Исихазм

Автор Тема: Современные религиозно-бытовые представления об исихазме  (Прочитано 4877 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Увидел в ЖЖ о.Клеопы ссылку на группу вконтакте с исихастской тематикой. Вот ЖЖ: http://m-kleopas.livejournal.com/58230.html Вот сама группа: http://vk.com/isihazm Кажется, я уже видел ее раньше. Возможно, и говорил. Увидел - и забыл. Сейчас же посмотрел чуть глубже - мне стал интересен обобщенный психологический портрет такого сообщества (их совсем немного в сети), в котором обсуждаются вопросы молитвы.

Если в ЖЖ еще возможны интеллектуально-творческие выплески, и в нем иногда можно найти интересных людей, то социальная сеть вконтакте (думаю, как и фейсбук, с которым мало знаком), скорее, заточена на клишированное массовое сознание. Это огромный серый поток, в котором сложно найти яркие источники света. Он предназначен для быстро-тусовочного пережевывания, усвоения и размножения шаблонных "истин". 

Так и молитвенно-исихастское сообщество соц.сети вконтакте не стало исключением. В нем моделируются лубочно-декоративные (под лаком и целлофановой пленкой) представления о молитве, исихазме и исихастах. И да, исихасты в этом сообществе предстают в виде истомленных бородатых старцев :) Этих старцев загоняют в ментальное гетто  - и рассматривают как сакрализированную диковинку - с чувством восхищения и поклонения, но обязательно со стороны. В результате выстраивается многослойный мемизированный шаблон, к которому относительно легко подключаются невзыскательные апологеты чужой молитвы и испытывают чувство глубокого удовлетворения от причастности к сокровенному знанию в безопасно-стерилизованном и запакованном виде.

Есть ли польза от подобных сетевых сообществ? В духовном плане, полагаю, никакой пользы нет, поскольку они - продукт матричного сознания - и направлены на укрепление умственных сетей, охватывающих падший мир. Т.е. представляют очередную ловушку. В душевном же плане могут быть отчасти полезны, как полезны в мире сем, к примеру, музеи. Сходил в музей - и приобщился к великому...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Это как эффект модных журналов: возникает иллюзия некоей своей сопричастности и даже решения каких-то проблем.
Польза может быть, если в человеке уже есть стремление к внутренней перемене как насущная необходимость.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Хочу сказать несколько слов об устремлении к Богу и внутренней перемене еще и в связи с полемикой в теме про Миркину.  Определяющей ценностью обладает именно такое устремление. Благодаря ему человек встает на внутренний путь к Богу и идет по нему. Стартовые позиции на этом пути очень разные. И пути разные, порой они очень извилистые... Что важнее: идти по пути через ошибки, заблуждения, отступления... или позиционировать правильность своего стояния на пути? Для меня очевидно, что важнее первое. Пусть путь извилист, и порой создается впечатление, что человек идет в не ту сторону. Повторю, важнее путь, а не впечатления об его правильности, ибо такие впечатления зачастую представляют распространенный вид иллюзий.

И стартовые позиции очень разные. Кто-то идет через восточные практики, рерихов, оккультизм и пр., постепенно понимая ограниченность своих старых представлений, кто-то через православных миссионеров... того же Кураева. При этом рериховщина считается предосудительной, а кураевщина, хотя она значительно слабее (мягко говорю), чем рериховщина, приветствуется.  Так вот, человек, прошедший через рерихов и не остановившийся на них, может продвинуться по внутреннему духовному пути неизмеримо дальше, чем тот, кто застрял на кураевых или осиповых.  А внешне первый будет выглядеть более подозрительным и опасным, чем второй.  Можно идти к Богу и через сообщество вконтакте, о котором разговор в этой теме, только идти, а не стоять как в музее, делая правильный прищур. Если же идти, то через музейные экспонаты проходишь быстро.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

При этом рериховщина считается предосудительной, а кураевщина, хотя она значительно слабее (мягко говорю), чем рериховщина, приветствуется.  Так вот, человек, прошедший через рерихов и не остановившийся на них, может продвинуться по внутреннему духовному пути неизмеримо дальше, чем тот, кто застрял на кураевых или осиповых.
Меня вновь "завела" Елена Рёрих своей писаниной в 15-летнем возрасте, когда внутренний [детский ещё] завод уже изчерпался к этому времени. Кровь бросилась мне в лицо, но не от содержания её текстов, а от стыда моего собственного забвения СУТИ. Такой был "спусковой крючок".
Не понимал тогда и сейчас не могу представить, как люди могут "подсесть" на Рёрихов, где нет никакой практики совсем, а есть лишь "завывания" о высшем. Однако, каким-то образом удалось сохранить странное уважение к ним. :-)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Есть ли польза от подобных сетевых сообществ? В духовном плане, полагаю, никакой пользы нет, поскольку они - продукт матричного сознания - и направлены на укрепление умственных сетей, охватывающих падший мир.
Особенно тогда, когда происходит разтиражирование "исихастских" выражений типа: Чтобы спастись – надо смириться [пусть даже приписываемого самому прп. Силуану]. И это - при очевидной и полной невозможности спастись [и смириться] собственными усилиями. Опять идёт посыл по кольцевому маршруту. :-(
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Что важнее: идти по пути через ошибки, заблуждения, отступления... или позиционировать правильность своего стояния на пути? Для меня очевидно, что важнее первое. Пусть путь извилист, и порой создается впечатление, что человек идет в не ту сторону. Повторю, важнее путь, а не впечатления об его правильности, ибо такие впечатления зачастую представляют распространенный вид иллюзий.
Идти ИЛИ стоять – интересная постановка вопроса. И к чему разделять, и то и  другое – мало чего стоит. Можно идти по пути "через ошибки, заблуждения, отступления", но притом и пользоваться навигацией, чтобы быть на тропе. Вот только этот GPS не работает без веры. С другой стороны, опытные "ошибки и отступления" могут из топи в болото завести человека.

Полагаю, что "идешь" ты куда-то или в чем-то "стоишь" – без разницы. Все равно на месте топчешься. Если при том не в Бога устремлен, а в себя самого.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

прозелит, я о другом говорил. Это очевидно.

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

proselit
Pomnite, v lichke my govorili chto vse eti moi Yakoby Beme imeyut "dno". I vot Evangelie i Slovo Bojie lish bezdonno. I eto tak. No slovo dno" imeet dva opredeleniya - dno i osnova, pochva pod nogami. Kogda ty znaesh kto ty i kuda idesh.
I mne kajestsya v nashej forumskoi obshine lish razlichiya v vospriyatii, nam nado vsem i vsegda pereutochnyat istinnyi smysl obydennyh slov.
Speak to me a word that I may live

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

А в России "спорт достижений" и "стояние в истине" -- национальная черта :)
Если кто-то чего-то достиг, то тут же начинается стояние в истине и при этом путь забывается напрочь. И даже если достижение оказалось ошибочным -- мы все равно пытаемся безо всякого трезвения запихнуть достижение в истину (как правило в рамки Евангелия) -- наверно поэтому у нас много шатания и разброда относительно исихазма.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Человек нуждается в святыне и потому создает ее из своих представлений. Пусть я такой-сякой, никуда не годный, но вот есть святая святых, за которую порву кого угодно. В том числе за исихазм.
Но когда только-только переступаешь порог святая святых, то тебя начинает рвать, корежить, плющить и колбасить. И тут - велико искушение выйти за порог и остаться там. В благоговейном трепете, в молитвенной позе. И все с теми же демонами внутри.
А внутри - все течет не так или не очень похоже на то, что описано у Святых Отцов. И не потому что Святые Отцы ошибались или врали - нет, просто сознание воспринимает происходящее иначе. Это и из-за собственной неочищенности, это и в силу прозаических причин разных условий жизни: одно дело путь древнего отшельника, живущего в келье в скалах, другое дело - человек, живущий в мегаполисе.
Все это раз за разом создает искушение выйти за порог. И  - чаще неосознаваемое - искушение не пустить внутрь других, придумывая тысячи причин, запугивая, предупреждая, остерегая и т.д. И в этом смысле интернет ресурсы -  питательная среда для такой деятельности, я вот тоже в свое время увлекался этими запугиваниями и поучениями (теперь смешно и стыдно). Это отчасти все равно что быть профессиональным нищим, сидящим на ступенях храма, собирая монеты (и немало!), но при этом порог храма так и не переступить.
А внутри - в конце концов понимаешь, что надо идти туда, куда меньше всего хочешь идти. В самые темные углы, где затаилось самое отвратительное, что есть в тебе. И не факт, что ты это вытащищь из угла и выбросишь вон. "Это" будет тебя отбрасывать как котенка раз за разом, за порог, где удобно просить весьма доходную милостыню и т.д.
Очищение - это самое тяжкое и трудно описуемое. Можно лишь написать, что когда изнемогаешь - даже не от собственных усиkий, а от собственного нежелfния очищаться - Бог странными путями приходит на помощь.
« Последнее редактирование: 12 Февраль 2013, 12:36:23 от Антиквар »

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Очищение - это самое тяжкое и трудно описуемое. Можно лишь написать, что когда изнемогаешь - даже не от собственных усиkий, а от собственного нежелfния очищаться - Бог странными путями приходит на помощь.
В момент изнеможения, наступают секунды смирения - адекватного реалистичного восприятия себя и окружающего и Бог в мгновенье оказывается близок. Помощь бывает сразу, а иногда спасительное томление в Наказание.
...одно дело путь древнего отшельника, живущего в келье в скалах, другое дело - человек, живущий в мегаполисе...
...А внутри - в конце концов понимаешь, что надо идти туда, куда меньше всего хочешь идти. В самые темные углы, где затаилось самое отвратительное, что есть в тебе...
Путешествуя по монастырям, прихожу к выводу, что один шаг в большом городе (мегало полис), несравненно больше ...лет пребывания в монастырской "оранжерее". Не для всех, но кто способен идти и имеет веру - будет идти. Падать, вставать и снова идти...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

А в России "спорт достижений" и "стояние в истине" -- национальная черта :)
Если кто-то чего-то достиг, то тут же начинается стояние в истине и при этом путь забывается напрочь.
полагаю сам процесс благ...искание(достижение, стяжание) и созерцание(предстояние, внимание) найденного...вопрос в том ЧТО ищется...думаю это не только для Росиии характерно, это вообще просто работа ума...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Если кто-то чего-то достиг, то тут же начинается стояние в истине и при этом путь забывается напрочь. И даже если достижение оказалось ошибочным -- мы все равно пытаемся безо всякого трезвения запихнуть достижение в истину (как правило в рамки Евангелия) -- наверно поэтому у нас много шатания и разброда относительно исихазма.
Если кто-то достиг "чего-то", то, скорее всего, это ещё одна, пусть даже очень возвышенная, форма самообольщения, автосуггестии, попытка формирования некоего кластера мыслеформ, позиционирование себя в качестве "просветлённого" получателя Божьей Благодати - тончайший, но тем не менее, смертельный и фатальный яд гордыни.

Нами напрочь забывается, что жизнь, которую мы считаем обычной и нормальной - ненормальна, фантасмагорична, безсмысленна в самой сути её. Мы молимся, прежде всего, не для обретения "высоких" состояний, а для входа в нормальную, спокойную, лишённую неврозов и трагедий жизнь.

В этой искомой жизни с нами должна присутствовать Полнота всего: любви, свободы, счастья, здоровья, безстрашия, минимума достатка, нераздельного-неслиянного общения с Единым Сущим.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

   Нами напрочь забывается, что жизнь, которую мы считаем обычной и нормальной - ненормальна, фантасмагорична, безсмысленна в самой сути её. Мы молимся, прежде всего, не для обретения "высоких" состояний, а для входа в нормальную, спокойную, лишённую неврозов и трагедий жизнь.
   В этой искомой жизни с нами должна присутствовать Полнота всего: любви, свободы, счастья, здоровья, безстрашия, минимума достатка, нераздельного-неслиянного общения с Единым Сущим.
Всё верно, и по возможности хотелось бы обрести реального восприятия себя и мира.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

группа та ниочем вообще. не знаю, может там и есть делатели, но они явно ничего не пишут. с кем там не пытался поговорить о практике - ноль