Хочется еще раз вернуться к вопросу об исповедании Христа и о разнице между верой и верованиями.
Вот примеры верований из постов в этой ветке: "Обращение к живому человеку "Господь" означает признание (а точнее истинная вера) Его Богом пришедшим во плоти.". Это пример верования, но не веры. Ибо, как в этой же ветке говорилось, "Господь" - буквально означает лишь обращение "господин", не более.
"Бог личность, и Он не услышит человека, когда идет обращение к "абстрактному" Богу или ложному божку" Это тоже, на мой взгляд, образец верования, который может проистекать от внутренней веры, а может проистекать и не от нее.
"Открыто неверующий человек может быть высоко нравственным, но не может быть носителем Духа Христова" И это - верование, в котором содержится декларация отличия от чужого верования-неверия.
То есть, верования - это система внешних представлений о том, какой должна быть вера. То, что набору этих представлений не соответствует, отметается как "неверие" или ложная вера.
Между тем женщина-сирофиникиянка в Евангелии, обращаясь ко Христу говорит лишь: " Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется". Господи - господин, сын Давидов - сын Давида. Никакого развернутого символа веры в нашем понимании. Просто обращение к человеку, у которого, как она видела, есть власть изгонять бесов. (Подозреваю, что эта женщина немало изумилась бы, узнав, как стали трактовать ее простые слова с течением веков). Но Господь говорит ей: "Велика вера твоя".
Еще евангельский эпизод: Иисус исцеляет слепорожденного. И что же, тот начинает Его исповедовать? Нет. На вопрос фарисеев слепорожденный отвечает: это пророк. И все. И когда Иисус спрашивает его: "Веруешь ли ты в Сына Божьего?", тот отвечает: "А кто Он, Господи, чтобы мне в Него веровать?". И лишь, когда Иисус открывает ему Себя, тот отвечает "Верую".
То есть вера есть нечто, что не обязательно выражается общепризнанными внешними критериями.
Человек, которого мы именуем неверующим и который сам себя таковым считает, на самом деле можеть лишь не верить в общепринятые представления о вере. В ее внешние выражения (которые в наше время у кого хочешь поселят сомнения в чем угодно). Но тем не менее вера-то в нем есть.