"Алгоритмический" "компьютерный" ум (или у МИ - разум) иногда не беда, а единственное спасение - мощный логический заслон от сбоев. Средство "самоконтроля и устранения ошибок".
Ум (по МИ) - это современным языком - способность к ассоциативному мышлению. Это вещь крайне сложная и опасная. Управлять грамотно этой способностью единого целостного ума (ума + разума по МИ) надо много и долго учиться. Или быть простым гением ума. И результат тут не гарантирован. Лишь мощный рассудок, любящий все расскладывать по полочкам, может справиться с мощным ассоциативным умом. Тем умом, который способен к созерцанию.
Простите, Сергий. Но эти Ваши рассуждения не имеют никакого отношения к тому, что говорил об уме и разуме и об их развитии сам МИ. Например, этот известный отрывок из "Мистагогии". Вам ведь близки построения МИ, не так ли? Тогда вот:
Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом. Они суть первые силы души.
Сочетание же, обозначающее Бога, есть Истина и Благо.
...ум, приводимый в движение мудростью, приходит к созерцанию; посредством созерцания - к ведению, через ведение - к незабывающему ведению, а посредством него - к Истине. Окрест же Истины ум находит предел своего движения
Равным образом и разум, приводимый в движение рассудительностью, приходит к деланию, через делание приходит к добродетели, а посредством добродетели достигает веры - истинно твердой, непоколебимой и полной уверенности в [вещах] божественных. Ею разум первоначально обладает, благодаря рассудительности, как возможностью, а затем она является осуществленной. в соответствии с добродетелью обнаруживаясь в делах, ибо написано: Вера без дел мертва (Иак. 2:20). Ни один [здравомыслящий] человек не осмелится причислить мертвое и бездеятельное к [вещам] добрым. Через веру же разум приходит к Благу, где он, прекращая деятельность, обретает свое свершение, поскольку его сила, свойство и действие ограничиваются [этим Благом].
Раньше этот текст подробно разбирал на форуме Евгений. Посмотрите, если хотите...
Здесь же выделю вот что.,Ум, о котором говорит МИ – то же, что сущность ума, в сокровенном сердце человека. Ему и созерцать.
А разум – энергия ума, та что "в мозгу" ему и верить несомненно.
И по МИ, у каждого – свое развитие, своя эволюция и свой беспредельный предел: уму предел – вкруг Истины (потому что ум не в силах Истину постичь, а может лишь обращаться вкруг Нее, в бесконечном приближении). А разум – прекращается, свершаясь во Благе.
Красиво, правда?
Полюбуемся, но не будем отливать в чугуний
Имхо.
Евгений знал толк в таких делах явно из практики. Думаю, потому и покинул форум, что ему стало скучно, грустно и не интересно здесь, а изображать знатока - это ему явно было еще противней. Это я по его последним постам сужу.
Ваша цитата не самая важная. Самая важная в 5 главе вот эта цитата:
Таким образом, когда душа становится единовидной, соединившись сама с собой и с Богом, и когда она увенчивается" первым, единым и единственным Словом и Богом, то перестанет существовать и разум, в [своем] помышлении разделяющий ее на многие части. Ибо в этом Слове, как в Творце и Создателе сущего, единообразно существуют и пребывают, в соответствии с единой и непостижимой простотой, все логосы сущего. Взирая на него, пребывающего уже не вне души, но всецело во всей ней", и сама душа будет непосредственно созерцать логосы и причины сущих, благодаря которым, вероятно, она до своего обручения со Словом и Богом медленно продвигалась по пути рассудочного познания"°. И посредством их она теперь бережно и гармонично приводится к Тому, Кто созидает и содержит все логосы и все причины.
Таково то, что относится к душе, обладающей в возможности соответственно уму, как мы сказали, мудростью, из мудрости обретающей созерцание, из созерцания - ведение, из ведения - незабывающее ведение, которое ведет душу к истине как пределу и цели благ, соразмерных уму. Соответственно же разуму, она имеет рассудительность; рассудительность приводит к деланию, с помощью которого обретается добродетель, ведущая к вере, а в соответствии с верой душа достигает Блага как блаженной цели всех разумных действий. И когда достигается тесное единение всего этого, то и образуется наука о [вещах] божественных.
Речь идет о гармонии души человека, а гармония эта - это достижение состояния превыше Адамового до падения, и каково оно МИ описывает четко. Разум, отколовшийся по падении Адама от ума и взявшийся судить, что есть добро, а что есть зло, должен умолкнуть о всем внешнем навсегда. Разум должен слиться с умом навсегда, оставив за собой лишь осознание умом своего ипостасного бытия, отличимого от других ипостасей и более ни одной мысли не нужно разуму по замыслу Бога. Все остальное по мере познания Бога от Него в созерцании вплодь до превращения полученного в незабывающее ведение будет получать непосредственно ум без всяких рассуждений о добре и зле, но со знанием их от Первоисточника. В этом суть гармонии твари и Бога.
Я же пишу лишь о ранней стадии шествия ума и разума человека навстречу друг другу под водительством Бога. Не надо путать разные этапы пути и взгляды под разными углами на этот путь. Я не забегаю вперед слишком далеко. Зачем?
Воспринимать озарения тяжкий труд. Ум как выжатый лимон после открытия тебе Богом смысла даже одной не самой сложной, но не очевидной притчи, которая важна для тебя здесь и сейчас, и к которой тебя привел Бог, чтобы открыть ее тебе. Только к утру следующего дня обычно приходишь в себя. Все это время ум перестраивается с учетом полученного в созерцании, он обновляется в ведении и незабывающем ведении и ему не надо мещать и грузить другой работой. Воспринять не очевидный логос, скрытый в тумане слов и смыслов, очень не просто. Это очень сложно описать, но почти физически ощущаешь эту перестройку ума.
Вы не поняли у МИ главного. Ум и разум не проходят пять этапов и остаются на высшей фазе, слившись воедино. Это не совсем так. Все этапы постепенно сжимаются и сливаются воедино, но не исчезают. И через все эти этапы, постепенно ускоряясь, "протаскиваются" в нужной последовательности потребные душе логосы, которые от простых логосов, преходят к все более и более сложным, затем составным логосам и все более сложным тоже. Только после этого труда ум может стать Христовым и отказаться от ненужной уже ему способности рассуждения, так как все логосы в него уже будут упакованы и встроены в него должным образом, а новые он будет брать уже привычными ему теперь озарениями по мере необходимости, которую определяет не ум, а Бог.Только нельзя лезть вперед по своей воле в этом вопросе - это губительно.