В продолжение сказанного
в предыдущем посте:***
Ненасытно насыщаясь теплом и светом Умного Солнца, душа понемногу навыкает – пребывать в этом, естественнейшем для человека состоянии. Солнце взращивает, окормляя, душу, но и пожигает сорняки в оболочках человека, что бывает подчас болезненно, пока не усохнет их злая поросль.
Душа творит заповеди, и это (отнюдь не сразу) становится также легко и естественно для нее, как дыхание, когда она так вскармливается. Если же Солнца нет, значит, Солнце закрыто облаком твоего омрачения. Тогда, как учил Симеон Новый Богослов, делай все, чтобы умилостивить Царя и примириться с Ним – милостыней, постом либо молитвой. Делай это ни для чего иного, как только чтобы умилостивить Владыку.Твои благодарения в такое время Ему не угодны, так что проси у Него милости и примирения. А когда несомненно получишь явный знак примирения, возноси благодарения Владыке. Потому что неугодны Ему твои мольбы о помиловании, когда ты примирился с Ним.
При этом до человека уже доходит, что не по-наемничьи, но по-сыновнему пришел он к Царю. И если есть у сына страх, то это – именно трепетный страх любящего сына, боящегося чем-то оскорбить и огорчить любимого Родителя. В это время уже дается ему со-беседование и творчество – в возношении хвалы Богу. В таком творчестве начинает раскрываться в человеке Образ Божий, ведь одно из важнейших свойств Образа – это творчество в Боге.
Все это происходит в углубляющемся вИдении собственной греховности. Под умным Светом все наши грехи резко высвечиваются как бы на контрасте, все с большей интенсивностью. Здесь многое можно сказать, и все относится к важным практическим аспектам делания. Вот,
elm на форуме
хорошо сказал об этом недавно, про искомое непроизвольное сокрушение духа и "ощущение зараженности грехом":
В этом возрасте возникает иной стимул для растущего младенца : уже не "молочко", не пассивное восприятие благодатного нектара радования и всяческих чаемых "ощущений", но неустанный поиск Манны Небесной, Насущного Хлеба. На-сущного – данного на то, чтобы существовать, чтобы жить. Душа опытно начинает воспринимать, очень остро – или она существует, окормляясь Хлебом Животным. Или, отпадая от Него, прекращает свое существование, отчего такая душа болезнует и плачет, подобно Адаму, изгнанному из Рая. Со слезами и отчаянными мольбами душа жаждет вернуться в рай. Такова небесная педагогика – милующая, но весьма эффективная...
***
Для окормления Хлебом Жизни нужно как бы отступить в себе, как бы вжатьСЯ. Такое само-умаление также становится вполне конкретным деланием. Нет самоумаления – значит, человек не дает Хлебу войти, не освобождает место для Него.
***
Открывающееся человеку вИдение грехов является одновременно и безжалостным вИдением его пребывания в смерти, в нынешнем падшем и омраченном состоянии, когда человек – безЖизнен. Жизнь уходит от него и он остро замечает пустоту и смерть в себе и вокруг себя. Он уже воспринял наполненность, полноту Жизни, а теперь остро воспринимает Ее отсутствие – в фальши и пустоте, в липких и смертоностных приманках мiра сего.
***
Трагично, когда душа, потеряв Возлюбленного, по небрежности своей, вместо того, чтобы искать Его, привычно упорствует во грехе, возвращаясь к прежним своим пакостям. С такой души уже иной спрос и она может быть больно уязвлена за свое полоумие.