1. Часто лень – от самоотождествления сознания с тем, что не есть истинное Я: с телом и его желаниями, с эмоциональным (нерасчищенным)слоем души, с рациональным умом и пр. Фокус внимания "влипает" в них, сознание переселяется в них и полностью воспринимает их лживые похоти как свои.
Ну хорошо, допустим слабая ВОЛЯ происходит от того, что в нас преобладают разнообразные желания. Тогда возникает следующий вопрос, откуда же эти разнообразные желания берутся и какими характеристиками они обладают? И действительно ли слабая тут ВОЛЯ? Ведь человек может заниматься "ничегонеделаньем" годы напролет, разве ж это слабая ВОЛЯ?
Василий, хотя процитированный Вами пост и написан, по лени моей, как чистая отсебятина, но дальше попытаюсь отвечать в канве традиции форума – Умного Делания
Слабая воля не от преобладания в нас желаний, а от того (в частности, что фокус внимания влипает в эти желания-страсти, и в помыслы. Вот мы и распыляем волю. Но и это – частный случай. На востоке, например, учат, что "ничего неделание" может вполне быть вызвано дисбалансом стихий – преобладает, скажем, земля. И вот, по частушке:
–Вот, стою на берегу, не могу поднять ногУ.
– Не ногУ, а нОгу.
– Все равно не мОгу".
Насчет происхождения и характеристик разнообразных желаний-страстей – так это огромная тема.Ей и на форуме немало было посвящено времени, почитайте. И у с.о. колоссальное количество трудов об этом, возьмите хотя "добротолюбие". А можете взять какую-нибудь хорошую обзорную книгу. Вот, Влахоса например "Православная психотерапия". Пусть название Вас не смутит – оно объясняется автором. Там отдельная большая и весьма емкая глава "православная психопатология" – о страстях, их причинах, их исцелении. И о бесстрастии – полном и неполном, ложном и истинном.
http://www.psylib.ukrweb.net/books/vlaho01/index.htmИ о строении души в целом, о ее разумной, раздражительной и вожделевательной силах – в той же книге.
Или очень кратко – здесь, например:
http://www.svob.narod.ru/bibl/apologetica/dusha.htmИ рациональный ум давайте пока трогать не будем, до него мы еще доберемся, уже в другой теме, пока будем рассматривать ум вообще как таковой, мешающий ВОЛЕ и способствующий ей.
Увы, не смогу рассматривать "ум вообще как таковой", если не договоримся о понимании антропологии. Есть сущность ума и энергия. Энергия – это "ум в голове", узурпировавший власть, по праву ему не принадлежащую, и ставший ядром мифического эго. Сущность ума – в духовном сердце человека. Ум пал великим падением, когда его энергия вообразила, что она сама себе сущность и господин, отделившись от сущности ума и как бы забыв про нее. Началом исцеления этого извращенного порядка является приведение энергии ума в сущность, иначе называемое сведением ума в сердце.
2. Возможно умом стоять в сущности ума, истинном Я, и не самоотождествляться с миром тела, эмоций, рац.ума – не вовлекаться в них. Тогда достаточно бывает краткого "импульсного" толчка воли, чтобы не просто созерцать в статике, но перейти в динамику из истинного Я. Но и этого краткого импульса воли зачастую нет. Словно паралич.
Вы предлагаете не самоотождествляться с умом и дожидаться краткого "импульсного" толчка, который со временем (в силу пока еще невыясненных обстоятельств) перейдет в динамику, хорошо, рассмотрим и такой вариант. В таком случае выходит, что решение проблемы слабой ВОЛИ находится не в уме и возникает другой вопрос: а где же в таком случае? где же этот самый пресловутый, "волшебный" (другого слова подобрать не берусь, для фактора, который сам по себе, из слабого импульса переходит в динамику), слабый импульс, способный вывести человека из паралича?
Про ум см.выше. Отождествляться предлагаю с сущностью ума, а вернее с объединенным в этой сущности единым умом. Впрочем, этот процесс единения ума – постепенный, и так бывает, что некоторая энергия ума еще остается несоединенной с сущностью в сердце...
Слабый импульс – тоже частный случай. Возможно это омертвела или деформировалась вожделевательная (желательная или деятельная) часть души. У тех, у кого изначально слабое эго, так бывает.
3. Да, и не мой импульс, и не моя воля, но Божья должна совершаться. Чаще всего, ей мешает самость – не остается места для свершения этой воли Божией. Но не все так просто –– бывает так, что и самость не преграда, а Божья воля все равно "не проходит". Увы...
Допустим. Дело <...> в Божьей ВОЛЕ, которая должна свершаться. Тогда другой вопрос: а каким образом она должна свершаться, какие факторы должны этому способствовать?
Вот, преодолел лень и поискал у святых отцов, что пригодно при таком раскладе.
Позволю привести целиком:
24. Если хочешь одерживать победу над страстями и легко обращать в бегство толпы мысленных иноплеменников, то, молитвою и содействием Божиим собравшись внутрь себя и сошедши во глубины сердечныя, розыщи в себе сих трех сильных исполинов диавольских, — разумею забвение, равнодушие, или разленение и неведение, питаясь которыми, и все другия страсти действуют, живут и усиливаются в самоугодливых сердцах и ненаказанных душах. При строгом к себе внимании и бодренности ума с помощию свыше найдешь, конечно (уловишь в себе, схватишь), эти другим недоведомыя и даже не предполагаемыя, губительнейшия прочих злыя страсти, противоположными им оружиями правды, — разумею, — благою памятию, причиною всего добраго, просвещенным ведением, которым в бодренности держимая душа прогоняет от себя тьму неведения, и живою ревностию, возбуждающею и ведущею душу ко спасению. Затем, облекшись в сии же оружия добродетели, со всякою молитвою и молением, силою Духа Святаго, доблестно и мужественно победишь (совсем прогонишь) помянутых трех гигантов мысленных иноплеменников, — именно: прекрасною по Богу памятию, всегда помышляя о том, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала (Фил. 4, , отгонишь от себя всезлейшее забвение; просвещенным небесным ведением уничтожишь пагубную тьму неведения; а готовою на всякое добро живейшею ревностию, — изгонишь безбожное равнодушие (разленение), делающее зло врощенным в душу. Стяжать же сии добродетели можешь ты не одним своим произволением, но силою Божиею и содействием Святаго Духа, при многом внимании и молитве, и стяжав их таким образом, можешь чрез них избавиться от сказанных трех крепких исполинов лукаваго. Когда силою действенной благодати образуется в душе, и тщательно будет храним в ней (тройственный) союз истиннаго ведения, памятования словес Божиих и доброй ревности; тогда самый след забвения, неведения и равнодушия исчезнет из души. Они обратятся в ничто, в душе же начнет царствовать наконец благодать, во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава, во веки веков. Аминь.
то есть,
действовать готовой на всякое добро живейшей ревностию – против лени. В полноте такое действие подает Дух – тогда оно спонтанное и мгновенное, еще до рац.осмысления.
Бац! И уже делаешь доброе дело, и "не ведает правая рука, что творит левая". Ну, а когда сам, тут нужно потрудиться со своей стороны...нужно принуждение, насилие
и еще –понять, когда именно впадаешь в спячку и теряешь контроль в угоду "трем исполинам".