Позволю себе привести выдержки из прочитанного мною в ЖЖ материала одного автора:
"...весть Иисуса состояла отнюдь не в философских тонкостях с какой стороны Он находился по отношению к миру (вечности или творения).
Иисус проповедовал не свою природу, а нечто другое: Царство Божье и покаяние. А апостолы проповедовали третье: что смерть и воскресение Иисуса сделали Его спасителем людей. Это провозвестие Иисуса и первых христиан в совокупности называется керигмой - основой вероучительного послания и главным содержанием веры.
Керигма и догма - вещи взаимосвязанные, но всё-таки разные. Керигма - это "внешняя оболочка" веры, а догма говорит уже о неком сокровенном знании, понятном лишь посвящённым верным.
Проповедь Евангелия и веры во Христа (керигма) - самодостаточна. А вот догма без керигмы превращается в абстрактную философию, подобную философии греков. Грубо говоря, без догмата Троицы при желании обойтись можно (пусть это будет уже немного другое христианство, например, как у Ария), а вот без керигмы Царства Божьего, напротив, никак нельзя.
Что мы имеем на текущий момент? Объяснение христианства зачастую начинается с объяснений догматов Троицы и богочеловечества Христа. А объяснение керигматического учения уступило место, в лучшем случае, разговорам о догматическом смысле крещения или Причастия.
Другими словами, в сознании верующих первоосновой стала именно догма, доктрина. Она если и не заменила собой раннехристианскую керигму, то окончательно слилась с ней (о чём наглядно свидетельствует наш керигмо-догматический Символ веры). Хотя, по идее, христианская керигма представляет собой первичный, цельный и более простой взгляд на вещи, предполагающий, в свою очередь, различные догматические толкования.
Или можно так сказать: галилейскому крестьянину чтобы принять Иисуса и Его весть о Царстве совершенно не обязательно было решительно выбирать для себя сотворил Бог мир "из ничего" или из первобытного хаоса. Но с IV столетия ситуация кардинально меняется: локомотивом вероучения стала мистическая философия, она же - догматика.
Эта перестановка догмы и керигмы повлекла за собой перестановку иного рода. Если ранее в иудаизме (да и в христианстве) необходимым условием принадлежности Церкви была ортопраксия ("правильное делание", соблюдение заповедей), то теперь её потеснила куда-то на второй план ортодоксия (правильное вероучение). А сама ортодоксия, как я уже сказал, стала связываться не с керигмой, а с догматикой.
Проще говоря,
чтобы определить ортодокс ты или еретик, нужно узнать разделяешь ли ты все догматы, установленные соборами, а не то, праведно ли ты живёшь и свидетельствуешь ли словом и делом о Царстве, в которое верил Иисус. Такая установка де факто присутствует, по моему мнению, очень у многих верующих любых конфессий, вплоть до неопротестантизма."
Полностью здесь:
http://christ-civ.livejournal.com/164927.html