...который не есть ум мыслящий, но ум, просвещенный светом Истины.
Почему вы считаете, что просвещенный светом Истины ум не есть, в тоже самое время, ум мыслящий?
Как раз говорю о том, что ум един, но двояк по природе. Он и световой и мыслящий параллельно, но не одновременно. Последний термин относится к понятию тленного времени, поэтому не хочу говорить, что две природы ума существуют одновременно.
При восхищении ума к видению Света восхищается только световая природа ума. Это воспринимается как утрата мышления или вообще как смерть ума, если считать. что ум без мысли не может существовать. Но это не так. Кто познал откровения во время молитвы, тот познал их не в мысленной форме, а в форме движений Духа, который есть свет.
У пр.СНБ об этом преображении ума говорится так:
"
Мертв и не мертв,Меры достигший совершенства существует.
Живя, в Нем же пребывает, Богу,
Как не живя себе самому."
Или в переводе мит.Илариона-Алфеева:
"Достигший [высокой] меры совершенства [ум] будучи мертв и не мертв, живет в Боге, в Котором пребывает, как не живущий для самого себя. Он слеп как видящий не по естеству; он стал превыше всякого естественного зрения как получивший новые глаза, которые несравненно лучше естественных, и видящий сверхъестественно; он бездействен и недвижим как исполнивший все свое дело;
он не имеет мыслей как достигший единения с Тем, Кто выше мысли и обретший покой там, где нет действия ума, то есть вообще какого-либо побуждения к воспоминанию или помыслу или мысли".
17. Ум, будучи простым, или, скорее,
обнаженным от всякой мысли и всецело облаченным в простой божественный свет, покрываемым этим светом, не может найти ничего иного, кроме того, в чем он пребывает, чтобы устремиться к постижению его, но остается в глубине божественного света, и совершенно не позволяется ему выглянуть вовне. Вот что означают [слова]: “Бог есть свет, и свет высочайший”, который “для достигших его является упокоением от всякого созерцания”.