Можно ли пребывать в Боге и при этом страдать без Бога? Неужели святые никогда не страдали без Бога? Я говорю, пока лишь, опираясь на статью Померанца. Страх того, что, не приняв духовный огонь в сердце, он может тебя уничтожить, испепелить твое сознание, разве это не страдание? Померанц приводит два случая самоубийства, называя это безумством, когда неочищенный человек рвется навстречу духовному огню. Рвется один, сам («один в поле воин» - слоган Миркиной), без Христа и сгорает в этом огне… Разве это не страдание? Разве здесь не описан страх страдания без Бога?!
Но в этом страдании и рождается свет осознания своей полной беспомощности перед величием и могуществом Бога у человека неудовлетворенного лишь поиском следа Божьего. Столкнувшись с таким страданием, человек приходит к пониманию того, что одному, без Христа, к Богу идти не просто опасно и безрассудно, но и невозможно! Можно только умственно подходить до того небесного предела, где заканчивается образное и интеллектуальное постижение Бога, а дальше – пути нет. Дальше – Крест - Огонь Божьей Любви, уничтожающий грех и исцеляющий человеческую природу. И его можно пройти только совместно с Христом – сораспяться с Ним. Но не в одиночку, как предлагают Померанц и Миркина. Здесь я солидарна с Леонидом в его попытках передать мысль о необходимости и неизбежности Креста!
Святым мы видим человека, когда он уже прошел через Крест Господень и сораспялся Ему. А если он только подходит к этому осознанию, то он тоже свят, свят этой светлой мыслью, что ведет его к Богу. И эта мысль – Иисус Христос! Мужество – это благодать Духа Святого, которая ведет на Крест.
Дай Бог сил и здравия Померанцу и его супруге и земной им поклон за их такие важные мысли и дела!