп.Исааку не только потому. что люблю. но потому, что от опыта пришло понимание и вера в истинность его слов.
Не случайно прп. Иосиф Исихаст не расставался с его книгой и своим ученикам советовал поступать также.
***Кто пребывает на безмолвии и опытом изведал благость Божию, тот не имеет нужды в большой убедительности; напротив того, душа его нимало не болезнует неверием, подобно колеблющимся в истине, потому что свидетельства ума его достаточно для него к уверению себя самого
паче бесчисленного множества слов, не оправданных опытом. ***