Mirnestaranik, , у меня осталось такое ощущение, что в этой интереснейшей теме я провел артподготовку тяжелыми цитатами, после которых осталась пустота. Все духовное переведно в область запредельную, когда чистая молитва прекращается.
Но не так действует благодать. Она ведь приближается и удаляется, маня нас красотой и необычностью духовного. И каждое ее приближение ощущается, как духовное в отличие от душевного, которое всегда с нами.
Приближение благодати - это основное отличие духовного от душевного. Приближение благодати не всегда исключает душевное, как в молчании ума. Благодать действует постепенно и преемственно, равномерно. Она не сразу дает сердечную молитву, но постепенно ведет молящегося по ступенькам, не перепрыгивая, без спешки, без резких ускорений, но так, что и не замечаешь движения, как в лимузине с классным водителем.
Признаки приближения благодати можно всегда почувствтвовать. Благодать не оставляет своих учеников без попечения. Она всегда дает попробовать себя на ощупь, прикоснуться к ее одежде, и получить предвкушение, которое необходимо, чтобы не спутать с душевным или с лукавым вкусом. Не потому. что душевное противно благодати, а потому, что духовное иного незнакомого вкуса.
И вот тут возникает вопрос веры. Оказыается, что различение духовного и душевного распознается верой. Верой в попечение благодати, верой в то, что она предусмотрительна и премудра и все, что происходит со мной есть процесс ее обучения. Вера вверяет себя благодати. Если нет веры, то возникают сомнения и вопросы типа "от кого это было?". Что бы ни было, благодать защищает, оберегает, очищает от падений, проясняет и направлет, если есть вера в это.
Одним из следствий приближения благодати является "прояснение", которое в отличии от "озарения" действует длительное время. В свете прояснения открывается яное видение того, что раньше было непонятно. И это доставляет наслаждение для ума.
Другим следствием приближения благодати явялется преображение молитвы. Начинаешь молиться вечером после трудового дня и молитва идет тяжелая, трудовая, так что прекращаешь напрягаться и расслабляешься, а молитва становится легкой, невесомой. Первое время я задавался вопросом об этих двух образах молитвы - какой образ правильный, первый или второй? В первом образе я чувствовал страх и покаяние, а во втором - их отсутствие. Но внимание в словах было лучше во втором образе молитвы. Смущала мысль, что второй образ может увести от покаяния и что все это уловки лукавого. Умом я приходил к противоположным заключениям об источнике второго образа молитвы, а в первом не сомневался.
Ответить на эти вопросы умом не получалось. На помощь пришла благодать. Она дала вкусить и научила различать источник изменений в молитве. И оказалось, что не всегда трудовая молитва "правильнее" легкой. И не всегда легкость или невесомость есть признак приближения благодати. Отличие - по вкусу благодати. И не всегда я расслабляюсь, потому что устал и так захотел. И не всегда расслабление есть благодатный признак. Со временем благодать приучила полюбить трудовую молитву в начале молитвы, полюбить коленопреклонения, стояние, бдение. Если делается это из любви, то дотавляет трудовое наслаждение. Если же нет желания трудиться, а хочется насладиться, то нет и любви, приближающей благодать. Как то так обучила благодать.