Исихазм

Автор Тема: с чего начать?  (Прочитано 18195 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #120 : 24 Август 2012, 20:47:27 »
Neovit, не помню, но кажется, "лица" - тоже говорят.
Прекрасно, пусть не "лицо", а "ипостась", мой пост был не о том ))

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #121 : 24 Август 2012, 21:14:22 »
Не знаю. как говорят богсоловы, но мне видится, что в Троице нет трех лиц, как нет трех воль. Едина личность, едина воля в трех ипостасях.Не буду уточнять почему.
Лично мне это понятно...да и святые говорят что различение Ипостасей это высокий полёт...

Мне понравились ваши рассуждения...хотя...на мой вкус слишком объёмно...по тому примерно 5-я часть видимо ускользнула :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #122 : 24 Август 2012, 21:22:46 »
Но дело то ведь в этом, как суметь сделать, чтобы их не было (или чтобы их не замечать) ...вот вопрос вопросов (или я не так понимаю с самого начала этот вопрос?) :-(...
У меня...произнесение слов молитвы мешает...как бы маскирует приход помыслов...если просто молчать умом...даже и не стараться думать о Боге или чувства призывать...а просто ТУПО МОЛЧАТЬ...то внутреннее пространство становится как бы более прозрачным...видно всё становится, как на ладони...
А потом когда навык появится...можно потихоньку включать молитву...безмолвную :-)...

Непривычно простое молчание...контраргументы сыплются...мантра...медитация...не молитва вообще...
Убеждал себя так :
Да не молитва-трезвение...научусь трезвению включу и молитву...
Бог ведает что я ЭТО делаю ради Него...для того что бы к Нему приблизиться...а значит всё нормально...я ведь только учусь...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #123 : 24 Август 2012, 21:24:12 »
Neovit, Вы пишите толкование Св. Отца из своего опыта?
Цитировать
Без очищения от страстей не возможно приблизиться к чистой молитве и созерцанию. Чистая молитва, творимая Духом, дает такое наслаждение, что молящийся, который предварительно не умалил свою гордостную самость, придет в восторг от себя самого, а не от благого дара, и неизбежно падет в самостную прелесть.
Откуда клише про наслаждение человеком от молитвы в синергии с Духом при его посещении неочищенного от страстей? ... Он что наслаждать человека приходил или спасать его? Только ощущение полного непонимания происходящего ... и слабая надежда, которая едва теплится в сердце ... " Наслаждение чистой молитвой" это Вам совсем иной "дух" обеспечит ... Дух Святой приходит спасать гибнущего ... и Он по Вашему, что, толкнет его в прелесть? "И просящему у тебя - дай" ... "И если кто попросит у Отца хлеба разве получит он камень" ? Или Бог не ведает, что творит и не может все предуготовить? У Вас какое то неверие в Бога (а это самая страшная уловка прелести, в которой мы все находимся ...)...также, наверное как и у меня (но в своих проявлениях) ... И такое же как у меня страстное стремление все разложить по полочкам ... Давайте вместе бороться с этой страстью? :-)
И про наслаждение Вы зря ... это не точное слово ... Это явно Выше наслаждения и в совсем другом смысле ...совсем не то... а слово точное не подберу ...и, думаю, каждый будет подбирать свои слова ...

Сейчас молитвой стараюсь отсечь помыслы (даже простой невнимательной умной молитвой), пытаюсь их давить ... получается плохо ...внимание плывет и ускользает...помыслы выскакивают как из табакерки... :-( ...пока научился только фиксировать их, а не плыть по ним как при перепрыгивании между ТВ каналами ...)
Сергий, отвечу словами преподобного:
"И без опытного дознания чего-либо мудрость умеет украшать слова свои, говорить истину, не зная ее. Иной может толковать о добродетели, сам не изведав опытно дела ее. Но слово от деятельности - сокровищница надежды, а мудрость, не оправданная деятельностию, - залог стыда".

А наслаждение - это не клише, а реальность приближения благодати. Отцы ее еше называют сладостью неизреченной за неимением духовного термина. А св.Нил говорит еще и о вожделении этого наслаждения. Добавлю, что сладость духовная только называется сладостью, но ничего общего со сладостью душевной не имеет. Духовная сладость смиряет, а душевная - порождает цепочку греховных помыслов.

Конечно благодать приближается не для того. чтобы наслаждать, но чтобы просветить и умалить страсти. А наслаждение - это следстивие ее приближения.

Что касается ваших умственных усилий в трезвении, то перечитайте прп.Симеона Нового Богослова "О трех образах молитвы" и обратите внимание на второй. И возможно, этого будет достаточно для вас в поисках ответа о трезвении.

Кнопка, в одном ИМХО соглашусь с вами, что конечно Духом человек может быть восхищен к созерцанию и без очищения от страстей. Так было. например, с апостолами. Но я говорил не о способностях Духа, а о том, как может человек приблизиться к чистой молитве и созерцанию.
Кнопка, ИМХО разрешите приведу еще одно частное мнение прп. Исаака, который во всем разделал частное мнение св. Макария Великого:
"двумя способами дается дарование откровений умного созерцания. Ибо иногда дается по благодати за горячность веры, а иногда - за делание заповедей и за чистоту. По благодати, как блаженным апостолам, которые не деланием заповедей очистили ум и сподобились откровения созерцания, но горячею верою, потому что в простоте уверовали во Христа и несомненно, с воспламененным сердцем последовали за Ним".

« Последнее редактирование: 24 Август 2012, 21:38:53 от Neovit »

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #124 : 24 Август 2012, 21:51:54 »
Мда.. было бы проще если человек пишет чтото и так и говорит - я теоретизирую. Или - я через это прошел и ЗНАЮ о чем говорю... Т.к за домыслами мы плутаем как в трех соснах и вся путаница именно от этого.

Неовит, а что с остальными моими комментариями?
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #125 : 25 Август 2012, 00:04:36 »
Кнопке по ее просьбе:
Цитировать
Цитировать
Поэтому отсутствие опыта чистой нерассеянной молитвы...
А кто тут может похвастаться богатым опытом такой молитвы? Может, вы?
Кто имеет, тот не хвастается, потому как такой опыт смиряет. А кто имеет опыт и рассказывает, почему хвастается? Может и другие есть мотивы?

Цитировать
Цитировать
Нил говорит о том, что созерцание света возможно не только теми, кто достиг совершенной чистоты, но и теми, кто еще лишь предочистился в достаточной мере для созерцания.
Нил ничего такого не сказал. Только то, что созерцание может случится с каждым.

св.Нил не говорит, что созерцание может случиться с каждым. Не случается, хоть и все возможно Духу.
Приведу его слова: 63. Святой Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы еще не чисты; и если только найдет ум наш искренне Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений (делает, что она исчезает), располагая его чрез то к вожделению духовной молитвы.
Здесь говорится не о каждом, а о тех, кто молится искренне. Во первых, молится, а во вторых искренне. Не каждый повторяющий "Господи, Господи" молитву творит. А что такое искренность? Разве она может быть без предочищения? И что такое снисхождение к немощи? Дух снисходит тогда, когда человек ведет брань из последних сил и упирается в немощь свою.
Когда же падаю в бессильи
И забываю о себе,
Вдруг, появляется  Всесильный
И поднимает на Себе!
Вот об этом снисхождении к немощи в брани, а не о произвольном снисхождении, и говорит св. Нил.


Цитировать
Цитировать
В послании Макария Великого к чадам своим приводятся этапы, которые проходят все молящиеся.  Подвижнику благодатью даются 12 ступеней искушений, после которых только на 13-ой ступени благодать открывает молящемуся, как надо молиться. Тогда и начинается настоящая молитва. Количество ступеней условно, но если нет искушений и нет брани на пути к настоящей молитве, то молящийся молится не Богу, а себе.
Это частное мнение Макария Великого. Оно не может быть абсолютным.
А в чем ваше частное мнение расходится с прп.Макарием, которого почему-то прозвали Великим?

Цитировать
Цитировать
Что есть мысленная сила ума? В чем она? Сила ума не в мудром мышлении, а в оставлении мудрования и следованию вере без размышлений, без оглядки назад и на себя.
:-D можно понять неправильно. Сила ума в соображалке. А вот сила веры не в уме содержится, ведь по с.о. учению человек состоит из трех частей... и тп.
Когда будете молиться посоображайте о том, в чем сила ума, а в чем слабость для молящегося. И тогда напишите, что получится.
А где вера содержится? В какой части души она располагается, если иногда отцы говорят, что ум и есть душа, а иногда, что ум есть свойство души?

Цитировать
Цитировать
Дар молитвы не начинается с первой ступени
Дар вообще не может "начинаться". Он может случиться или не случиться.
Да, коряво сказал. Имел ввиду слова прп.Макария,  что не сразу иноку дается понимание, как надо молиться. а после опытного постижения своей немощи и что без Господа мы ничего не можем. А опыт не приходит быстро от чтения, но по мере преодоления искушений в брани.

Цитировать
Цитировать
Кто просит дар молитвы, тот получает искушения, в которых просьба выражается не словами, а истекающим кровью сердцем в брани со страстями. Кто неотступно просит не языком, а преодолением себя, тот получает дар молитвы.
Вы ставите Духу условия? Не страшно?
Дар молитвы можно получить, а можно и не получить. Опять же - искушения - можно получить а можно и нет. Дух лучше нас знает, что нам лучше для спасения.
О чем вы? Неужели из моих слов следует такое?
Одним из отцов сказано, что никто не спасается без искушений и страданий.


Цитировать
Цитировать
Блажен, кто сподобился познать нерассеянную внимательную молитву в течение получаса, а кто два – тот близок к чистой молитве и созерцанию.
То есть по вашему, кто продержался два часа тот - бац! - и получил дар (!!!) чистой молитвы. Вы во многом себе же и противоречите.
Кнопка, вы поражаете меня своей логикой. Когда говорят, что блажен человек, то разве это не означает, что он сподобился благодати? А вы говорите о человеческих усилиях на пол часа.
Одним из отцов сказано, что внимательная нерассеянная молитва более двух часов - это удел совершенных. Удел - это не способность человека совершенного, а его крест созерцания. Удел - умное делание под крылом благодати.

Цитировать
Цитировать
И это есть единение со  Славой имени Отца и Сына и Духа. И это есть чин будущего века во Царствии Божьем.
Нет, лишь маленький кусочек.
[/quote]
Единение не делится на кусочки. Оно едино и не имеет ни малого, ни большого.

Цитировать
Цитировать
а есть безмолвие во время ИМ.
У вас получился синоним внимательной молитвы.
Безмолвие - это не синоним внимательной молитвы. Безмолвием отцы называют непрестанное нерассеянное пребывание ума в размышлениях над божественными темами. Оно может проходить и во время чтения, и во время псалмопения, и во время молитвы. И внимательной чистой молитвой отцы называют не ту, в которой ум не размышляет, а ту, в которой ум не уклоняется на посторонние мысли, как сказал преподобный: "Когда разум бывает совершенно без мысли или помысла, это молчание разума, а не чистота молитвы. Одно дело чисто молиться, и совершенно другое - чтобы разум был умолкнувшим от всякого блуждания или прозрения в слова молитвы, и чтобы оставался без движений". А молчание разума - это уже восхищение в созерцание.
Но во время молитвы безмолвие не совершается в виде рассудочных мыслей соображалки. Во время молитвы ум проникает в глубину смысла каждого слова, переживая все Евангелие. И все это не вмещается  в рассудочный ум, но концентрируется в едином помысле ума в каждом слове. Это не гениальные помыслы, а опыт переживания 8 слов своим сердцем, верой, надеждой, любовью. Перечисленное не делится на слова или мысли, но откликается на слова единым и простым движением ума. Это я называю безмолвием в чистой молитве. А вимательная молитва может протекать и без безмолвия.
Хотя, конечно, некоторые отцы называют внимательной нерассеянной молитвой не ту, что без помыслов, а ту, что не отвлекается от безмолвия. Ум не способен не рассеиваться на посторонние помыслы без движений ума в безмолвном единомыслии.
Но часто говорят о внимании ума и его месте - в словах, в гортани, в сердце. Это не то внимание, о котором идет речь когда говорят о внимательной молитве или о безмолвии.
Видите ли вы смысл в моих словах?

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #126 : 25 Август 2012, 00:09:53 »
Много новых нестыковок)
правда я с мобилки и мне сложно сейчас вам ответить.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #127 : 25 Август 2012, 00:12:05 »
Вообще, Неовит, нестыковки имхо возникают от того, что вы пересказываете св.отцов, а я черпаю ответы из своего опыта. Да, я не читала св.отцов.
И может быть то что я пишу "работает" только у меня.
Но многое из того что я пишу СООТВЕТСТВУЕТ опыту моего наставника. И выводы тоже. Иначе я не стала бы их публиковать. На крайний случай, если я пишу мои размышления я всегда добавляю ИМХО.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #128 : 25 Август 2012, 00:20:51 »
Вообще, Неовит, нестыковки имхо возникают от того, что вы пересказываете св.отцов, а я черпаю ответы из своего опыта. Да, я не читала св.отцов.
И может быть то что я пишу "работает" только у меня.
Но многое из того что я пишу СООТВЕТСТВУЕТ опыту моего наставника. И выводы тоже. Иначе я не стала бы их публиковать. На крайний случай, если я пишу мои размышления я всегда добавляю ИМХО.
словечко "ИМХО" - это признак неуверенности и слабости веры в то, что видишь и говоришь. Но вера приходит не от размышлений, а от деятельного опыта. Ведь вы не прибавляетте ИМХО, когда говорите, что завтра наступит утро. Вы уверены, что так будет и так есть.
Черпать лучше из чистого источника, очищенного Духом.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #129 : 25 Август 2012, 00:22:44 »
Neovit, черпать лучше у самого Духа. То, что Он посчитает нужным открыть.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #130 : 25 Август 2012, 00:28:02 »
Neovit, черпать лучше у самого Духа. То, что Он посчитает нужным открыть.
Труды  отцов очищены Духом. А к разумению словес Господних без слов св.отцов как приблизиться? Не знаю.

Прп.Исаак:
15. Ибо без чтения невозможно уму приблизиться к Богу: оно охватывает29 мышление и на всякий миг направляет его к Богу; оно омывает30 его от помышлений этого материального мира31 и заставляет его постоянно пребывать превыше плоти. Нет другого труда, благодаря которому человек больше преуспевает, если только он читает <Писание> ради истины, чтобы приобрести благодаря ему эти <блага>.
16. Есть, опять же, люди, которым даже чтение о <делах> домостроительства <Божия> не приносит никакой пользы и не помогает. По большей части они даже еще более помрачаются, потому что им гораздо необходимее чтение о том, как усмирять страсти. Каждый человек получает пользу от чтения, <соответствующего> его уровню,32 получает помощь и преуспевает благодаря <такому чтению>.
17. Однако, для этого уровня подвижничества33 весьма полезно чтение о домостроительстве, долгое просветленное собеседование о нем и книги, тщательно <составленные> божественными и просвещенными писателями на эту <тему>. Весьма радуется душа и обнажается от страстей благодаря этим книгам.34

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #131 : 25 Август 2012, 00:31:29 »
Neovit, вот в том то и разница между вами и мной.
Вы практикуете молитву.
А меня практикует сама молитва. Поэтому и подход совершенно иной.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #132 : 25 Август 2012, 00:40:54 »
Neovit, вот в том то и разница между вами и мной.
Вы практикуете молитву.
А меня практикует сама молитва. Поэтому и подход совершенно иной.
Нет, я тоже всегда говорю, что не я молюсь, но молит меня Господь. Мы призваны на такое служение и нас учит, балует и наказывает благодать, просвещая уроками оставления.
Упование только на молитву - это односторонняя самоуверенность. Отцы говорят, а я в этом убедился, что должно равномерно совершать все подвиги - и молитву, и бдение, и пост, и чтение, и безмолвие и все добродетели.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #133 : 25 Август 2012, 00:44:05 »
А еще разница в том (я продолжаю свой пост) что вы назидаете, а я делюсь опытом. чуете разницу?)
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: с чего начать?
« Ответ #134 : 25 Август 2012, 00:48:34 »
А еще разница в том (я продолжаю свой пост) что вы назидаете, а я делюсь опытом. чуете разницу?)
Простите, я часто не замечаю, что назидание к себе пролазит в посты, как  назидание ко всем.
Мой ум разговаривает со мной через назидания ко мне.
Поэтому, прошу прощения у всех. Когда я говорю слова "следует", "надо" или "лучше", то это все для меня было сказано, а я делюсь сказанным мне.