http://www.sestry.ru/church/content/library/rkey
Игумен Авраам
Ключ разумения
Хорошая подборка...НО...описание действия молитвы монаха Василиска содержит сплошные телесные проявления...выходящие за рамки нормы...физиологической нормы...а по тому я считаю их прелестью...ТАК быть НЕ ДОЛЖНО...
Описание духовного опыта старца Василиска нам не понятно, «Ибо доныне миру служит сокровенное твое, то есть ведешь мирскую жизнь и Божие дело делаешь внешним человеком, а внутренний человек еще бесплоден; потому что плод его начинается слезами». (прп.Исаак)
Мы читаем о Василиске воображением ума о том, что возможно, а что нет и что есть прелесть, а что движения Духа. Но, надеюсь, понятно, что никакие мысленные конструкции не могут дать представление о движениях ума Божественным Духом, которые выходят за пределы движений мысли.
«1 8. Всегда движущийся ум тогда становится неподвижным и лишенным мыслей, когда он весь покрыт Божественным мраком и светом, однако он бывает в созерцании и чувстве и вкушении тех благ, в которых находится. Ибо глубина Святого Духа не такова же, что и глубина морских вод, но она есть вода жизни вечной. Все, что там, — непостижимо, неизъяснимо и непонятно; ум оказывается в этих [реальностях], когда минует все видимое и умопостигаемое, и неподвижно движется и вращается в них, живя в жизни превыше жизни, будучи светом во свете, но не светом сам по себе. Ибо он тогда видит не себя, но Того, Кто превыше его, и от тамошней славы изменяясь мыслью, всего себя совершенно не сознает». (прп. СНБ)
В отличии от прп.Симеона Нового Богослова, старец Василиск, как заметил Александр, был простецом и излагал переживаемое им просто без слов о созерцании Света и без богословских наставлений, хотя его ум восхищался Божественным духом к созерцанию Света, жил Истиной, пил «воду живую» от единого источника жизни.
Мы можем мечтать о своих достижениях в области молитвы, но единственным несомненным физическим признаком начала жизни внутреннего нашего человека, когда мы могли бы приблизиться к пониманию духовных переживаний старца Василиска, есть следующий:
«Когда достигнешь области слез, тогда знай, что ум твой вышел из темницы мира сего, поставил ногу свою на стезю нового века и начал обонять воню чудного нового воздуха. И тогда начинает источать слезы, потому что приблизилось рождение духовного младенца. Общая всех матерь, благодать, вожделевает таинственно в душе на свет будущего века произвести Божественный образ …
Вопрос. Какие точные указания и близкие признаки, по которым человек ощущает, что начал он видеть в себе плод, сокрытый в душе?
Ответ. Когда сподобится кто благодати многих слез, проливаемых без принуждения; потому что
слезы положены уму как бы некиим пределом между телесным и духовным, между состоянием страстным и чистотою …
И это точный признак, что ум исшел из мира сего и ощутил оный духовный мир» (прп.Исаак).
Слезы, текущие при рождении духовного младенца отличаются от тех, которые мы иногда испытываем во время молитвы.
«Но сей описанный мною чин слез не тот, какой с промежутками бывает у безмолвствующих, потому что и у всякого, пребывающего в безмолвии с Богом, бывает по временам сие утешение: то когда он в умственном созерцании, то когда занят словами Писаний, то когда бывает в молитвенном собеседовании. Но я говорю не о сем чине слез, а о том, какой у плачущего непрерывно день и ночь» (прп. Исаак)
Старец Василиск сподобился благодати таких слез, когда слезы текли у него без принуждения в течение длительного времени. Благодать слез сопровождается неизреченной сладостью, о которой так часто упоминается у преподобных. Но вслед за слезами и возрастанием духовного младенца происходит и его рождение, которое может сопровождаться духовным «трепетом» и
телесными «воплями».
«А когда наступит время рождения, тогда ум начинает возбуждаться чем-то тамошним, подобно дыханию, какое младенец привлекает в себя еще внутри членов, в которых обыкновенно питается. И поелику не терпит того, что для него еще необычно,
то начинает вдруг побуждать тело к воплю, смешанному со сладостию меда». (прп.Исаак).
Старец же Василиск сподобился не только благодати рождения духовного младенца, но и мира помыслов с последующим восхищением ума к видению света и богословских откровений. Как сказал некий боголюбивый авва о старце Василиске: «старец мой благодатью Божией преуспел в этой молитве и достиг мира помыслов, и блаженным меня назвал, что такого имею отца и наставника,
духовного и смиренномудрого».
Смиренномудрие и прелесть – две противоположности от разных источников. А телесные изменения, которые наблюдались у старца Василиска не от прелести проистекали, а от того, что крайне сложно человеческой плоти вместить благодать и вмещает она столько, сколько вмещает естество, а что выше, то заставляет плоть вопить и убегать от невыносимости.
И все же прав
mirnestranik, что хороший сборник, но описания о старце Василиске лучше бы не публиковать. Преподобные, созерцавшие Свет подобно старцу Василиску, избегали таких описаний. Один мой опытный в молитве знакомый, сказал, что преждевременное знание о Свете не полезно для тех, кому ведомы движения ума только мысленные и не ведомы движения ума светом и что мысленными веревочками, которые ум сплетает о непостижимом, можно и удавиться.
« Ибо если соединишься со Светом, то Он Сам всему научит тебя и все откроет и покажет, насколько полезно тебе научиться, потому что иначе невозможно тебе посредством слов научиться тому, что находится там". (прп. СНБ)