Леонид, я тоже думаю что не требуются. Он вообще ничего не требует, думаю. Мы на самом деле об одном пишем, только очевидно сложности с взаимопониманием.
Я вот что думаю: почему бы именно нам, с возможностями доступа к столь обширной информации об опыте святых, и не только христианских, не скомпоновать и создать единый практический метод молитвы. Между прочим последние больше первых сказано. Это не к самовозвышению говорю,но к тому, что опыт и практика подвижников могут быть лишь подтверждениями личного опыта. И церковь напрямую к обожению не ведёт, может лишь помочь таинствами.
Когда я читаю Максима Исповедника я вижу множество соответствий моему опыту, а когда читаю лествицу, например, или того же Паисия я вижу бремена неудобоносимые, и приятия не возникает. О чём это говорит? Думаю о том, что не каждый может объяснить как он достиг, того чего достиг с Божьей помощью, и что именно для этого нужно, а что его личный путь.
У Максима Исповедника было блестящее по тем временам образование и интеллект, поэтому и сейчас его труды актуальны.
Сейчас же каждый может прочесть больше духовной литературы, чем он. При этом сейчас обнародованы многие тексты ранее хранившиеся в тайне.
И дело не в том что образование, знания и интеллект помогают обожиться, а в том что они помогают более менее объснить как это, с Божьей помощью происходит. Но очень мало кто может отсечь главное от второстепенного, и личный путь от универсального. Но то что трудно одному легко многим вместе.
И я думаю, что именно нам, живущим сейчас, и стоит этим заниматься, к тому есть все условия и возможности.