Исихазм

Автор Тема: "Должно, - говорит преподобный Нил, - понуждаться молчать мыслию"  (Прочитано 50057 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Ведение просветляет ум и делает его способным понимать описанное у отцов. Ведение просветляет ум, но не зажигает солнце рассудительности в духовном мире. Поэтому, возможно, осознанность и неосознаность в молчании ума зависят от второго солнца рассудительности, которое дает различение духовного. Различение духовного на уровне молчания ума - это удел совершенных.
Neovit, мне практически незнакома эта терминология.
Цитата: преп. Исаак Сирин
Чувство духовное такого качества, что принимает в себя созерцательную силу, подобно зенице телесных очей, имеющих в себе чувственный свет. Мысленное созерцание есть естественное ведение, присоединенное к естественному состоянию; и оно называется естественным светом. Святая сила есть дарование солнца рассудительности, поставленного между светом и созерцанием.
Здесь говорится о "втором солнце рассудительности"? Тогда что есть "первое солнце"?

А говоря об естественном свете и естественном ведении, Сирин говорит об естественном свете нашего ума, и познавшие естественный свет своего ума уже могут получить некоторое "предвкушение молчания ума", но не обретя еще "силу" от "солнца рассудительности", не могут зреть свет. Так понимаю?

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Да уж Форумчане!
Судя по вашим ответам вы уже давно молитесь умно сердечной самодвижной и вся молитва ваша  - созерцание. Почитайте о прелести у свт. Игнатия Брянчанинова - вам она сейчас кстати.

Сами рассуждаем - плохо.
Цитату приводим, что есть путь совершеннее после бесконечного слёзного покаяния, иное покаяние - так мы в прелести.
Вам не угодишь.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Да уж Форумчане!
Судя по вашим ответам вы уже давно молитесь умно сердечной самодвижной и вся молитва ваша  - созерцание. Почитайте о прелести у свт. Игнатия Брянчанинова - вам она сейчас кстати.
Судя по Вашему ответу, так как Вы судите по ответу форумчан, :-) то Вы тоже " уже давно молитесь умно сердечной самодвижной и вся молитва ваша  - созерцание". Потому что человек, который не знает такого в принципе, судить об этом не может.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля


А предвкушения молчания ума может быть дано всякому прилежно молящемуся и соблюдающему среду распростаранения света созерцания. Не достаточно иметь просветленное ведение после нескольких опытов молчания ума. Кроме безмолвия и молитвы и желания встречи с Господом нашим Иисусом Христом здесь и сейчас, необходимо деятельное совершение всех добродетелей в равной мере. Это сложно совершить, но память об иузмлении и неудержимая тяга к молчанию ума, делают невозможное возможным. Так мне видится почему благодать и несовершенным дает предвкушение будущих состояний ума.
Neovit,
Вы пишите о " желании встречи с Господом нашим Иисусом Христом здесь и сейчас". И для меня это самое заветное желание.
Но скажите, эта встреча то же будет "состоянием ума" ?
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Да уж Форумчане!
Судя по вашим ответам вы уже давно молитесь умно сердечной самодвижной и вся молитва ваша  - созерцание. Почитайте о прелести у свт. Игнатия Брянчанинова - вам она сейчас кстати.
Виктор Шепилов, а что такое прелесть и как ее избежать? У меня к ней сложилось четкое отношение после высказывания Антиквара, достойного Игнатия Брянчанинова. Перескажу по памяти:
Не следует думать, как избежать прелести, лучше думать, как из нее выйти.

Вот мудрость на уровне святых отцов и пришла она к Антиквару от молитвенной практики. Это сразу чувствуется.
Когда я принял это. за исходную позицию о себе, то стал рассуждать. Что такое прелесть? По определнию св.Игнатия - это ложное мнение о себе. А кто из нас имеет неложное мнение о себе? Может вы?
И еще. Прелесть - это о себе, а не о других. И если мы имеем мнение о других, то на чем оно основывается? На истине или ложном суждении. Откуда может взяться истина о другом? Только через благодатное откровение. Если то, что вы изложили о форумчанах и обо мне в частности, было откровением, то мы тихонечко пойдем перечитывать св Игнатия. А если нет, то, наверно, это следует сделать вам самим, чтобы разобраться, что есть прелесть.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля


А предвкушения молчания ума может быть дано всякому прилежно молящемуся и соблюдающему среду распростаранения света созерцания. Не достаточно иметь просветленное ведение после нескольких опытов молчания ума. Кроме безмолвия и молитвы и желания встречи с Господом нашим Иисусом Христом здесь и сейчас, необходимо деятельное совершение всех добродетелей в равной мере. Это сложно совершить, но память об иузмлении и неудержимая тяга к молчанию ума, делают невозможное возможным. Так мне видится почему благодать и несовершенным дает предвкушение будущих состояний ума.
Neovit,
Вы пишите о " желании встречи с Господом нашим Иисусом Христом здесь и сейчас". И для меня это самое заветное желание.
Но скажите, эта встреча то же будет "состоянием ума" ?
Да, однозначно. Об этом пишет прп.Исаак. Молчание ума - есть чин будущего века. И когда я впервые почувствовал в полном молчании ума ту самую Любовь Христову (которая пришла 2 года назад, как обучение ее вкусу). то у меня не было сомнений, что мое Я растворилось в Любви Христовой и что это есть сладчайший и желаннейший чин бытия.

Правда, возник вопрос о воскресении мертвых в телах и общении человеских ипостасей. Это не понятно, потому что во время сознательного молчания ума не было ничего конечного. ограниченного, все бесконечно и беспредльно, нет никаких изменений. Один сплошной непрерывный восторг ума или изумление ума. Такое состояние, наверно, и называют отцы Славой.

 Где-то  в соседнем посте я сделал предположение, что моя темнота еще не позволяет различать духовное в духовной молитве. Я лишь получил предвкушение этого чина созерцания. Всему свое время.
Мой наставник говорит. что скорей бы у тебя кончились эти благодатные состояния и начался длительный переиод оставления благодати в сухости молитвы. Это испытание не из легких. Вряд ли тогда я буду делиться с форумчанами своим опытом. Возможно с целью подготовки к такому периоду и дается вера созрцательная, чтобы она укрепляла в трудное время испытаний сухостью и скорбями.

У вас может быть иначе. Например, как у Силуана. когда ему явился Христос явным образом и после этого наступил период сухости и брани с бесами на 15 лет.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Насчет сухости или пересечения духовной пустыни – выскажу крамольную догадку.  :-)
Этот период необязателен, если делатель и так сумел, с Божьей помощью, смириться.
Вот в этой статье сказано:
Митрополит Афанасий – линия старца Иосифа Исихаста
Цитировать
"Когда мы переживаем период сухости ― мы переживаем самый лучший период нашей жизни, потому что в это время человек закладывает правильный фундамент. Это время смиряет человека, уничижает его душу даже до смерти, и его душа сходит до ада. И тогда человек видит, что его дела ― ничто, и сам он ― ничто, ноль. Но он не должен от этой уничиженности впадать в безнадежие, а должен держаться такого убеждения: единственное, что для меня осталось, ― это вера и надежда на Бога."
Всем ли потребен этот период научения сухостью? Не думаю.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Ведение просветляет ум и делает его способным понимать описанное у отцов. Ведение просветляет ум, но не зажигает солнце рассудительности в духовном мире. Поэтому, возможно, осознанность и неосознаность в молчании ума зависят от второго солнца рассудительности, которое дает различение духовного. Различение духовного на уровне молчания ума - это удел совершенных.
Neovit, мне практически незнакома эта терминология.
Цитата: преп. Исаак Сирин
Чувство духовное такого качества, что принимает в себя созерцательную силу, подобно зенице телесных очей, имеющих в себе чувственный свет. Мысленное созерцание есть естественное ведение, присоединенное к естественному состоянию; и оно называется естественным светом. Святая сила есть дарование солнца рассудительности, поставленного между светом и созерцанием.
Здесь говорится о "втором солнце рассудительности"? Тогда что есть "первое солнце"?

А говоря об естественном свете и естественном ведении, Сирин говорит об естественном свете нашего ума, и познавшие естественный свет своего ума уже могут получить некоторое "предвкушение молчания ума", но не обретя еще "силу" от "солнца рассудительности", не могут зреть свет. Так понимаю?
Да вы правы, что эта терминология может быть прочитана у прп.Исаака. но ум на ней не задерживается. потому что все в тумане, когда нет опыта. Часто прп. Исаак пишет - кто может понять, поймет.

Сейчас мне стало стыдно за принятый помысле превозношения. когда ответил Кнопке, что не читать отцов есть прелесть. Сам читал прп. Исаака   и раньше, и не раз, но только недавно после мистических опытов созерцания его слова стали простыми и ясными.
Кнопка. прошу прощения.

Первое солнце  - есть Христос или Троица, или Истина для совершенных.  А для нас возможен вариант, что это еще не свет Троицы, а естественный тварный свет, который был сотворен словом (Да будет свет) еще до сотворения физических светил. Это уже богословские тонкости, в которые лучше не вникать. А для безопасности лучше считать, что это тварный духовный свет, а не Фаворский.

Относительно солнца рассудительности все верно говорите. Добавлю, что рассудительность есть начальная, которая позволяет увидеть свет и почувствовать некоторые его свойства - Любовь, смирение, прозрачностть, беспредельность, неизменность. И почуствовать два различных состояния ума  в быту ( не во время бдения) - просветленное и мрак. Второе может наступить при малейшем помысле превозношение (Кнопка, простите меня грешного), осуждения, себялюбия.   И есть рассудительность, о которой я только предполагаю и которая позволяет различать бесконечности. В мире ангельском есть девять чинов. Ведь кому то это было дано различить.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Да, спасибо, Неовит. Согласен, и про начальное вкушение некоторых свойств, и про естественный тварный свет – тоже. Об опасности принятия этого света за фаворский писал и Софр.Сахаров. Это так...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Вам уже делали замечание за менторство. Но тут мы имеем прям нирвану как вершину молитвы. Рассасывание личности, остановку деятельности ума... Вместо преображения. Или только мне тут видится косяк?)
Мне тоже видится тут "косяк" и, причём, изрядный.

Молитва с умом, стоящим в сердце, расширяется из середины груди и распостраняется по всему телу. При этом она воспринимается как живая энергия самой Жизни, не затмевающая сознание, а, наоборот, центрирующая и концентрирующая его, и походу преображающая все процессы в теле. Ум приобретает необычайную яркость восприятия несмотря на полное отсутствие мыслей и образов наряду с неоценкой воспринятого. На физическом уровне возникает неведомая ранее лёгкость в теле, подвижность прежде неподвижных мышц и суставов, значительное уменьшение чувства голода и проч. желаний тела. Тело как будто подчиняется новому состоянию ума, устав сопротивляться.

В этом месте становится видно, что молитва имеет полное право стать неотъемлемой функцией всего организма, такой как дыхание, которое мы не замечаем и не помним.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

P.S. Говорить об остановке деятельности ума - нелепо, т.к. именно ум безмолвно предстоит Живому Господу в храме сердца. Можно только сказать, что ум ничего из себя не производит, поскольку только внимает, а для того чтобы внимать Господу нужна его предельная концентрация, а это - адов труд [если кто понимает]. Так что ум - деятелен в молитве, только его деятельность перенесена в область ранее ему неприсущую.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Вам уже делали замечание за менторство. Но тут мы имеем прям нирвану как вершину молитвы. Рассасывание личности, остановку деятельности ума... Вместо преображения. Или только мне тут видится косяк?)
Мне тоже видится тут "косяк" и, причём, изрядный.

Молитва с умом, стоящим в сердце, расширяется из середины груди и распостраняется по всему телу. При этом она воспринимается как живая энергия самой Жизни, не затмевающая сознание, а, наоборот, центрирующая и концентрирующая его, и походу преображающая все процессы в теле. Ум приобретает необычайную яркость восприятия несмотря на полное отсутствие мыслей и образов наряду с неоценкой воспринятого. На физическом уровне возникает неведомая ранее лёгкость в теле, подвижность прежде неподвижных мышц и суставов, значительное уменьшение чувства голода и проч. желаний тела. Тело как будто подчиняется новому состоянию ума, устав сопротивляться.

В этом месте становится видно, что молитва имеет полное право стать неотъемлемой функцией всего организма, такой как дыхание, которое мы не замечаем и не помним.
Леонид, вы описали развитие молитвы на душевно-телесном уровне, при которм состояние ума меняется но не выходит на духовный уровень.
Само описание интересно наличием сильного воздействия на тело. Дух действует в духовном, но не в телесном и не в душевном. Есть над чем подумать.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

С заголовком темы я полностью согласен.
Думаю что всякая мысль есть отражение греха. Всякая пишу потому что так думать, думаю, спасительней.
Грехи генерируют мысли и желания, чем грехов меньше тем меньше и мыслей. В приделе это безмыслие.
Паисий Афонский говорит что после этого приходит Просвещение.

Вот когда придет Любовь появятся новые мысли и желания, но и в этом случае непарительная молитва выше.

А через разговоры грехи дышат и вытащить их без ограничения разговоров невозможно. Потому и важно и внешнее безмолвие.       
Наверное :)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

P.S. Говорить об остановке деятельности ума - нелепо, т.к. именно ум безмолвно предстоит Живому Господу в храме сердца. Можно только сказать, что ум ничего из себя не производит, поскольку только внимает, а для того чтобы внимать Господу нужна его предельная концентрация, а это - адов труд [если кто понимает]. Так что ум - деятелен в молитве, только его деятельность перенесена в область ранее ему неприсущую.
Есть разница между деятельной молитвой и самодвижной, творимой Духом. Вы это знаете. По мере приближения к бесконечному движения ума замедляются, уменьшаются, но не достигают бесконечности, пока ум не будет разделен на ноль. Вы знаете математику. Любое значение, как бы велико не было, не достигает бесконечности. Но любое значение, поделенное на ноль дает бесконечность.
Предельная концентрация - это не адов труд, а дар по благодати. Иго мое легко!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Дух действует в духовном, но не в телесном и не в душевном. Есть над чем подумать.
Подумал быстренько.
Если дух не проникает сквозь всё душевное и телесное, то такому духу грош цена, увы. Правильно говорит Кнопка - в Вашей схеме нет Преображения. Где обожение твари? Где воскресшее Тело Господне, в реальные раны которого влагал персты ап. Фома?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.