Исихазм

Автор Тема: "Должно, - говорит преподобный Нил, - понуждаться молчать мыслию"  (Прочитано 50062 раз)

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

   Преподобный Нил Сорский советует желающим упражняться в сердечном безмолвии - отречься от всех вообще помышлений и заменить их призыванием имени Господа Иисуса, то есть молитвой Иисусовой. "Должно, - говорит преподобный Нил, - понуждаться молчать мыслию и от мнящихся правых помыслов, непрестанно смотреть в глубину сердечную и говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".
                                                   
                                     Уважаемые форумчане! Это выдержки из ваших постов:

Из опыта могу сказать, что есть состояние ума, которое называют молчанием. В этом состоянии прекращается молитва и прекращается ум в том чине, который нам знаком. Это состояние можно назвать иным чином бытия человека или естественным чином бытия души, в котором нет деления на ум и сердце и нет движений ни ума, ни души.

Лукавый мастер подмен. И когда молящийся приближается к духовной области молитвы, то он всячески старается подсунуть утонченные душевные состояния, похожие на духовные.  Если вы чувствуете преображение молитвы и переход на некий иной образ молитвы, то это еще не значит, что это есть действие Духа.

Вы словестно молитесь или безмолвно?...почему спрашиваю?...по тому что, мню, при словестной молитве созерцание весьма затруднено, по моим наблюдениям...
Виктор...а вы что в себе Бога не видите...не чувствуете...
Почему думаете, что способность, созерцательной По святым отцам есть у ума естестсвенная способность зреть самого себя и противостоять части разумных сил души-ума, созерцать...это что то недоступное мирянам...у нас что ум какой то не такой Богом дан...

Гиор, в одном случае - направить взор, в другом - переместить "центр" ума в сердце. Кроме того, в сердце войти ум может и частично, как бы.

Но тогда и сейчас...я стараюсь тщательно относиться к технике молитвы в святоотеческом изложении...а плюс ко всему---"Молись и делай что хочешь..."
По возможности стараюсь держать внимание в духовном центре...том что в другом измерении...когда нет возможности стараюсь возгревать любовь в душе...смотрю на людей это генерирует любовь к ним...если и этого нет...то стараюсь поддерживать мир в душе...
И насколько могу стараюсь всегда быть в памяти Божией…

10 заповедей созерцания. Я верю прп.Исааку не только потому. что люблю. но потому, что от опыта пришло понимание и вера в истинность его слов. Не случайно прп. Иосиф Исихаст не расставался с его книгой и своим ученикам советовал поступать также.


                                                                                 Уважаемые форумчане!
Не могу понять никак о каком вы говорите состоянии ума, которое есть молчание? Хотелось бы с вами на эту тему поговорить, если вы не против, конечно?

Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа.
Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.
Ум без мысли существовать не может, и мысль - без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.
Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.
Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума.
Духом человека обнаруживается и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка обнаруживает мысль, руководившую человеком при поступке.
Подвижник Христов чем свободнее от мира, тем безопаснее, а сколько связался с миром, столько уже победился. (свт. Игнатий Брянчанинов)

"Св.отцы, делатели сего великаго делания, о сем пишут много. Но их писания о молитве Иисусовой начинаются созерцательностью от делания умно-сердечныя, самодвижныя, редкие же из них по умно-сердечной деятельной с мечтательными искушениями, но они пишут кратко и прикровенно и это вот почему: по исполнении воли Божией всецело человек действует молитву уже духовную, а до сего молитва умно-сердечная деятельная, каковую некоторые принимают за духовную, и горько ошибаются". (Умное делание архиепископ Антоний)

"Делатель молитвы, умную от умно-сердечной деятельной, может распознавати лишь по искушениям, а иначе не разобраться". (Умное делание архиепископ Антоний)

"Отселе всякий возведенный на эту степень молитвы умно-сердечной самодвижной, наставляющим кого-либо может не иметь, ибо Господь в сердце его и хотяй (и) действуяй есть, человек же является исполнителем св.воли Его, от селе, т.е. познанием себя истинным по восприятии «ведения истины» и по возшествии ума в сердце, человек при всем своем желании зельном, и любя ближних, говорити о переменах в нем случившихся и яже есть от сутей Истин, и еще право-разумеваемое в писаниях, зело, зело, должен «молчати», всяко храня в молчании бываемого в сердце его".  (Умное делание архиепископ Антоний)

"Все считающие себя достойными даров и благодатей, и ожидающие даров и наград, видений и чудотворений оказались в сетях врага, а все шествующие в сознании своих грехов, своего ничтожества и слабости, своего недостоинства искренне, а Бога имеющие лишь, щадящаго их не достойных по любви к ним кающимся, таковы проходят безбедно пристани".  (Умное делание архиепископ Антоний)


Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Картинка перед глазами: тема о молчании на 40 страниц ...
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Была же тема "О безмолвии ума", и не одна.
Почитайте, Виктор - вопросы более конкретные появятся,
вместо сумбурного набора цитат...

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

 Была же тема "О безмолвии ума", и не одна.
Почитайте, Виктор - вопросы более конкретные появятся,
вместо сумбурного набора цитат...
Прозелиту! Почитап "Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?"     
          Какая то чушь, вот выдержки:

Заставить его замолчать возможно тем же самым способом, каким мы и наши взрослые учителя в детстве заставили его заговорить — своей силой воли.
Ему пофиг на вашу силу воли....то чему мы сопротивляемся только лишь усиливается.
 
Тот кто хоть немножко навык в молитве, мог заметить, что когда замолкает ум (пусть даже усилием воли), начинает "говорить" сердце. А попросту - молится. И неважно будь то И.м. или иные молитвенные слова. Но именно в тишине ума слышишь как живет сердце...а главное -чем.

Еще можно пытаться переполнять ум разнообразной информацией – как бы утопить его в потоке информации, например созерцая какой-нибудь пейзаж или просто что-то насыщенное деталями, при этом ни на чем не фокусируя взгляда. Или прогуливаться подолгу с расфокуссированным взглядом, используя только боковое зрение.

На них и концентрирую. На мыслях. Интересный эффект. Как только начинаешь "смотреть"  на мысли, они растворяются...исчезают. Попробуйте.
 

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Виктор Шипилов, просьба – цитаты отделять от Вашего текста, а то посты Ваши читать крайне неудобно. Пользуйтесь в оформлении ответа значком "цитата", или кавычьте хотя бы...

Вы говорите: "Ум наш – образ Отца", но только часть этого образа порождает мысли. Эта часть образа – суть энергия ума, которая в голове. Она повреждена. А сущность ума – в нашем сокровенном сердце. Когда приведете ум из головы с молитвой в сердце, тогда сами переживете подлинное безмолвие ума.

Пока что Вы, по Вашим "попыткам",  ум сводите в ум, как писал один из форумчан. Все в голове крутится...
Цитировать
Еще можно пытаться переполнять ум разнообразной информацией – как бы утопить его в потоке информации, например созерцая какой-нибудь пейзаж или просто что-то насыщенное деталями, при этом ни на чем не фокусируя взгляда. Или прогуливаться подолгу с расфокуссированным взглядом, используя только боковое зрение.

На них и концентрирую. На мыслях. Интересный эффект. Как только начинаешь "смотреть"  на мысли, они растворяются...исчезают. Попробуйте.
Увы, я много лет и смотрел на мысли и вопрошал эти мысли – все это приводит к их растворению. Все мысли – энергия, они возникают из природы ума и исчезают там же. Ум в целом – как океан: поверхность рябит, но бездна глубины недвижима и безмолвна. Когда ветра нет, волнение на поверхности стихает и видна глубина. Поэтому есть медитация, когда бдительно следят за возникновением-исчезновением мыслей. И тогда постепенно входят в безмолвии в сущность ума.

А для делателей в УД есть неложный путь к безмолвию – привести и воссоединить ум из головы – в сердце, что делается Духом, в со-действии с нами.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

А для делателей в УД есть неложный путь к безмолвию – привести и воссоединить ум из головы – в сердце, что делается Духом, в со-действии с нами.

А почему тогда, афонские старцы этот способ отрицают, они что не знают пути к безмолвию?

В принципе рассуждая о исихазме, нельзя забывать что практика УД всегда подвергалась критике, и во времена Паламы, и во времена Нила Сорского,
причём и того и другого, не просто быдло поносило, а самые образованные и ревностные люди своего времени.

На мой взгляд техника сведения ума имеет как полюсы, за которые её ценят форумчане, так и минусы за которые её "презрительно ненавидит" образованная элита,

Суть претензий в обвинении в колдовстве, тоесть если алкоголик бросил пить в результате УД, то получается что он не по Воле Божией это сделал а по своему собственному произволению, как бы заговором, наколдовал себе трезвость,

А если человек может наколдовать трезвость то он может наколдовать что угодно,
деньги, власть, влияние на плебеев, а это прямая угроза положению элиты,
поэтому элиты всегда боролись с УД и будут бороться и дальше.

Фишка в том что элиты, старцы, пастыри имеют свои преференции не благодаря УД,
а по произволению Божию и путь иной считают воровским, не правым.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

[А почему тогда, афонские старцы этот способ отрицают, они что не знают пути к безмолвию?
Это какие "афонские старцы"? Не знаю про таких, удивили. Пример, лучше с цитатой приведите.
Цитировать
В принципе рассуждая о исихазме, нельзя забывать что практика УД всегда подвергалась критике, и во времена Паламы, и во времена Нила Сорского, причём и того и другого, не просто быдло поносило, а самые образованные и ревностные люди своего времени.
То же и про учение Иисуса Христа можно сказать.
Цитировать
На мой взгляд техника сведения ума имеет
Нет такой техники. Без действия Духа ум только с ума сведешь. Или еще чем  повредишься. Художественную молитву сейчас мало кто творит – без наставников, по книжке :roll:.
Да и художественные методы – лишь вспомогательные, в определенный момент. Нет, не сойдет ум в сердце никакой "техникой".

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

   Преподобный Нил Сорский советует желающим упражняться в сердечном безмолвии - отречься от всех вообще помышлений и заменить их призыванием имени Господа Иисуса, то есть молитвой Иисусовой. "Должно, - говорит преподобный Нил, - понуждаться молчать мыслию и от мнящихся правых помыслов, непрестанно смотреть в глубину сердечную и говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".
                                                   
Не могу понять никак о каком вы говорите состоянии ума, которое есть молчание?
Прп. Нил говорит о безмолвии, хотя упоминает термин "молчать". Возможно, ваш вопрос вызван тем, что есть разница между безмолвием, о котором говорит прп. Нил,  и молчанием ума.

Безмолвие - это состояние ума,  пребывающего в размышлениях о Боге, Домостроительстве, Промысле Божьем и не отвлекающегося на постронние помыслы. Безмолвие достигается во время ИМ. Когда молитва опускается в сердце, то безмолвие становится естественным состоянием ума. Такая молитва называется чистой и является вершиной развития молитвы.

За пределом чистой молитвы дается состояние, которое уже не есть молитва, но есть молчание ума. Иногда молчание ума называют духовной молитвой. В молчании ума нет мыслей вообще и нет никаких движений ума. Это подобно глубокому сну, когда вы никак не ощущаете себя, а когда выходите из сна, то говорите, что я крепко спал и ничего не помню. Но молчание ума, хоть и похоже на глубокий сон ума, но не сон. А когда выходишь из состояния молчания ума, то понимаешь, что сна не было.

Молчание ума бывает осознанное и неосозанное. В первом случае осознается личное Я и помнится впоследствии пребывание в свете личной любви. Это состояние очень сладостное (духовно) и прекрасное, которое можно назвать изумлением ума. В неосознаном состоянии не ощущаются ни личность, ни свет, никакие духовные чувства. После выхода из такого состояния возникает ощущение, что некоторое время мое Я не существовало, но состояние это не пугает. а обладет притягательной силой, как черная дыра, которая засасывает в себя все устремления ума. И остается ощущение внутренней перемены или появления некоторого нового духовного ведения.

В развитии молитвы есть постепенность и преемственность. ИМ творится Духом при участии человека. Благодать постепенно обучает человека и очищает его ум, возводя сначала до безмолвия и далее в чистое созерцание. Чистому созерцанию предшествует период просвещения, который завершается непрерырвными слезами, текущими сами собой в течение нескольких лет. Слезы являются некоторой гранью, стоящей на пределе подступа к духовной молитве. Это удел совершенных.

Но и несовершенным в разные периоды равития молитвы могут даваться кратковременные предвкушения как безмолвия, так и слез, и молчания ума. Это зависит не от желания человека, а от Промысла благодати.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Вам уже делали замечание за менторство. Но тут мы имеем прям нирвану как вершину молитвы. Рассасывание личности, остановку деятельности ума... Вместо преображения. Или только мне тут видится косяк?)
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Вам уже делали замечание за менторство. Но тут мы имеем прям нирвану как вершину молитвы. Рассасывание личности, остановку деятельности ума... Вместо преображения. Или только мне тут видится косяк?)
Имхо.
Остановка деятельности ума и исчезновение личности (подобие смерти) происходит перед преображением (подобие воскресения).
Но описания Neovitа мою душу не затрагивают. В центре всех этих описаний стоит человек.
А должен стоять Иисус.
« Последнее редактирование: 05 Август 2012, 10:28:36 от игорь-т »
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Со вторым выводом согласна. Первый спорный.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

[А почему тогда, афонские старцы этот способ отрицают, они что не знают пути к безмолвию?
Это какие "афонские старцы"? Не знаю про таких, удивили. Пример, лучше с цитатой приведите.

На кураевском форуме мирнестранник, два раза посылал народ со своими вопросами на Афон к старцам, оба раза старцы его метод молитвы критиковали,
это в теме "как научится иисусовой молитве".

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Нет такой техники. Без действия Духа ум только с ума сведешь. Или еще чем  повредишься. Художественную молитву сейчас мало кто творит – без наставников, по книжке :roll:.
Да и художественные методы – лишь вспомогательные, в определенный момент. Нет, не сойдет ум в сердце никакой "техникой".

Старцы о другом писали, они вообще отрицают сведение ума в его форумском понимании, для них "сердце" это как бы любовь ко всем людям, а сведение ума в сердце это насаждение в уме любви.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Мирнестранник получил свое по заслугам и, похоже, урок усвоил. Только вот и афонские старцы (те, которые отвечали) проявили себя. Что они говорили, не очень-то соответствовало полноте святоотеческого учения о молитве.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Мирнестранник получил свое по заслугам и, похоже, урок усвоил. Только вот и афонские старцы (те, которые отвечали) проявили себя. Что они говорили, не очень-то соответствовало полноте святоотеческого учения о молитве.

Вы совершенно правы, по моему мнению, святоотеческое учение строится на античном мистическом мировоззрении, а афонские старцы сосредоточены на современном гуманизме.