Можно ли пребывать в Боге и при этом страдать без Бога? Неужели святые никогда не страдали без Бога? Я говорю, пока лишь, опираясь на статью Померанца. Страх того, что, не приняв духовный огонь в сердце, он может тебя уничтожить, испепелить твое сознание, разве это не страдание? Померанц приводит два случая самоубийства, называя это безумством, когда неочищенный человек рвется навстречу духовному огню. Рвется один, сам («один в поле воин» - слоган Миркиной), без Христа и сгорает в этом огне… Разве это не страдание? Разве здесь не описан страх страдания без Бога?!
...Столкнувшись с таким страданием, человек приходит к пониманию того, что одному, без Христа, к Богу идти не просто опасно и безрассудно, но и невозможно!
... только совместно с Христом – сораспяться с Ним. Но не в одиночку, как предлагают Померанц и Миркина.
А дальше вопрос: что означает "быть со Христом", что означает "сораспяться со Христом"?
А это в том числе означает пройти через ужас одиночества и богооставленности, который прошел Он Гефсиманской ночью и на Голгофе. Он был одинок: сначала Его оставили ученики. Затем Его оставил Отец. Он остался один.
"Со Христом" означает "как Христос".
Все мы так или иначе проходим временами через ужас одиночества и богооставленности и, возможно, главный ужас - еще впереди. Когда рядом с нами не будет ни Отца, ни Сына.
Быть со Христом, это, как ни странно, означает остаться без Христа - без всего, что нам внушалось, во что мы верили и тд.
Это означает остаться одиноким, когда внутри - лишь чудовищная пустота, а вовне - враждебность, безысходность и вечная смерть.
И это одиночество, быть может, необходимо, и об этом говорит Миркина:
"Церковь незримая, та подлинная Церковь, которая, может быть, и есть цель человечества. Эта соборность, единство, это конец одиночества, но приходят туда только через одиночество, когда каждый спускается один в свою собственную глубину. И эта глубина оказывается единой для всех, чтобы встретиться на этой глубине, надо найти вход в нее внутри себя самого".
Ах, Антиквар как Вы хорошо говорите! СпасиБо Вам! И цитата авторов хороша. Правда "когда каждый спускается один в свою собственную глубину", то можно и обязательно должно держаться за руки братьев (и нынешних, и Святых Отцов, и Самого Христа, взошедшего на крест за друзей и братьев своих, как сказано у Иоанна). Иначе, по гордыне своей, можно легко залететь не в ту "глубину". Ничего особенного, просто, техника безопасности и учителя, обучающие, как следует, нет, не понимать, а всего лишь
самому учиться понимать единственно верного Учителя глубинного погружения.
Вопросы, же
Грациии говорят о том, что авторы статьи уж через чур шифруются. Каждый в их словах норовит видеть свое. И каждый прав оказывается. Авторы статьи, безусловно, молодцы. Но это даже не миссионерство. Это пред миссионерство. Это для тех, кто не умеет плавать, и не видел никогда водоема большего, чем лужа и ли ванна. Или видел, но проходил мимо. Можно согласиться с теми, кто говорит, что, вряд ли, так могут писать те, кто сам никогда не нырял на глубину.
А дальше вопрос: что означает "быть со Христом", что означает "сораспяться со Христом"? Тут два вопроса и на каждый нужно отвечать всю жизнь.
Отвечу на второй вопрос. Разумеется, это не ответ на весь вопрос, а лишь понимание некоторого обязательного компонента того, что значит "сораспяться со Христом".
Если коротко, то это означает явную и однозначную демонстрацию истинности веры, надежды и любви (которые в некоторых ситуациях трудно разделить), не смотря ни на что, то есть абсолютно ни на что не смотря. Иисус на кресте продемонстрировал любовь к Отцу и веру в Него, не смотря ни на что (даже на Богооставленность). Исключительный и ясный образец теста и критерия веры и любви Самого Бога Сына к Богу Отцу и образец его преодоления. И нам жизнь без конца подкидывает такие тесты. И нам надо нести свой крест в соответствии с указанным образцом. Только и всего. Но, повторяю, это лишь часть ответа.
Все мы так или иначе проходим временами через ужас одиночества и богооставленности и, возможно, главный ужас - еще впереди. Когда рядом с нами не будет ни Отца, ни Сына.
Быть со Христом, это, как ни странно, означает остаться без Христа - без всего, что нам внушалось, во что мы верили и тд.
Это означает остаться одиноким, когда внутри - лишь чудовищная пустота, а вовне - враждебность, безысходность и вечная смерть. Да, это верно. Но, у меня всегда теперь в такие периоды автоматически (вне осознанного волевого усиля и мысли) всплывает из глубины (по воле Духа, соединенной с волей сердца (но не ума)?) непрестанная молитва и вся муть оседает, мороки тают, уходят страхи и приходит Христос. Молитва заполняет все естество и все его очищает. Иначе, ты на пороге ада. А это не шутки. Кто испытал, тот подтвердит.
Но лучше до этого не допускать. Непрестанную молитву можно "поднять" из глубины естества волевым усилием в любой момент, и она будет щитом от помыслов, толкающих в мыслеад, и мечом для них тоже будет обязательно. Стараюсь так всегда и поступать.
Главное знать, что молитва всегда в тебе, что ты всегда молишься в своей глубине сердца ею непрестанно. В этом великая сила веры. И еще надо погружать по мере сил туда и весь ум через внимание в сердечном месте. Впрочем, тут ничего уже не объяснишь словами - все само собой должно выходить. Объяснить не могу.
Сердечной молитвой это все равно не будет. Сердечную молитву дает только Дух по одному Ему ведомым правилам и законам.