В-третьих. Нашему времени дана и осторожность, и дерзновение, и опыт всех отцов. Иначе уже никогда не появятся опытные молитвенники, а останутся одни "осторожники", которые и сами не молятся так, как молились святые отцы, и другим не дают.
+ 100
Виктор Шипилов, не надо никого учить "правильной" молитве.
И самому не надо искать, как "правильно" молиться.
Не надо контролировать себя и " прислушиваться": как я молюсь? Правильно ли молюсь? Какие "ощущения" в молитве? Где "теплота", где жжение? И т.д. и т.п.
Ну, если запомнили какие-то ощущения при молитве, ну, и ладно ... Запомнили, так запомнили ... Разве это важно?
Разве Христос, Апостолы и древние святые и простые христиане первых трех веков придавали этому в молитве хоть какое-то значение?
Нет, не было у них ничего подобного о молитве.
Просто сказано Христом - молитесь. Просто сказано Апостолом - непрестанно молитесь. Молитва - фимиам - жертва Богу - единственная жертва Богу, которая Ему действительно приятна и ожидаема Им от человека - сказано древним святым ...
И все. Нету о молитве ничего более у них ...
Ничего от молитвы человека Богом не требутся, кроме искренности в вере, надежде и любви к Нему. Покаяние? В молитве? Да, конечно, но это особый способ молитвы должен быть - с особой искренностью и особой ясностью своей беды и падения ... Просто повторять "грешному" с "покаянным чувством" ... это, увы, не покаяние ... а иллюзия покаяния ...
Искренность (подлинная) в молитве соединяет ум с сердцем в единое целое практически автоматически, ибо где иначе родиться искренности, как не в сердце?
Будьте всегда предельно искренним, и у Вас сама собой появится умно-сердечная деятельная молитва.
Ну, а чистая сердечная молитва дается только Духом, и Им же она и творится в сердце человека.
И дается такая молитва Духом тогда, когда Ему одному ведомо это необходимым для спасения человека. Тогда сходит в человека Его благодать и человек общается с Богом.
Вы же все это, наверняка, знаете из книг или из опыта. Зачем тогда вопросы и поучения?
А вот как достичь искренности это отдельная сложная тема.
Думаю вся проблема молитвы в этом. Моя проблема точно в этом. Редко когда удается искренне молиться. Но все же - что это такое - искренняя молитва - я знаю опытно.
Страсти, страстные помыслы и фантазии закрывают сердце, опутывают его и оно становится не тем, чем оно является на самом деле, то есть не тем, чем является человек на самом деле - а только "всамделешним" человеческим естеством и можно молиться искренне - все остальное обман и самообман. Надо "прорваться" из страстей и фантазий к Богу в молитве. Техники сосредоточения внимания - всего лишь техники - они помогают, но не являются необходимым условием сердечной молитвы. Искренность теперь спонтанна - она порыв - теперь она редкость.
В наш век искренности всегда, во всем и со всеми, нет ни у кого. Исключения крайне редки.
А разве Христос был не искренен хоть один раз?
Явная же неискренность пагубна. А прямая ложь, так она просто убивала первых христиан ...
Первые христиане были искренними чадами Божиеми ... Искренними они были во всем ... А тогда и в молитве к Богу они всегда были искренни ... И не нужны им были техники молитвы ...
Это было естественно и никак не озвучивалось ... Разве мы рассказываем и описываем подробно кому-либо, как надо дышать?
Потом с этим делом постепенно и незаметно стало все хуже и хуже ...
Вот сейчас с Богом в молитве и нет искренности у нас. И, поэтому, ум с сердцем у нас и не может никак соединится в молитве, хоть умолись, концентрируя внимание ...
Не умеем мы быть искренними. Вот главная проблема. Всегда не договариваем, ищем оправдания ... И даже научились сами с собой быть не искренними до конца.
Это все ИМХО и все про меня лишь с небольшим вероятным обобщением ...