Прозелит, спасибо. Меня инетерсовал вопрос, что можно созерцать в молчании ума. И я получил ответ здесь. Это интересно.
Каллист Ангеликут описывает созерцание Света, которое определяет, как « Божию милость, [то есть] приснодвижную или присносияющую Божию или энергию, [как] желает сказать некто, или наитие. И оттуда отправляясь, будешь ты естественно возведен в ясные созерцания [сущего] окрест Бога».
Здесь я обратил внимание, что свет воспринимается не как свет, а как энергия, в которой оказывается душа по Божьей милости. Ибо свет не виден, но энергия Любви ощущается очень сильно. Поэтому свет созерцания называют прозрачным.
Далее Каллист Ангеликут приводит самое интересное, а именно, что созерцает душа в молчании ума. Это интересно потому, что ум (человеческий) умирает, а различение неразличимого созерцается.
1. Созерцание бесформенного
Затем, таким образом, в свете познания увидит он невыразимо Бога невидимого, [который] если и назван [кем-то] постижимым, [то постижим Он] бесформенно.
2. Различение Отца и Сына и Духа
И после этого ум созерцает в Духе Божественную Троицу и по поводу лиц размышляет и поражается Троице: Каким образом Отец — есть Отец? Каким [образом] Сын — Сын? Те, у Которых, насколько познали мы, ни Отец не является отцом, ни Сын — сыном? Поскольку, конечно же, выше всякого отца Сущий Отец и выше [всякого] сына — Сын.
3. Различение образов рождества Сына и исхождения Духа
Ибо Отец есть Отец образом преестественным, и Сын есть Сын, также, совершенно непостижимый. Каким же образом и Дух исходит из одного Отца — причем, именно, не по образу рождения, как Сын имеет Он существование, а по образу исхождения, и чего объяснить невозможно — то есть, что есть рождение и что — исхождение,
4. Различение личностное Троицы
и что — личностное различие между этих единосущных?
5. Различение ума Христова
Каким образом произошли, по всесвященному Дионисию, в [наших] сердцах от невещественного и неделимого Отца36 осияния [Его], противоречащие, упомянутому мною, различию Лиц?
Вот как описывает свщм. Дионисий Ареопагит (по ссылке Каллиста Ангеликуда) различние Причину всего умственного:
***Далее восходя, говорим, что Она не душа, не ум; ни воображения, или мнения, или слова, или разумения Она не имеет ; и Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не уразумеваема; Она и не число, и не порядок, не величина и не малость, не равенство и не неравенство, не подобие и не отличие; и Она не стоит, не движется, не пребывает в покое, не имеет силы и не является ни силой, ни светом; Она не живет и не жизнь; Она не есть ни сущность, ни век, ни время; Ей не свойственно умственное восприятие; Она не знание, не истина, не царство, не премудрость; Она не единое и не единство , не божественность или благость; Она не есть дух в известном нам смысле, не сыновство, не отцовство , ни что-либо другое из доступного нашему или чьему-нибудь из сущего восприятию; Она не что-то из не-сущего и не что-то из сущего; ни сущее не знает Ее такой, какова Она есть , ни Она не знает сущего таким, каково оно есть; Ей не свойственны ни слово, ни имя, ни знание; Она не тьма и не свет, не заблуждение и не истина; к Ней совершенно не применимы ни утверждение, ни отрицание; и когда мы прилагаем к Ней или отнимаем от Нее что-то из того, что за Ее пределами, мы и не прилагаем, и не отнимаем, поскольку выше всякого утверждения совершенная и единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной.И кроме этих [вещей] созерцая «Трех бесконечных бесконечную соестественность»37, по Григорию Богослову, вне себя самого оказывается ум и полностью вне всяческих умопостигаемых [вещей] и умозрений [о них]. Ибо не могут три божественные ипостаси быть постигнуты мысленно, когда выше любых отца и сына и духа, что и сказал я уже, те Три Лица. И сообразные с Ними Отечество, Сыновство и, конечно, Исхождение — выше всякого отечества, сыновства и исхождения. Поэтому, итак, видит он этот неприступный свет [исходящий] от Троицы, вне себя в невыразимом восторге воспевая божественную сверхсущность.***
6. Созерцание Силы. Мудрости и Благости Троицы
В другие же времена переходит он к другой божественной необъятной триаде, созерцая беспредельную Силу и Мудрость и Благость Троицы.
7. Созерцание Домостроительства
Иногда же в иную Божественную триаду всматривается он, изучая мiр и соответствующие ему творения, полное страха домостроительство Сына и в течение животворящего Духа в сердцах всех верных, причину обожения и тьмачисленных благих Божиих даров душам.
8. Созерцание безначальности и беспредельности
В другой раз ум, снова просветившись Духом, восходит в апофатическое богословие, как в зеркале созерцая четвертую триаду — безначальность, неописуемость и беспредельность всякое мышление превосходящего триипостасного Бога.
9. Плоды созерцания
И, таким образом, созерцает душа, животворясь Духом, будучи возносима и ниспосылаема, радуясь и любя Бога и Божии [создания] и, [то] жгучее и любовное наслаждение получая, [то] снова стесняясь от трудных обстоятельств и унывая, до тех пор, пока не взойдет [она] в совершенство любви Божией Христовой благодатью и в бесстрастии истинно и твердо упокоена будет в невыразимом мире.