Интересное примечание:
"Составитель сборника «Трезвомыслие» приносит свое извинение перед Новиковым Н. М., автором книжной серии «Путь умного делания», за неправильное понимание его слов о методе определения сердечного места (см.: Путь умного делания. Красногорск, 2000. С. 174), на которые дается отсылка в книге «Трезвомыслие» (см.: Т. 1, с. 80). При последующих переизданиях «Трезвомыслия» данное место будет удалено. Удалено оно также и в электронной версии книги, помещенной на нашем сайте."
Примечание касается несостыковки в определении расположения сердечного места. Это место предлагается определять с помощью всех сомкнутых пальцев правой руки, расположенной горизонтально так, чтобы большой палец оказался непосредственно под межключичной впадиной. Тогда под концом мизинца оказывается точка. соответствующая сердечному месту. Так по методу Новикова. А в "Трезвомыслии", ссылаясь на Новикова, говорится, что большой палец следует оттопырыть. Тогда, ес-но, точка, связ. с серд.местом, смещается ниже. Такое смещение вниз (а это ~6-8cм, не больше, если руки не огромные) Новиков считает неприемлимым.
По моему мнению, это типичное отцеживание аскетических комаров сугубым теоретиком. Замечу, что я все же поиграл с этим оттопыриванием пальца
И получается, что с "оттопыриванием" место сосредоточения (т.н. сердечное место) близко к месту, как его задает Игнатий Брянчанинов. По "неиспорченному" методу Новикова это место выше. Вообще, ощущение ужасной местечковости и... не буду называть чего еще.
Привожу ниже относительно трезвое примечание из "Трезвомыслия":
Еще в начале прошлого века выдающийся русский мыслитель Лев Тихомиров в своей книге «Религиозно-философские основы истории» указал на некоторые ошибки в суждении святых отцов о расположении анатомического сердца в теле человека. Он пишет: «Нельзя, однако, не отметить, что задание “держать ум в сердце” — то есть держать в единении умовую и эмоциональную сторону души — у наставников “умной молитвы” очень тесно связывается с понятием о сердце как органе кровообращения. Наставления их весьма озабочиваются правильным определением места сердца, по поводу чего возникают даже споры. Это очень любопытная сторона аскетических наставлений, связанных иногда с очень фантастическими понятиями об анатомии и физиологии, но представляющих чрезвычайную тонкость наблюдения связи эмоциональных движений с различными частями тела» (Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М.: Москва, 2000. С. 520).
Святитель Игнатий приводит здесь основанное на учении святых отцов и собственном молитвенном опыте определение сердечного места: «Это — словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца…». В «Слове о молитве Иисусовой» он объясняет анатомическое устроение сердца: «Оно верхнею оконечностию, находящеюся сопротив левого сосца груди, прикреплено, а нижняя его часть, нисходящая к оконечности ребер, свободна…» Святые отцы заповедуют нам сосредотачивать внимание в молитве в верхней части сердца и воспрещают опускать ум в его среднюю и нижнюю часть. Например, старец Василий Поляномерульский в «Предисловии» на книгу святого Филофея пишет относительно этого следующее: «Когда же кто в молитве начнет сосредоточивать внимание на середине сердца от груди, тогда или от случающегося оскудения сердечной теплоты, или от изнеможения ума и притупления зрения его из-за частого действия молитвы, или от самой воздвигнутой врагом брани, ум сам собой ниспадает к чреслам и смешивается с теплотой похотной, хотя и невольно, по причине сближения с ней при совершении молитвы на середине сердца. Некоторые же по крайней нерассудительности, лучше же сказать, не зная, что такое верх и середина сердца, что такое средняя его часть и что такое конец его, начинают совершать молитву снизу на конце сердца, при чреслах. И таким образом они частью ума касаются сердца и частью — чресл, сами собой призывая прелесть, как факиры — змею, ибо невозможно таким способом, сосредоточивающим внимание, избежать приближения вражеского»
Из приведенных слов святителя Игнатия и старца Василия видно, что их сведения о строении человеческого организма и расположении сердца неточны из-за несовершенства данных медицинской науки того времени и отсутствия у отцов обширных знаний в области анатомии. Современные же научные данные позволяют нам сделать примечание о том, что анатомическое и духовное сердце (о котором учат отцы) по своему местоположению не совпадают.
Так, вблизи левого сосца находится не верхняя, как пишет святитель Игнатий, а, наоборот, нижняя часть сердца. Самая нижняя его часть, именуемая в медицине «верхушкой», располагается в пятом межреберье (то есть между пятым и шестым ребрами) — на один–два пальца ниже и на один–полтора сантиметра правее левого сосца при нормальном строении мужской грудной клетки. Эта относительно подвижная часть сердца собственно и производит его биение о грудную клетку в момент сокращения левого желудочка. Сосок же обычно располагается на уровне пятого ребра. Если принять во внимание также встречающееся у некоторых из отцов мнение, что сердечное место расположено немного выше сосца, то локализацию сердечного места можно определить как участок от верхнего края четвертого ребра до нижнего края пятого ребра — зону примерно в два–три пальца шириной.
Верхняя часть анатомического сердца (по-медицински — «основание») находится на уровне второго межреберья, то есть значительно выше указанной святыми отцами верхней части сердца духовного. Верхняя же часть сердца духовного, о которой пишут святые отцы, — она же является сердечным местом — совпадает по расположению с нижней частью сердца анатомического.
Средняя часть духовного сердца (предположительно, раздражительная его часть) захватывает собой «верхушку», то есть самую нижнюю, подвижную часть сердечной мышцы, которая и производит усиленное биение и сотрясение грудной стенки в момент обиды, гнева, ярости и прочих порочных движений души человеческой.
Нижняя же часть сердца духовного, или вожделетельная, находится значительно ниже сердца как анатомического органа вообще и соответствует скорее местоположению крупного симпатического нервного центра — чревного солнечного сплетения. Вероятно, фиксация внимания в нижней части духовного сердца, соответствующей этому сплетению, вызывает его раздражение и активизацию процессов кровенаполнения и мышечного напряжения подчревных органов, что может проявляться блудными ощущениями.
Итак, можно сделать вывод: нижняя часть анатомического сердца по расположению перекрещивается с верхней частью сердца духовного.
Однако, несмотря на заблуждение отцов о положении анатомического сердца в теле человека, их учение о духовном сердце содержит в себе полноту истины, засвидетельствованную благодатным опытом сонмов святых подвижников, делателей умно-сердечной молитвы. Для молящегося не имеет значения, в какой части грудной клетки помещена сердечная мышца и в каком межреберье происходит ее сокращение, поскольку не в сцепление мышц, не в плоть и кровь погружает он свой ум. Но для него важно именно сердце духовное, то незримое место, где дух человека совершает Вечную литургию пред Богом, где находится Царство Небесное, о котором Спаситель сказал, что оно «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). «Границы» духовного сердца относительно сердца физического бывает важно определять лишь постольку, поскольку для начинающих делателей молитвы все же необходимы какие-то ориентиры для сосредоточения внимания, а также по той причине, что сосредоточение внимания на том или ином месте тела влечет за собой возникновение определенных физических явлений в этом месте (теплоты, жжения и проч.), которые при неправильном совершении внимания способны привести молящегося к прелести. Также одной из причин, побудивших нас к написанию этого примечания, послужило желание не допустить в новоначальных подвижниках, имеющих современные знания о строении человеческого тела, смущения, которое может возникнуть у них при чтении святоотеческих рассуждений о сердечном месте.