Я бы уточнила насчет духа. Дух завета, такой, какой дух людей.
Дух Завета Бога людям превышает дух человека. Иначе это будет не Завет. Завет – от Духа к духу. Если от духа – к духу – то это уже не Завет, а договор.
В Новом Завете иудеям сказано: по жестокосердию вашему дал вам Моисей такую заповедь. То есть, характер и содержание заповедей во многом определяются уровнем нравов того времени.
Да, по жестокосердию. Поэтому и характер и содержание заповедей не определяются уровнем нравов. Во многом, если не сказать, во всем, они определяются состоянием сердца человека, того, что не видно внешним взглядом, того, что сокрыто и находится в глубине человека. Внешне можно быть благочестивым и праведным, а внутри – исполненным тления. Об этом хорошо говорится Господом в притче о мытаре и фарисее.
Заповеди, которые были переданы через Моисея, не предназначались лишь для внешнего их исполнения. Они и тогда, впрочем, как и сейчас, были необходимы для очищения и освящения сердца человека. Чтобы из жестокого и бесплодного оно стало милостивым и рождающим духовные плоды, плоды вечной жизни.
Человечеству нужно было пройти долгий исторический путь, чтобы изжить "зло человека, которое от юности его".
Если говорить не о буквальном понимании Завета, то «долгий исторический путь» очищения, зарождения и возможного созревания сердечного плода происходит в течении всей земной жизни каждого человека. Поэтому для Бога так дорог каждый человек, пришедший в этот мир, и грешный и святой!