НИЛ СИНАЙСКИЙ
36. Молитва есть восхождение ума к Богу
На первый взгляд это просто и понятно. Однако, что есть восхождение ума? Ум, в том состоянии, которым мы мыслим не способен уподобиться Богу. А к Богу можно приблизиться через уподобление Ему. Восхождение ума к Богу происходит по благодати не через умудрение словесного чина мышления, а через постепенное освобождение ума от многоразличия понятий и восхождение к безмолвию, а затем и к единому простому безмыслию в созерцании Света. Очищение ума от рассеяния во множестве понятий и есть восхождение ума к единому помыслу о Боге.
38. Молись во первых о том, чтоб очиститься от страстей, во вторых о том, чтоб избавиться от неведения и забвения, и в третьих о том, чтоб избавлену быть от всякого искушения и оставления.
Без очищения от страстей не возможно приблизиться к чистой молитве и созерцанию. Чистая молитва, творимая Духом, дает такое наслаждение, что молящийся, который предварительно не умалил свою гордостную самость, придет в восторг от себя самого, а не от благого дара, и неизбежно падет в самостную прелесть. Поэтому отсутствие опыта чистой нерассеянной молитвы, когда ум молящегося ограждается Иерусалимскими стенами от всякого постороннего помысла, есть признак того, что молящий пребывает в самомнении, а не в смирении.
59. Если хочешь молиться, как следует, то потребен тебе Бог, дающий молитву молящемуся. Его и призывай в молитве, говоря: да святится имя Твое, да придет царствие Твое (Мф. 6, 9. 10), т.е. Дух Святой и Единородный Сын Твой. Ибо так научил Сам Господь, говоря, что Отцу духом и истиною достоит кланятися (Иоан. 4. 24).
Молитва - это благодать от Бога, которая не дается по навыку в повторении слов, но по милости Господа и по смирению.
60. Молящийся в духе и истине не от тварей заимствует мысли к величанию Творца, но из Него Самого почерпает созерцания к воспеванию Его.
В слове 60 говориться о созерцании света Троицы, когда ум молчит, пребывает в изумлении созерцания и тем самым получает ведение о Творце не от мышления, а от созерцания. В созерцании святыми получены ведения о Символе веры, Троице и другие тайны Божественных истин, которые не могут быть получены через мышление ума своего или других словесных тварей, включая ангелов. Созерцание дает великое ни с чем не сравнимое наслаждение познания Бога и после созерцания молящийся находится в таком восторге, что ум его невольно воспевает Творца в стихах или иначе, подобно гимнам прп.Симеона Нового Богослова.
Молиться в духе и истине означает чистую молитву, а созерцание - это уже не молитва, а молчание ума (безмыслие) в едином помысле изумления. Созерцание иногда называют духовной молитвой, потому что восхищение в созерцание осуществляется Духом и Духом творится созерцание.
61. Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов.
Истинно молящийся восхищается к созерцанию, из которого он получает богословское ведение о Троице. Это истинное богословие. Таковыми были Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов и многие другие, которых потому и назвали богословами. А богословие, черпающее знание от мышления - это псевдобогословие, вроде философии, которое часто приводило к ересям. Поэтому и говорит Нил, что если молишься в Духе и Истине, т.е. созерцаешь Свет, то ты богослов. И если ты богослов, то ты созерцаешь. Этим он подчеркивает, что не бывает истинного богослова, который не созерцает Свет.
63. Святой Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы еще не чисты; и если только найдет ум наш искренне Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений (делает, что она исчезает), располагая его чрез то к вожделению духовной молитвы.
Нил говорит о том, что созерцание света возможно не только теми, кто достиг совершенной чистоты, но и теми, кто еще лишь предочистился в достаточной мере для созерцания. По нашей немощи человек не может быть совершенно чистым, но Дух снисходит к нашим немощам и дает предвкушение созерцания света, после которого для молящего уже нет ничего более желанного, чем созерцание света. Если Дух видит искреннее смирение и сокрушение молящегося, то дается молящемуся сначала чистая молитва, свободная от помыслов в безмолвии ума (не в молчании, а в безмолвии, когда молитва еще творится словами, но ум по благодати совершенно не рассеивается на помыслы о себе, о мире, ни о чем, кроме молитвы и Бога), тогда молящийся восхищается в созерцание света, которое святые отцы называют иногда духовной молитвой.
84. Молитва есть приличное достоинству ума делание, или лучше, настоящее его употребление.
Кто не молится, тот употребляет ум не по назначению. Но и не всякий молящийся молится. В послании Макария Великого к чадам своим приводятся этапы, которые проходят все молящиеся. Подвижнику благодатью даются 12 ступеней искушений, после которых только на 13-ой ступени благодать открывает молящемуся, как надо молиться. Тогда и начинается настоящая молитва. Количество ступеней условно, но если нет искушений и нет брани на пути к настоящей молитве, то молящийся молится не Богу, а себе.
85. Псалмопение есть образ многоразличной премудрости; а молитва – предначатие невещественного ведения.
Псалмопение - это образ мысленной деятельности ума (словесного мышления), опирающейся на опыт познания сущности вещей тварного мира. Многоразличная премудрость - это способность ума видеть взаимосвязи многих различных понятий. Невещественное ведение - это ведение, даваемое благодатью в молчании ума (в созерцании света), когда движение ума происходит уже не в мыслях, а в свете. Поэтому молитва есть предначатие, еще не начатие, а только предварительная деятельность ума, который через молитву постепенно уходит от многоразличия мыслей (от рассеяния) к безмолвию (замыкаясь на словах молитвы и мыслях о Боге), а затем и к ведению не вещей, а Самого Творца.
86. Ведение есть дело прекрасное; оно содействует молитве, возбуждая мысленную силу ума к созерцанию Божественного ведения.
Что есть мысленная сила ума? В чем она? Сила ума не в мудром мышлении, а в оставлении мудрования и следованию вере без размышлений, без оглядки назад и на себя. Ум силен не мышлением, а верой, которая не мыслит, а единым помыслом устремляется к Богу.
87. Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно и получишь.
Дар молитвы не начинается с первой ступени по св.Макарию Великому, когда молящийся начинает повторять слова ИМ или читать кафисмы. Кто просит дар молитвы, тот получает искушения, в которых просьба выражается не словами, а истекающим кровью сердцем в брани со страстями. Кто неотступно просит не языком, а преодолением себя, тот получает дар молитвы.
149. Внимание, ищущее молитвы, молитву обретет. За вниманием не другое что лучшее следует, а молитва, о которой и надлежит возыметь всякое попечение.
Внимание – синоним нерассеяния в молитве. Внимание не дается молящемуся без произволения ко вниманию словам молитвы. Произволение ко вниманию есть второй образ молитвы по прп.Симеону. А внимание, даруемое Духом, есть третий образ молитвы, которая и есть молитва, а не мнение о ней. Блажен, кто сподобился познать нерассеянную внимательную молитву в течение получаса, а кто два – тот близок к чистой молитве и созерцанию.
162. Бывает, что усиливаемся творить чистую молитву и не можем; но бывает и то, что не принуждаем, себя, а душа пребывает в чистой молитве. Первое происходит от нашей немощи, а последнее – от благодати свыше, призывающей нас чрез то взыскать душевной чистоты, тем же и другим поучающей нас, не себе приписывать, если молимся чисто, но признавать в сем дар Дарующего сие. О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы (Рим. 8, 26). Когда усиливаемся сделать молитву чистою и не можем, но омрачаемся; тогда, омочив ланиты слезами, будем умолять Бога, да рассеется ночь брани и воссияет свет в душе (1, 264).
Чистая молитва не соблюдается молящимся. Это дар благодати. И когда прикладываются усилия к получению дара, то он не дается именно потому, что возомнил молящийся, что может по своему желанию обрести чистую молитву. А когда молящийся не мнит, что может получить чистую молитву, а искренне уверен, что такому ничтожеству она никогда не будет дана, или что после предательства Христа, она не вернется, то она дается, обучая молящегося, что не от его усилий зависит восхождение в молитве. Усилия ума к достижению чистой молитвы приводят к его помрачению, которое ощущается как некая тяжесть, тупость, сложность и помутнение и рассеяние молитвы, а иногда как легкость парения в воображаемой чистоте. Такое состояние ума есть тьма. Истинная просветленность ума и чистота молитвы отличается от парительной легкости ума также, как законный сын, рожденный женой Авраама от воображаемого рождения сына ее служанкой. Не соблюдается рождение чистоты усилиями ума. Ум очищается безмолвием, сердце очищается плачем, тело смиряется терпеливым стоянием в молитве, а тьма неведения света рассеивается Светом.