А что вы скажете о св.Василии Поляномерульском и его ученике Паисии Величковском? Они тоже не практиковали ИМ и тоже развенчаны?
Ничего не скажу...святому видней ПОЧЕМУ он запрещает молиться...НО...
Кроме него есть ещё Макарий оптинский...последний НЕпрактиковал молитву сам и другим не давал...
У вас есть уверенность что Василий Поляномерульский практиковал молитву...я не нашёл подтверждение...
Зато общеизвестно что Паисий Величковский не имел духовного руководителя, из чего вывод что Василий Поляномерульский не имел опыта молитвы...
А что может сказать о вкусе апельсина тот кто никогда его не пробовал, известно ...
Я вообще считаю что НЕпрактик не имеет права писать о молитве...
В церкви БОЛЬШИНСТВО тех кто не практикует и.м...и с чего бы это им быть её активными сторонниками...
Неовит...весьма странно встретить пративника Иисусовой молитвы на ЭТОМ ресурсе...
И ЕЩЁ страннее обнаружить его в ВАШЕМ лице...эт чё типа сам буду молиться, а другие рылом не вышли ...по тому что у них помыслы не те...не кошерно ...
mirnestranik, о Васили Поляномерульском и Паисии Величковском сказано в досточтимой многими книге "Беседы о молитве Иисусовой" (М-1998г) ( есть в архивных файлах Александра), составленной в виде бесед на основе известного сборника игумена Харитона:
***схимонах Василий, старец и начальник Поляномерульского скита, и схиархимандрит Паисий (Величковский), настоятель Нямецкого монастыря. Эти старцы жили в 18-м веке. Оба они вышли из России.
Старец Василий был наставником и другом старца Паисия. Он постриг его в монашество.
Оба они деятельно, собственным опытом, проходили святоотеческое учение об умном делании и об Иисусовой молитве и пишут об этом предмете не только на основании того, чему научились из книг, но и на основании своего личного опыта. Поэтому все их слова отличаются ясностью, точностью, определен-ностью. Об этих старцах, особенно о Паисии Величковском, вы, наверное, уже слышали. Последний из них, собравший вокруг себя до тысячи братий в Нямецком монастыре, воспитавший многочисленную школу своих учеников и обновивший своими переводами святоотеческую аскетическую литературу, имел в 18-м и 19-м веках большое влияние на православное монашество, особенно в России, которое не потеряло своего значения и в настоящее время, о чем распространяться подробно я сейчас не буду.
Старец Василий написал предисловия к книгам об умном делании св, Григория Синаита, св. Филофея Синайского, св. Исихия Иерусалимского и святого Нила Сорского. В этих предисловиях он указывает недостаточность одного внешнего молитвословия, пения тропарей и канонов и псалмопения и необходимость внутреннего молитвенного делания и борьбы с помыслами и страстями постоянным призыванием имени Господа Иисуса Христа. Таковое внутреннее делание не нужно считать принадлежностью только тех, кто достиг уже высокой степени духовного совершенства и очистился от страстей;
оно необходимо и новоначальным, которым оно помогает познавать свое внутреннее устроение и свои недостатки и преодолевать помыслы и страсти. При этом старец Василий опровергает различные возражения, которые делаются против умного делания, и доказывает, что и
менно оно и помогает подвижнику различать действие прелести и избегать ее.
Касается он и созерцательной молитвы, описывая некоторые ее состояния.***
Как видите, ни Василий, ни Паисий не были противниками ИМ для новоначальных, а как раз наооборот, отстаивали необходимость ее для таковых.
mirnestranik Ваши слова не противоречат Василию Поляномерульскому по сути, но старец Василий, имея опыт игуменства и наставничества видит и ограничение для новональных. В приведенном мною отрывке из Предисловий он указывает на то, что не всякому новоначальному следует приступать к упраженениям в ИМ и указал критерий, основанный на "Душеполезных поучениях" аввы Дорофея.
Neovit не противник ИМ, но не хочет загубить на корню благое устремление Кирилла. Высказывание о необходимости начать с исповеди, согласуется высказванием прп. Исаака: "Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом" и с первой заповедью, с котрой начинается проповедь Иисуса Христа - "Придите, покайтесь". Если не укорениться в покаянии, то молитва будет, не молитвой, а мантрой. От последнего и хочу уберечь Кирилла. Зрение греха открывается Господом через исповедь, молитвы, причастие, а не через самочинную Иисусову молитву без благодати. Благодать не соблюдается. "Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неоскверненно". Не говорю о совершенной чистоте, но в той мере, в какой сказано старцем Василием.
В духовной жизни есть преемственность и постепенность, как и в обычной жизни. Когда растение пересаживается на новое место, то не сразу оно плодоносит, но сначала болеет и вянет, пока не укоренится и не наполнится живительными соками. А если его пересаживать с места на место или не поливать и не удобрять, то оно зачахнет. Потому и говорю, что Кириллу надо сначала укорениться в новом образе жизни и не сразу, а постепенно, без надрыва сил сверх возможного. А преждевременное знание приносит вред. Об этом и говорить не стоит. А сколько вредного для нвовначальных на нашем форуме, вы и сами знаете. Не потому, что форум вреден, а потому, что он не всем полезен.