Исихазм

Автор Тема: Сораспятие  (Прочитано 2122 раз)

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Сораспятие
« : 26 Сентябрь 2012, 23:40:24 »
 Леонид обещал Солохину(здесь: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1912.60 ) описать как видит он со-распятие Христу. Я не нашёл... Напиши, а?

  Вот тут например : http://www.duhovnik.com/node/1985 недоговорённость... что то, начал говорить отец и туман остался:

    " в этом-то и есть ТАЙНА КРЕСТА. Ты должен всю жизнь свою провисеть на кресте. А когда человек на кресте, — думает ли он достичь совершенства? Конечно, нет. Он только страдает от созерцания своих страстей, кои распинаются на Кресте Христовом. Если же ты подумаешь, что уже умертвил какую-то страсть в себе, то в тот же момент как бы сходишь со креста. А с креста сходить самому нельзя: с креста снимают замертво. И снять тебя с креста может только Сам Христос. Как Его сняли Иосиф с Никодимом, обвивши плащаницею чистою и помазав ароматами, так и тебя некогда Сам Христос придет снять с креста и тоже обвяжет твои раны плащаницею..."

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Сораспятие
« Ответ #1 : 27 Сентябрь 2012, 20:41:26 »
Как я понимаю и чувствую [сегодня] из моего опыта молитвы, со-распятие Христу осуществляется мистическим образом. Господь не требует от нас буквального повторения Его Подвига на Кресте, хотя и такое случается с некоторыми, особо избранными Им.

Самый прямой путь на Крест Христов - Умное Делание в его ультимативной форме, а именно - достижение полнейшего безмолвия ума, обретающегося в середине тела [как мы привыкли говорить - "в сердце"], где ум человека встречается с личным Господoм Христом. При этом уже не требуется произносить никаких слов молитвы, т.к. само это предстояние Господу и есть наивысшая форма молитвы.

Достижение такого состояния Жизни - процесс длительный и, временами, очень мучительный. Отцы-молитвенники не зря назвали его "Бранью Невидимой". Собственно, те муки и борьба, переживаемые в молитве и есть аттрибуты со-распятия Христу.

Говоря теоретически [как мы все знаем], нам для встречи с Господом просто таки необходимо "распять" живущего в нас Ветхого Адама [и Еву :-)], чтобы его смерть на мистическом кресте молитвы смогла бы освободить в нас "пространство" для личного Господа, который единственно, кто нас обожествляет и подаёт Новую и Истинную Жизнь.

Почему боль и борьба, спросите вы? Потому что тела наши за эоны отпадения от Правды Господней настолько искажены и изуродованы, что не могут принимать Полноту Божьей Благодати слёту, а могут только частично и иногда. А нам необходима именно Полнота. Поэтому во время молитвы происходит встречное движение: мы - ко Господу, и Господь - к нам. Глупо думать, что мы можем в течение одной этой короткой жизни исправить икажения сознания и тела, приобретённые и унаследованные нами от безчисленных поколений наших предков [начиная с Адама], без активного вмешательства Господа Христа в процесс нашего исправления и Сопасения.

Боль со-распятия, хоть и носит вполне трансцендентный характер, мало чем отличается от реальной физической боли, а по временам и вовсе неотличима от неё. Её главное качество в том, что мы, подобно самому Христу, налагаем её на себя добровольно, и если вдруг она оказывается невыносимой, то её легко прекратить просто перестав молиться.

Однако "процесс" распятия нуждается в завершении, и мы точно знаем, каково оно: смерть, погребение, воскресение.
Можно, конечено избегать всего этого и продолжать притворяться христианином, но реального следования Христу не происходит, и такая жизнь не имеет никакого смысла вообще, кроме ужесточения и ороговения примитивных форм самости.

Трансцендентность боли коренится в разных местах тела, во внутренних органах, не только физических, но и духовных также. Мы должны быть готовы к любым неожиданностям во время молитвы, т.к. ригидное [как мы говорим "дебелое"] тело яростно сопротивляется любому преображению и ведёт себя как отделённое от сознания существо со своим набором инстинктов, привычек и предпочтений. Весь этот "наборчик" приходится разрушать постепенно, чтобы не происходил слом организма или необратимый вывих сознания.

Надо понимать досконально, что наградой нам за со-распятие, крестную смерть и воскресение будет Новая, немыслимая и непредставимая сейчас жизнь во Царствии Божием со Христом-Спасом, ещё в этом, но уже кардинально изменённом теле, с умом, полностью заменённым на Ум Христов, но при сохранении своей уникальной идентичности, не смешиваемой с Господом: неслиянно-нераздельно.

Победа над смертью манифестируется тем, что к такому преображённому человеку приходит ясное видение своей неуничтожимости, и что физическое тело, хоть и новое, не единственный способ существования души и духа в целостности восприятия сего мира, наравне с Миром Горним.
« Последнее редактирование: 27 Сентябрь 2012, 21:06:15 от Леонид »
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Сораспятие
« Ответ #2 : 27 Сентябрь 2012, 23:43:04 »
Если так, чтобы уяснить: ветхий человек - самолюбие? Противоречие ему - со-распятие. Моё самолюбие распинает Христа. Умное Делание наоборот распинает самолюбие.
 Страдание от ущемления самолюбивых стремлений это только часть. Получается страдаешь от того, что видишь, как топчется ветхим человеком Жизнь которая начинает только тебя наполнять.
           Можно ли считать со-распятием то, когда не имея сил возвести ветхого человека на крест, усиливаешся не отводить внимание от сердечной  раны происходящей от вышесказанных страданий, стоишь в них и призываешь Избавителя? То есть как бы не избегаешь копья, но ещё и грудью ложишься? То есть не имея дел, удержание Упования?
   

   Конечно, форумчане тоже пишите... может я не так всё понимаю.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Сораспятие
« Ответ #3 : 27 Сентябрь 2012, 23:49:13 »
Леонид, спасибо. С радостью обретения Креста вас поздравляю!

Молитва есть путь к восхождению на Крест, а распятие на Кресте только начинается с созерцания Царства Небесного и познания ума Христова. еще здесь, но вне тела и ума, когда оно дается как вкушение, но не навечно, а  для просвещения и оставления в немощи Богооставленности.

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Сораспятие
« Ответ #4 : 28 Сентябрь 2012, 10:58:42 »
Если так, чтобы уяснить: ветхий человек - самолюбие? Противоречие ему - со-распятие. Моё самолюбие распинает Христа. Умное Делание наоборот распинает самолюбие.
   
   Конечно, форумчане тоже пишите... может я не так всё понимаю.

я тут еще в подготовительной группе, но некоторые вещи сразу понимаешь -  что самолюбие хочет распинать Христа, а ИМ распинает самолюбие.

вчера как раз читала послание Павла к евреям..

 
4 (ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших Дара Небесного, и соделавшихся Причастниками Духа Святого,
 
5  и вкусивших Благого Глагола Божия и Сил Будущего Века,
 
6  и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему).
 
Speak to me a word that I may live

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Сораспятие
« Ответ #5 : 28 Сентябрь 2012, 18:31:56 »
Если так, чтобы уяснить: ветхий человек - самолюбие? Противоречие ему - со-распятие. Моё самолюбие распинает Христа. Умное Делание наоборот распинает самолюбие.
С моей т.з. "ветхий человек" - не самолюбие, а отпадение от Бога во Тьму. Если бы он по-настоящему любил себя, то нашёл бы в себе силы припасть к Богу и к Его Спасению, а так - "любит" он свою вонючую грязь, в которой безвыходно барахтается до конца дней своих, постоянно отгоняя ужас предстоящей и неминуемой смерти в подсознание, окуда этот ужас исподволь руководит всем целеполаганием человека.

То, что мы называем "самолюбием" есть ни что иное как инстинкт охранения [и сохранения] своей отдельности от всего сущего, от так наз. "других", от Господа.
Страдание от ущемления самолюбивых стремлений это только часть. Получается страдаешь от того, что видишь, как топчется ветхим человеком Жизнь которая начинает только тебя наполнять.
Страдаешь оттого, что душа, изначальная христианка, отлично знает, что принадлежит совершенно другому миру, что живёт не по Христу. Но общепринятая модель сознания вынуждает её жить по законам мира сего, лгать ежеминутно, изворачиваться, подличать, наступать себе на горло во всём. Нет мира в душе [как говорится], а мир даёт только Дух Мирен - Св. Дух.
Можно ли считать со-распятием то, когда не имея сил возвести ветхого человека на крест, усиливаешся не отводить внимание от сердечной  раны происходящей от вышесказанных страданий, стоишь в них и призываешь Избавителя? То есть как бы не избегаешь копья, но ещё и грудью ложишься? То есть не имея дел, удержание Упования?
Ни у кого из нас нет сил возвести нашего "ветхого Адама" на крест. Мощный инстинкт самосохранения тела и сознания не даст. Именно поэтому нам необходима Божественная интервенция. Когда мы молим Господа помиловать нас, не следует забывать, что в этой просьбе также содержится призыв к Нему о содействии в со-распятии.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Сораспятие
« Ответ #6 : 28 Сентябрь 2012, 19:17:43 »
Со-распятие - это процесс, в котором на нас нисходит Дух, претворяя наше естество,  и в котором мы, со своей стороны, совершаем усилия для Его вмещения ("Никто не отнимает жизни Моей у Меня, но Я Сам отдаю ее").

 Этот процесс происходит в точке пересечения вертикали Духа и горизонтали нашей "материальной" жизни. Чем более мы наполняемся, тем более возрастает наша способность любви и милости, а тело как бы мягчеет, теряет свою жесткость, становится легким, алертным. Становится меньше фиксаций ума, меньше зацепок, окрадывающих наше внимание.
 
"В борьбе всего, что в нас есть непрозрачного, что мешает нам смотреть в сторону Бога, мы не можем быть ни полностью активными, ни полностью пассивными. Мы не можем быть активными в том смысле, что сколько бы мы ни суетились, своими усилиями мы не можем ни  взобраться на небо, ни свести Бога с небес. Но мы не можем быть и просто пассивными и сидеть сложа руки; подлинных отношений не существовало бы, если бы мы просто пассивно подвергались Его воздействию. Аскетическое поведение состоит в бдительности, - бдительности воина, который стоит в ночи так тихо, как только способен, с таким внимание и так чутко, как только возможно, чтобы правильно и быстро реагировать на все, что бы ни случилось. В каком-то смысле он бездействует, потому что стоит и ничего не делает, с другой стороны, он напряженно активен, потому что он настороже и совершенно собран...
Мы должны стоять в присутствии Божием в полном безмолвии и собранности, в чутком внимании, не шелохнувшись". (Антоний Сурожский "Трудническая молитва")
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Сораспятие
« Ответ #7 : 28 Сентябрь 2012, 22:08:18 »
Цитировать
...а там, в небесах, кончится крест, начнется вечеря брачная, вечный духовный пир, торжество во имя Агнца, закланного от создания мира
да не там, а тут...  :-) тут они, небеса, а не там... :roll: Царство Божие внутрь нас есть...и небеса тут...и Крест тоже тут...и граница между небесным и земным (ветхим) проходит внутри нас...и граница эта постоянно меняет свои очертания... :-)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Сораспятие
« Ответ #8 : 28 Сентябрь 2012, 22:18:02 »
Одно есть несение Креста и другое - распятие на Кресте или восхождение на Крест. Между тем и другим есть существенное различие. Первое осуществляется нашим произволением при помощи Господа, а второе соделывается не тем, кто несет Крест. Как не может человек сам себя распять на Кресте физически, так и внутренний человек не может распять сам себя. Человек может своим произволением нести  Крест и отдать себя на распятие, но не может сам себя распять. Поэтому со-распятие - это не распятие. а несение Креста.

«Два есть способа взойти на крест: один - распятие тела, а другой - вхождение в созерцание; первый бывает следствием освобождения от страстей, а второй - следствием действенности дел духа» (прп.Исаак, слово 55).
В первом способе человека распинают окружающие его люди при содействии Духа.  А во втором способе человека распинает Дух.

Кто несет свой Крест, поднимаясь на Голгофу молитвы, тот отдает себя на распятие созерцанием Царства Небесного. Созерцание сладостно, но лишение его пригвождает человека ко Кресту и распинает в адских муках Богооставленности. И это не наказание, а восхождение на Крест вслед за Господом нашим Иисусом Христом.

Тяжело и больно нести Крест, но на Кресте человек вслед за Иисусом вопиет громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Самолюбие не распинается на Кресте. Восхождение на Крест есть следствие освобождения от самолюбия, как от корня всех страстей.
А распятие - это вхождение во врата вечности действием Духа. И в этом смысле можно говорить о сораспятии вместе со Христом.

Можно и несение Креста назвать распятием и висеть всю жизнь на Кресте. А борьбу со страстями назвать их распятием. Но если следовать терминологии прп.Исаака, то распятие есть следствие освобождения от страстей. И это потому так, что знает он разницу между размышлением о со-распятии и самим распятием. Страдания и боли, происходящие от освобождения от страстей не сравнимы с Богооставленностью после вкушения Царства Небесного. Первое - познание себя, а второе - познание ада.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Сораспятие
« Ответ #9 : 29 Сентябрь 2012, 18:28:16 »
Neovit!
Оч. хорошо!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.