Исихазм

Автор Тема: Как правильно пользоваться головой?  (Прочитано 29996 раз)

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #60 : 24 Январь 2013, 13:50:29 »
Важно, что даже имеющееся личное произволение - оно не на пустом месте возникает, оно, как правило, озвучивает уже имеющуюся глубинную волевую направленность (факторы физической природы, имеющихся страстей, умственных приоритетов, интересов, опыта). Нам только кажется, что мы в каждый момент действуем с нуля. На самом деле, нас несет инерция как десятитонный самосвал с неисправной системой управления.
Да, я тоже так думаю: человек живет по инерции когда-то сделанного выбора. Его воля какбы закольцована на привычном выборе и поддерживает сама себя – он ей уже не хозяин.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #61 : 24 Январь 2013, 13:58:08 »
Когда человек что-то хочет, например бросить курить  – и с его волей все с порядке - он захотел и бросил.

Само произволение бросить курить - оно тоже не на пустом месте возникает. Оно формируется из уже имеющегося состояния общей волевой направленности. Не стоит выносить начальное "хотение" за рамки воли, воля - это не просто инструмент (сила) реализации желания. Сами желания есть составная часть воли.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #62 : 24 Январь 2013, 14:08:52 »
Первый гордец - люцифер.  Это духовный выбор в чистом виде. И мы видим, что он иррационален. Его падение не имеет предваряющих причин (наличия страстей, или еще чего).
Елена, встречал такое соображение (не из с.о.). Сказано: "Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил (Иез.14:14-16)"
О какой торговле речь? Деннице, помощнику Божьему, даны были Богом под начальство – большая власть, большие ресурсы под его командование. "Поставленный Им, чтобы осенять", Денница решил в какой-то момент эти ресурсы попридержать, сначала – на благо дела, которое ему поручил Бог, а потом уже возникла неправда – искушение копить ресурсы для себя, копить в свою кубышку. Так стало распухать его эго  и отсюда возникло сперва – тщеславие, затем – гордыня. Просто его тщеславие мы не увидели, а нам показан уже результат – сатанинская гордыня...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #63 : 24 Январь 2013, 14:18:39 »
О какой торговле речь?

Приведенный вами фрагмент - это пророчество о земном царе. Свидетельство о деннице идет там вторым планом. Через одно свидетельствуется о другом. Но нужно разлеплять и различать категории, приложимые к человеку и неприложимые к ангелам. Это я о времени. 

Цитировать
Денница решил в какой-то момент

Насколько представляю, в ангельском мире есть всего один момент - он же и целокупный век (эон). Из него, как из точки, действие проецируется в земную человеческую реальность, получает временную развертку в судьбах определенных человеческих личностей. Все бытие падших ангелов представляет собой вечное замкнутое на себе падение. Это мгновенное (=вечное) ангельское падение увязано со многими человеческими беззаконными путями.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #64 : 24 Январь 2013, 14:40:53 »
Елена, пересказал интересное (для меня) соображение, по поводу "предваряющих причин".
Использовать профанное время возможно здесь потому, что "торговля" развертывалась и осуществлялась, как понимаю, во времени сотворенного мира. И сам язык наш заточен под мiрское, а не ангельское, единомоментное, время. Отсюда – и неизбежная причинно-следственная связь, отсюда – всякая по-этапность в описании.

Согласен с Вами – про "один момент". Но как описывать происходящее в этом одномоментном времени языком "земной человеческой реальности"?  Вы, например, сами говорите о "предваряющих причинах", хотя прекрасно понимаете, что речь об ином времени – об "одномоментной точке" :)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #65 : 24 Январь 2013, 14:50:11 »
Впрочем и очищение ума и сердца чье есть действие? Вы говорите: сначала учим ум молчать и чистим его? Кто учит и кто чистит?
При определённом навыке...заставить разум замолчать можно СВОЕЙ волей...
Так же описано святыми...что при наличии навыка ум можно вводить в сердце произвольно...и даже --подвижник КАК БЫ НАСИЛЬНО вводит Благодать внутрь сердца...-это заявление конечно несколько примитивно :-)...НО...в своей гиперболе хорошо подчёркивает НАШУ роль в этом процессе, в синергии...

Аллегория с Обручником и Марией...то же не понравилась...Иосиф не соединялся с Марией...а ходил на пионерском расстоянии :-)...т.е. как то...недосоединение какое то :-)...
Ну на вкус и цвет фломастера нет :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #66 : 24 Январь 2013, 15:07:30 »
Тогда он пытается постичь Бога, но ум клинит от этой попытки и он начинает двигаться вкруг Бога, постигая умопостижимое (нетварные Божьи энергии), и так обретая покой в движении.
Интересный укропчик от прозелита к догматическому Богословию :-)...а чё мы тожа чай не лыком шитыя :-)...
Ум обалдевает от того что впервые нашёл ТО что постичь невозможно...и начинает яростно это проверять...--нет ну не может же быть что постичь нельзя...я попробую-...и застревает...успокаивается...впервые найдя...в бесконечном...сочетание со своей бесконечной неуёмностью...как вилка в розетке...
Это и видится мне как основное назначение преображенного головного ума...
Да...ещё хотелось бы отметить что помыслы приходящие в разум(голову) через ум созерцающий Бога в сердце...могут быть и чрезвычайно простыми...например думал о колокольном звоне перед молитвой...во время молитвы приходит этот звон...я его записал...и он всем понравился...Я САМ такой звон НИКОГДА бы не придумал...а я думал до этого...
Т.е. в этом процессе есть место и помыслам высокого полёта-начало богословия...и помыслам простым чисто житейским...
Говорят о безмолвии, имея ввиду молчание ума без мысли. Но отцы поправляют, что в безмолвии ум не остается без мысли, но размышляет на темы о Божественном Домостроительстве и Промысле. И говорят о форме безмолвного движения мысли во время ИМ – единый помысел без рассудочных словообразований.
Тогда уже – безмысленное движение ума как единый помысл. И мысль, спонтанно испускаемая/исходящая от такого движения ума...она, собственно, и не движется – не более, чем лучи, испускаемые  от драгоценного камня.
Устремление...это то же как бы мысль хотя и чувство отчасти...впрочем мыслей начисто лишенных чувств не бывает...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #67 : 24 Январь 2013, 15:26:30 »
помыслы приходящие в разум(голову) через ум созерцающий Бога в сердце...могут быть и чрезвычайно простыми...
да ВСЕ такие помыслы – чрезвычайно просты и ясны, как бы однословны. Это потом уже к их интерпретации приступает наш падший ум и рассусоливает так, что мама не горюй :)
но если не допускать падший ум к интерпретации, то можно просто купаться в чистой прозрачной воде этих помыслов...

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #68 : 24 Январь 2013, 16:24:56 »
Аллегория с Обручником и Марией...то же не понравилась...Иосиф не соединялся с Марией...а ходил на пионерском расстоянии :-)...т.е. как то...недосоединение какое то :-)...
Ну на вкус и цвет фломастера нет :-)...

Да, оттенков цветовых множество. Но здесь была речь не о вкусе.  Человек,  окрыленный творческим даром, как Неовит, например (http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3212.msg141329#msg141329  :-)), описывая свой опыт, также склонен немало фантазировать. Возвращение мысли к Святому Семейству можно рассматривать, в какой- то степени, сдерживающим фактором для полета опережающей опыт фантазии.  Евангельские образы не дают  такой свободы полету фантазии, направляют исследовательский дух в нужном направлении. «Нравится – не нравится», как мне кажется, можно сказать только тогда, когда пройдешь весь путь ума, путь Иосифа… Но тогда может отпасть необходимость в использовании таких категорий оценки.)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #69 : 24 Январь 2013, 17:03:17 »
но если не допускать падший ум к интерпретации, то можно просто купаться в чистой прозрачной воде этих помыслов...
Ну не знай не знай :-)...конкретно ЭТОТ момент как то не отслеживал :-)...присмотрюсь при случае...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #70 : 24 Январь 2013, 17:23:27 »
помыслы приходящие в разум(голову) через ум созерцающий Бога в сердце...могут быть и чрезвычайно простыми...
да ВСЕ такие помыслы – чрезвычайно просты и ясны, как бы однословны. Это потом уже к их интерпретации приступает наш падший ум и рассусоливает так, что мама не горюй :)
но если не допускать падший ум к интерпретации, то можно просто купаться в чистой прозрачной воде этих помыслов...
Терминологически, пожалуй, лучше эти "помыслы", приходящие в разум(голову) через ум созерцающий Бога в сердце, лучше называть не помыслами, а откровениями, потому что они не мыслями выражены, а движениями Духа.   

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #71 : 24 Январь 2013, 18:49:56 »
Лучше перейти на конкретные жизненные примеры. Поделитесь, если можно, в чем вы лично обнаруживаете свое тщеславие?
Тщеславие: марка машины, работа, ум, рыбалка, катер, разговоры, особенно на высокие темы, поучение детей, общение на форумах и т.д. и т.п. Везде примешивается в той или иной степени тщеславие. Но если это тщеславие не "остановить", то начинается проявление гордости в этих же самых вещах. Например, поучение детей всегда желательно с примерами. Приводя примеры, возношусь своим умом, и легко уклоняюсь в осуждение, а оно уже прямое исчадие гордости. Или общение на форумах: сначала пишешь ровно, потом начинаешь возноситься над собеседником от тщеславия (знания, ум, смышлённость, опыт и т. п.), и потом впадаешь в гордость, и начинаешь подкалывать, язвить, насмехаться над собеседником. И за это попускается полное впадение в гордость.  Как выше писал - душа именно обуревается гордостью, даже можно сказать, что Господь попустил бесу войти в неё, насиловать, трепать и давить душу. При этом всё и все  вокруг становятся плохими, всё Святое  - отвратительным, охлаждение ко всему хорошему. И только теплящаяся молитва не даёт сойти в ад совсем.

В теме о смирении есть выписка из форумов, там есть попытка объяснения, что все страсти (даже тщеславие) - как бы внешние болезни души, гнойники. Которые, кстати, при правильном на них воззрении, смиряют душу. А сами смирение и гордость - это уже качества души, которые приобретаются в зависимости от жизни, проходящей в страстях или добродетелях. Особенно в покаянии и реальном самоукорении.
"Скажи человеку сто раз что он свинья - он и захрюкает".

Помогает увидеть в себе эти исчадия ада непрерывное чтение "Лествицы", главы "О многообразном тщеславии", "О безумной гордости", "О искоренителе страстей - смирении", "О многоглаголании...", да и вообще всю книгу. Так же всех Отцов, которые писали о деятельной борьбе со страстями. Тогда, постепенно, начинаешь видеть это в себе, и становится "легче". :-)
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #72 : 24 Январь 2013, 18:53:15 »
Терминологически, пожалуй, лучше эти "помыслы", приходящие в разум(голову) через ум созерцающий Бога в сердце, лучше называть не помыслами, а откровениями, потому что они не мыслями выражены, а движениями Духа.   
Помыслы помыслы :-)...
вЕдение происходит таинственно...сложно сказать КАК...св.Игнатий писал...как бы прикосновением но не мгновенно...я бы сказал как файл перекачивается в разум...полоса загрузки...вжик...процесс завершён...
А дальше...как бы после маленькой паузы...разум начинает "открывать" файл за файлом...
Ну это я описываю как было всего раз в жизни...закачена была инфа гиганского объёма...(о сатане :-)...весело короче)...а потом разум методично и БЕЗ осмысления...начал открывать подряд файл за файлом...
Ну...я просто замер в изумлении :-)...и смотрел на всё это без единого шанса запомнить ВСЁ...не помню насколько долго это длилось...но меня это настолько нагрузило и испугало...что внутренне сказал-всё хватит хватит...и процесс остановился мгновенно...запомнить частично и криво удалось % 10...наверное...

А вот колокольный звон успел записать наверное одну треть...а нотную грамоту для звона пришлось придумать по ходу записи интуитивно...я ещё боялся что потом не смогу разобрать...но вроде разобрал..по тому что частично вспомнил...

Т.е. можно после открытия файла разуму не давать осмыслять...а молча взирать...не мудрствуя лукаво :-)...купаться в Боговидении...ну если инфа не про шоколадные конфетки :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #73 : 24 Январь 2013, 18:53:36 »
Аллегория с Обручником и Марией...то же не понравилась...Иосиф не соединялся с Марией...а ходил на пионерском расстоянии :-)...т.е. как то...недосоединение какое то :-)...
Ну на вкус и цвет фломастера нет :-)...

Иосиф был мужем Марии. Вдумайся. Или у тебя сокровеннейшая жизнь мужа и жены к сексу сводится?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #74 : 24 Январь 2013, 18:55:39 »
mirnestranik, и еще. У тебя сегодня около двух десятков сообщений. Признаюсь, я многие из них уже не читаю.