Хочу сказать еще об одном. Можно провести аналогию, которая, возможно, многим покажется недопустимой, но тем не менее.
Мне кажется, что действия Бога, такими какими их изображает Ветхий Завет, имеют много общего с деятельностью богоборческих режимов первой половины ХХ века. Та же сверх-цель, сверх-благо, которым оправдывается то, что вызывает ужас.
Например, и тут и там зачастую имеют место уничтожение людей не из-за их личной вины, а просто по какому-то внешнему признаку. Уничтожение египетских первенцев в Ветхом Завете и, допустим, расстрелы большевиками людей просто по факту принадлежности к духовенству, дворянам, зажиточным крестьянам и тд. Изгнание народов в Ветхом завете и депортации сталинских времен. Эксплуатация страха - и тут и там. Степень личной вины каждого конкретного человека даже не рассматривается или во всяком случае второстепенна, во главу угла ставится принадлежность к "врагам" в одном случае, к "грешникам" и "нечестивцам" с другой.
Я вовсе не утверждаю, что изображение Бога в Ветхом завете сводится лишь к этому, но вот этот слой восприятия очень силен.
И для его "принятия" требуется включать механизм оправдания необходимостью, сверх-целью, сверх-благом. Тут открывается простор для ума и изощренных построений.
А без этой изощренности не залатать зияющую пропасть между Ветхим заветом и Благой вестью, которая открывает человеку иные отношения с Богом. Оказывается, Бог обращается не к отдельным избранным, а к каждому человеку вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу и даже вне зависимости от того, праведен ли конкретный человек или грешен.
Цель Бога - не смерть грешника, но его спасение.
Благая весть оказывается смертельной для земных империй, государств, обществ, в которых человек - винтик. Но она оказывается спасительна для человека.