Исихазм

Автор Тема: молитвенный дар по благодати  (Прочитано 16004 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #15 : 21 Январь 2013, 02:38:38 »
Про хорошоо...
Было в детстве...в садик ходил...сидел дома у окна...и жуткая депрессия резко сменилась тихой сладкой радостью до слёз...вместе с началом дождя совпало...с тех пор дождь люблю :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #16 : 21 Январь 2013, 02:44:09 »
Значит, наверное, туда. Просто со всем доверием и бессилием припадите, имхо, если можете обойтись без словесного шума, лучше без него, припадите и ждите до конца...
Я молюсь безмолвной...но в критических случаях иногда что то произношу в уме :-)...
Да, буду пробовать...хотя есть опыт одновременно и наблюдать за страстью и как бы опираться на центр внимания...
Это я во время атаки очень сильной делал...своими усилиями просто невозможно было остановить помыслы...не говоря уж разжение гнева...
Хороший тренинг тогда приключился :-)...а я похоже не сделал правильные выводы...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #17 : 21 Январь 2013, 04:26:30 »
Уважаемые форумчане! Почитал все здесь написанное и задался одним вопросом -  за что же это мирянину дается сразу же дар такой? Все таки нам надо больше обращаться к св.отцам. Вот что пишет святитель Игнатий Брянчанинов:

"Если монахам воспрещается безвременное стремление к молитве, приносимой умом в сердечном храме, тем более воспрещается оно мирянам. Имели глубочайшую сердечную молитву святой Андрей юродивый и некоторые другие, весьма немногие миряне: это - исключение и величайшая редкость, которая никак не может служить правилом для всех. Причисление себя к этим исключительным личностям есть ни что иное, как обольщение себя самомнением, скрытая прелесть прежде явной прелести. Паисий Величковский в письме к старцу Феодосию говорит: “Отеческие книги, в особенности те из них, которые научают истинному послушанию, трезвению ума и безмолвию, вниманию и умной молитве, то есть, той, которая совершается умом в сердце, исключительно приличествует только одному монашескому чину, а не всем вообще православным христианам".

"Всем христианам можно и должно заниматься молитвой Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верой, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа; но не всем дозволяется приступать к молитвенному священнодействию умом, в сердечной клети".

"Глубокий плач, плач духа человеческого, подвигнутого к плачу Духом Божиим, есть неотъемлемый спутник сердечной молитвы; духовным ощущением страха Божия, благоговения и умиления сопутствуется молитва душевная".

"Так называемое преподобными Иоанном Лествичником и Нилом Сорским  гордостное усердие к преждевременному исканию того, что приходит в свое время, можно непогрешительно отнести к страсти тщеславия при непременном содействии крови; кровь разгорячают и приводят в движение тщеславные помыслы, а тщеславие, обратно, растит и размножает обольстительные мечты и напыщенное мнение о себе, именуемое Апостолом дмением плотскаго ума, без ума дмящагося".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #18 : 21 Январь 2013, 09:32:14 »
Виктор Шипилов, извиняюсь, но у Вас все в кучу свалено.

1. Надо четко помнить, что есть известный феномен - яркое действие Святого Духа в новоначальных. Для него и термин существует: призывающая благодать. Такое действие Духа и призывает человека искать Бога, в т.с. и через молитву. Опыт Раисы и некоторых других участников форума об этом. Что ни в коей мере не исключает, а наоборот, требует многих трудов, плача, покаяния и всего остального, о чем, в частности, пишет свт.Игнатий.

2. Если Вы давно в церкви и долгое время (много лет) занимаетесь молитвой, то и должны знать, что у отцов существует два мнения по поводу молитвы и чтения отеческой литературы для мирян. Если же не знаете, то узнайте. Одно озвучено свт.Игнатием и приводится в Вашем сообщении, другое, скажем, у столпа православия, свт.Григория Паламы, который говорит, что должно непрестанно молиться всем: и инокам и мирянам. А уж запрет на чтение отеческой литературы в настоящее время. вообще, выглядит анахронизмом. Во времена же свт.Игнатия мирянам и Евангелие держать было нельзя - их от Христа вельми отгородили.

Полагаю, мнение свт.Паламы все же ближе к евангельскому (молитесь - обращенному ко всем) и апостольскому (непрестанно молитесь - обращенному ко всем), хотя и мнение свт.Игнатия, в силу исторических условий 18-19 вв., имело место быть.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #19 : 21 Январь 2013, 10:18:31 »
Много времени потеряешь, пока поймешь, что рассеянная молитва - напрасный труд   http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=1377

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #20 : 21 Январь 2013, 11:18:06 »
"Так называемое преподобными Иоанном Лествичником и Нилом Сорским  гордостное усердие к преждевременному исканию того, что приходит в свое время, можно непогрешительно отнести к страсти тщеславия при непременном содействии крови; кровь разгорячают и приводят в движение тщеславные помыслы, а тщеславие, обратно, растит и размножает обольстительные мечты и напыщенное мнение о себе, именуемое Апостолом дмением плотскаго ума, без ума дмящагося".
Святитель говорил о фантазиях...когда человек из разума начинает проецировать псевдосостояния...фантазировать их...буквально тренировать...целеноправленно...гонясь за построением этой иллюзии из разума...за состоянием...
Видимо святителю приходилось наблюдать ТАКИХ "делателей" и то что они себе сами придумали...
Цитировать
"Всем христианам можно и должно заниматься молитвой Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верой, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа; но не всем дозволяется приступать к молитвенному священнодействию умом, в сердечной клети".
Речь думаю опять о том же...
Если человек самостоятельно начинает тренировать умно-сердечную молитву...ТАК как он это себе выдумал...не получивши в начале Дар соединения ума с сердцем...
Цитировать
Причисление себя к этим исключительным личностям есть ни что иное, как обольщение себя самомнением, скрытая прелесть прежде явной прелести. Паисий Величковский в письме к старцу Феодосию говорит: “Отеческие книги, в особенности те из них, которые научают истинному послушанию, трезвению ума и безмолвию, вниманию и умной молитве, то есть, той, которая совершается умом в сердце, исключительно приличествует только одному монашескому чину, а не всем вообще православным христианам".
По поводу запрета на чтение с.о. книг...в добротолюбии много описано состояний которые...не имея разума можно нафантазировать...что видимо и наблюдал святитель в жизни...по тому и запрещал...
И пр.Паисий и св.Игнатий были монахами...по этому вполне понятен кастовый подход...ненависть к миру как образу жизни...по этому и казалось им...что в мире не может быть умно-сердечной молитвы...хотя святитель сам себе тут же противоречит говоря об Андрее...

Святитель Игнатий ярко выделяется из ряда отцов писавших о молитве...выделяется ОСТОРОЖНОСТЬЮ... и эта осторожность используется людьми НЕ по назначению...по тому что в наши последние времена дерзновения в людях не обретается вообще...а по тому осторожность святителя используется для самооправдания нежелания молиться...и труды святителя для таковых=базовые и единственные...
Однако...те кто себя оправдывает забывают...а ведь забыть им "выгодно"...что святитель призывал всех молиться...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #21 : 21 Январь 2013, 11:32:44 »
"Глубокий плач, плач духа человеческого, подвигнутого к плачу Духом Божиим, есть неотъемлемый спутник сердечной молитвы; духовным ощущением страха Божия, благоговения и умиления сопутствуется молитва душевная".
Цитировать
Глубокий плач, плач духа человеческого, подвигнутого к плачу Духом Божиим, есть неотъемлемый спутник сердечной молитвы; духовным ощущением страха Божия, благоговения и умиления сопутствуется молитва душевная. В совершенных христианах оба эти ощущения переходят в любовь. Но и эти ощущения принадлежат к разряду благодатных. Они - дары Божии, подаваемые в свое время, чуждые даже постижению подвизающегося в области их, хотя бы он и подвизался правильно. Сердечная молитва действует наиболее при молении именем Господа Иисуса; душевной молитвой молятся получившие сердечную молитву, когда они занимаются молитвословием и псалмопением.
Здесь думаю о том же...что сначала надо получить Дар...а уж потом молится в сердце...что бы не выдумать самому себе ничего...
По второму подчёркиванию--или во время работы :-)...однако бывает и духовная(умно-сердечная) молитва без отрыва от производства :-)...

И ещё...увод внимания в середину груди...НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УМНО-СЕРДЕЧНОЙ МОЛИТВОЙ...или её поиском...
А Яявляется простым уводом внимания из головы...

А на моём опыте...невозможно у-с молитву даже и нафантазировать :-)...если её не дал Бог...то вполне конкретно заметно что иллюзии это иллюзии а не у-с молитва...

Сердце в другом измерении...в совсем другом :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #22 : 21 Январь 2013, 13:18:19 »
Думаю, вот дан Господом такой дар (кому и за что – Одному Богу ведомо), и кто успел и сумел, воспользовавшись этим даром, придти и сесть у ног Его, и уже не отрываться, тот воистину избрал благую участь и не отнимется от того. А кто был нерадив или неопытен и прозевал, подобно юродивым девам,  у того дар оскудеет, и достанется ему трудовой способ: в поте лица есть хлеб, как сказано было Адаму.
Да, сейчас такое время, что едва ли кто не угодил в капкан, а даже кому удалось избегнуть, всё же поцарапан и едва ли имеет много сил продолжать подвиг (вон Лили днесь тоже описала, как чудом уцелела, и у всех, наверное, есть подобные истории). Но, не знаю, может, это тоже относится к кликушеским историям, но есть мнение, что Господь и на произволение тоже смотрит, и намерения целует, и возможно "за гробом" "возместит" то, чего человек сильно желал, но в силу житейских условий не мог претворить в жизнь. И надо отличать именно "нерадение" и "неопытен и прозевал".
В первом случае да, есть те, кто и хотел бы оставить "едино на потребу", очень жалуется, что нету в жизни покоя, но не очень хочет отказываться (не потому что не может, а потому что на самом деле не хочет) от много чего: публиковать стихи, быть идеологом юннатства и гринписа и вообще участвовать в чём только можно.
А другой, пусть и в капкане, но разумно оставил только действительно необходимое для его случая, и всё-таки старается "подвизаться", и Бог его обязательно будет постепенно освобождать от многих попечений. Как Феофан Затворник приводил аналогию с пирогом, когда "испечёшься", обязательно "достанут".

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #23 : 21 Январь 2013, 13:57:44 »
с тех пор дождь люблю :-)...
То же самое. Как-то одна "неверующая" подруга сказала: "Я считаю, что дождь - это Божие благословение"...

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #24 : 21 Январь 2013, 14:15:35 »
Про хорошоо...
Было в детстве...в садик ходил...сидел дома у окна...и жуткая депрессия резко сменилась тихой сладкой радостью до слёз...вместе с началом дождя совпало...с тех пор дождь люблю :-)...

вот так и умы и в молитве сплавляют образ молитвы(делания, пути итд) и силу которая дается по раскрытию образа...и не хотят понять сила эта может найти себе воплощение и в других образа делания...вот тогда им и приходиться придумывать, марф и марий...чтоб выделить свою правильную линейность и отгородиться от этих мутных марий...чтоб сохранить этот путь...и это правильно до того момента когда путь не становиться догматичным, а после вовсе затвердевает и дыхание в нем остывает...и как летунам (по прозелиту) нужно вдохновение чтоб взлететь, так солдатам нужно сила чтоб ожитворить эту мертвую догматичность...и все пропитано одним веянием, одним Духом...и летун приводя вдохновение в видимую жизнь тянет лямку, и солдат оживляя видимое вдыхает в него жизнь...вдохновляет на существование...где мария? где марфа? но всё одна плоть, одна вера, одна жизнь...но дабы указать что Дух животворит , а не плоть, сказано Мария избрала лучшее...
« Последнее редактирование: 21 Январь 2013, 14:30:41 от Monte More »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #25 : 21 Январь 2013, 15:33:07 »
Цитата: mirnestranik
И ещё...внутреннее пространство становится более прозрачным и объёмным...и тогда ес-но появляется возможность большего воздействия...игнор или отторжение-но это у Марф так...
А Марии я так понял борятся как то иначе...а как?...я уж сколько бьюсь что бы описали подробно...все пока непонятно пишут ...
По слову Исихия Иерусалимского: один из "способов (приемов) трезвения, могущих мало-по-малу очистить ум от страстных помыслов"<...> — иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякаго помысла безмолвствующим, и молиться."
Такое делание – вполне для Марии, в глубь сердечную. Но когда пришел Господь – вот Он, уже "в доме твоем", то оказывается – чем больше и глубже и неотрывнее Мария внемлет из своего сердца – Господу, тем меньше борют ее вражьи страсти и помыслы. Говорит Господь:"Отдай сердце твое мне» (Пр. 23:26)
Отдашь Ему сердце, внимая Ему Одному – и что тебе тогда помыслы и вражьи атаки, когда сердце занято Им...
Так "Марии" борются и так очищаются. И это очень нелегкое борение: нужно только "едино на потребу", но ведь у врага много всяких кунштюков, чтобы отвлечь от прилепления к Богу.

О том же делании говорит нам и Порфирий Кавсокаливит: не надо ввязываться человеку в борьбу с бесами, пусть с презрением отвернется от лукавых и тотчас прильнет человек – к Богу, также как ребенок бежит от обидчиков к матери и добежав, припадает в поисках защиты к материнским ногам (своими словами).

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #26 : 21 Январь 2013, 16:09:21 »
О том же делании говорит нам и Порфирий Кавсокаливит: не надо ввязываться человеку в борьбу с бесами, пусть с презрением отвернется от лукавых и тотчас прильнет человек – к Богу, также как ребенок бежит от обидчиков к матери и добежав, припадает в поисках защиты к материнским ногам (своими словами).
Господи...красиво то как :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.
Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #27 : 21 Январь 2013, 16:38:21 »
По слову Исихия Иерусалимского: один из "способов (приемов) трезвения, могущих мало-по-малу очистить ум от страстных помыслов"<...> — иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякаго помысла безмолвствующим, и молиться."
Такое делание – вполне для Марии, в глубь сердечную. Но когда пришел Господь – вот Он, уже "в доме твоем", то оказывается – чем больше и глубже и неотрывнее Мария внемлет из своего сердца – Господу, тем меньше борют ее вражьи страсти и помыслы. Говорит Господь:"Отдай сердце твое мне» (Пр. 23:26)
Отдашь Ему сердце, внимая Ему Одному – и что тебе тогда помыслы и вражьи атаки, когда сердце занято Им...


Извините, Прозелит, но мне несколько дней назад стала приходить мысль о том, что термин "сердце" используется, в том числе и мной, неточно.

Не могли бы определить несколькими высказываниями, что Вы понимаете под ним.

"создавый на едине сердца их"  Главное: "на едине"
Богу нашему слава. Аминь.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #28 : 21 Январь 2013, 16:48:00 »
Александр! А где вы увидели опыт Раисы? При общении с ней я его не рассмотрел. На заданные мною вопросы - ответы все обтекаемы. И еще. Я хорошо знаком с "Добротолюбием" и с трудами св.отцов. Свт. Игнатий Брянчанинов тем и хорош, что св.отцов прошлых столетий он перевел на современный язык своего времени, которое более менее подходит нашему. Свт. Игнатий Брянчанинов учит осторожности. После Григория паламы на Афоне был упадок и не Паисий ли Величковский был последующим наставником?
Ничего современного не читаю ни Новикова, ни Осипова, ни Зайцева, ни Кураева. А то что Православные не молятся, это уже другая тема.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: молитвенный дар по благодати
« Ответ #29 : 21 Январь 2013, 17:06:11 »
иеромонах Дионисий, попробую.
Понимаю под "сердцем" духовное, не-плотское, "вышеестественное" сердце. Сокровенное внутреннее сердечное пространство, не привязанное жестко ни к каким физическим органам или тварным энергиям души, неотмирное. Иногда св.отцы его называют "глубиной" или даже "непостижимой бездной". Человек открывает его, входя в него с молитвой. Именно в нем человек соединяется с Богом...