Хочу поделиться переосмыслением мистического опыта своего и Зинаиды Миркиной
Пишу с некоторым волнением и далеко не сразу же под впечатлением после прочтения темы...т.к. убедилась уже, как непросто мы тут друг друга воспринимаем...
До того, как я прочитала эту тему, я уже очень пунктирно описала свой первый опыт в теме "блеск молнии"
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2787.msg122117#msg122117.
Когда же я, намного позднее, случайно прочла на форуме описание подобного опыта у Миркиной - я была поражена сходством буквально во всем: мне тоже было 19 лет, это тоже был "День кульминации боли", это также случилось с раскатами грома грозы и раскрылось в сверканием солнечных лучей, тоже было дерево (правда - не ель) и я подпишусь под каждым словом Миркиной: " Я увидела то, чего представить себе не могла, ибо этого не знала раньше душа. — Новый облик, новый взгляд, новый строй чувств...И в этом взгляде, в этом новом внутреннем строе был ответ на все мои вопросы и на всю боль...Меня точно подняли на великую гору и показали сразу всецелость. Мир был страшным и бессмысленным, когда виделся дробно, по частям. Ни в какой отдельной части нет смысла. Он — в тайне всецелости. Это было мое второе рождение. Мне было 19 лет."
Когда я прочитала впервые описание Миркиной где-то зимой, конечно, удивилась сходству событий и его описанию, но совсем не собиралась писать в тему. Но вчера меня по ссылке "привело" сюда и я услышала то, что меня задело, видимо очень глубоко.... Так что утром я проснулась с практически готовым пониманием того, что зацепило и что я хочу в этой теме написать ... ...
Если у тебя есть какой-то подобный опыт, ты его начинаешь узнавать и в других описаниях, образах. Тем более удивительно такое совпадение образов! Но в описании похожего первого мистического опыта будут образы пути и восхождения, сияния и блеска, молнии и озарения, вдохновения и преображения, любви и единства, дерева или горы.. единство Красоты, Добра и Истины
Может ли быть это случайно, что в стремление духа преодолеть ужас осознания бессмысленности существования, он активно ищет для себя выход в таком опыте и таких образах описания его?
Случайно ли именно на горах совершались важные события и Нового и Ветхого Заветов: Моисей получает опыт встречи с Богом на горе в свете неопалимой купины и потом не раз призываем Богом к восхождению для особого общения с Богом? И Ноев ковчег остановился на горах Араратских и пр.
С.М. Соловьёва писал, что "известные идеи, повторяющие из века в век, имеют объективное бытие". Но существование и повторяемость такого мистического опыта не есть гарантия единственности и истинности объяснения этого факта, так как это предлагает в одной из бесед кто-то из супругов МП, приводя аллегорию со ссылкой на митр. Антония Сурожского о человеке, пережившем бурю на море и, который только после спасения, сможет словами описать все пережитое и это описание будет различно у разных людей. На первый взгляд такая аллегория кажется уместной для аргументации главного догмата их веры: переживание единого Бога - одно, а описания в разных традициях и у разных святых - разные. Подобных аллегорий можно вспомнить много: одна вершина и разные тропинки подъема к ней, одно солнце, но разные отражения его в разных зеркальных поверхностях и пр....
Я не обладаю ни таким поэтическим даром, как Миркина, ни таким желанием представить его все на обозрение и не выкладывала на форуме свой гимн. Он ценен именно для меня, как свидетельство произошедшего, если кто имеет подобный опыт, он его узнает его и в описании Миркиной, и даже в моем (даже таком пунктирно - неполном) и многих других людей... и в описании переживания перед смертью у молодого Достоевского казнью:
«Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце, Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей: ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он чрез три минуты как-нибудь сольется с ними»
В мыслях Ричарда Баха или в молитве Экзюпери и даже в том, что последний вылет его был на самолете с названием Лайтинг Р 38 № 223 и в предложенном им позывном: «откройте после грозы ставни в вашем деревенском домике»
http://www.rulit.net/books/sent-ekzyuperi-read-27698-67.html в образах восхождения, преображения Экзюпери говорит о своем главном понимании смысла пути человека: «вне пути и восхождения ничего не существует» [«Цитадель», с. 534].
Но: «Я знаю только права храма, который придаёт смысл существованию камней, права царства, которое наполняет смыслом человеческую жизнь, права стихотворения, которое обогащает смыслом слова» [«Цитадель», с. 620].
«Мне привиделся сон. Скользкая отвесная гора вздымалась над морем. Гром грянул, будто треснул бурдюк, и растеклась тьма. Я упрямо карабкался к Господу, чтобы спросить Его о смысле всех вещей, чтобы понять, куда поведет путь преображений, который так настоятельно Он вменил мне….. И случилось так, что темнота отчаяния сменилась безмятежно ясным покоем. Я увязал в грязи, обдирал руки о колючки, превозмогал бешеные порывы ветра и нес в себе ясный, безмятежный свет…
Впервые я понял, что значимость молитвы в безответности, что эту беседу не исказить уродством торгашества. Что упражнение в молитве есть упражнение во внутренней тишине. Что любовь начинается там, где ничего не ждут взамен. Любовь - это упражнение в молитвенном состоянии души, а молитвенное состояние души - укрепление во внутреннем покое.
Я вернулся к моему народу и впервые обнял его молчанием моей любви, понуждая своим молчанием приносить мне дары всю их жизнь. Опьяняя тишиной сомкнутых губ. Я стал для них пастухом, хранилищем песнопений, хранилищем судеб, хозяином добра и жизней и был беднее всех и смиренней в своей гордыне, которой больше не позволял сгибаться. Я знал, что не мне брать у них. Во мне они должны были сбыться, и душа их должна была зазвучать в моем молчании. С моей помощью все мы вместе становились молитвой, которую рождало молчание Господа…. Единство людей - ствол, выбрасывающий разные ветви, - вот цельность, к которой я стремлюсь и которая и есть суть моего царства, она видна, когда отдалишься.
Поэтому все на свете - союзники мне и я открываю объятья моим врагам, чтобы они укрепляли меня и возвышали. Я знаю: есть ступень, с которой наша схватка покажется мне любовным бореньем…. Вот почему я могу утверждать, что не отвергаю, но и не соглашаюсь».
Я подписалась бы под каждым слово здесь – настолько это совпадает с моим переживанием вплоть до того что гора восхождения именно «скользкая»
Мне хоть и не часто, но приходилось слышать разные описания подобного опыта и все же по сути они очень похожи... А вот с Миркиной все сошлось прям до деталей...
Зачем мне дано было об этом узнать на этом форуме и задуматься?
Может быть для того чтобы свидетельствовать, что подтверждая сходство моего первого мистического опыта с опытом людей упомянутом выше, я удтверждаю, что он не есть вершина вохождения и откровения. он только начало становления- первый шаг к вершине. Описание иного опыта я тоже нахожу у разных людей , но только уже не у четы МП.
Возвращаясь к аллегории Антония Сурожского, хочу сказать, о том, что открылось спустя много лет после: очень важный и необходимый опыт спасения иудеев из вод Чермного моря, который дало им веру в избранность, не стал для них спасением из моря греховных страстей. Своими силами и силами пророков и поэтов – это оказалось невозможно.