Лучше перейти на конкретные жизненные примеры. Поделитесь, если можно, в чем вы лично обнаруживаете свое тщеславие?
Тщеславие: марка машины, работа, ум, рыбалка, катер, разговоры, особенно на высокие темы, поучение детей, общение на форумах и т.д. и т.п. Везде примешивается в той или иной степени тщеславие. Но если это тщеславие не "остановить", то начинается проявление гордости в этих же самых вещах. Например, поучение детей всегда желательно с примерами. Приводя примеры, возношусь своим умом, и легко уклоняюсь в осуждение, а оно уже прямое исчадие гордости. Или общение на форумах: сначала пишешь ровно, потом начинаешь возноситься над собеседником от тщеславия (знания, ум, смышлённость, опыт и т. п.), и потом впадаешь в гордость, и начинаешь подкалывать, язвить, насмехаться над собеседником. И за это попускается полное впадение в гордость. Как выше писал - душа именно обуревается гордостью, даже можно сказать, что Господь попустил бесу войти в неё, насиловать, трепать и давить душу. При этом всё и все вокруг становятся плохими, всё Святое - отвратительным, охлаждение ко всему хорошему. И только теплящаяся молитва не даёт сойти в ад совсем.
В теме о смирении есть выписка из форумов, там есть попытка объяснения, что все страсти (даже тщеславие) - как бы внешние болезни души, гнойники. Которые, кстати, при правильном на них воззрении, смиряют душу. А сами смирение и гордость - это уже качества души, которые приобретаются в зависимости от жизни, проходящей в страстях или добродетелях. Особенно в покаянии и реальном самоукорении.
"Скажи человеку сто раз что он свинья - он и захрюкает".
Помогает увидеть в себе эти исчадия ада непрерывное чтение "Лествицы", главы "О многообразном тщеславии", "О безумной гордости", "О искоренителе страстей - смирении", "О многоглаголании...", да и вообще всю книгу. Так же всех Отцов, которые писали о деятельной борьбе со страстями. Тогда, постепенно, начинаешь видеть это в себе, и становится "легче".