Матта-аль-Мискин. «Правила аскетической жизни»
проповедь, которую читают в церкви послушникам,
принявшим монашеское облачение в монастыре Св.Макария.
Монашество - это путь к подлинной и истинной смерти для мира – то есть, для самости. И потому монашеская община, в которой монах живет, и есть для него та арена, на которой он подвергает смерти самость. Если монах воистину подвергается такой смерти, искренне пред Богом, и начинает повседневно жить со Христом, тогда врата Божественной Любви открыты для него. Когда Божественная Любовь разгорается в сердце монаха, то со временем, жизнь в общине становится для него новым миром любви, в котором он проживает в радости. Так что вдумайтесь, вне зависимости от стажа монашеской жизни, - если монашеская община стала для вас местом любви, то вы в тайне обрели цель своего призвания и новую жизнь. "Наша единственная задача - любить Бога и обрести радость в этой любви". Но если вы все еще судите, спотыкаясь о приказы начальства, об ошибки старших и грехи младших, тогда вам потребуется пристально рассмотреть свое призвание и стать монахом заново.
Истинная смерть для мира - это само-распятие. Это смерть внутренняя, которая не зависит от поста или правил или действий в различных делах служения. Скорее, такая смерть зависит, прежде всего этого, наряду с этим и после всего этого – от само-отвержения и от готовности отвергнуть себя и сдать свою волю, тотчас же, спонтанно и без колебаний. Так учили неофитов Отцы. Из жития св. Самуила Исповедника мы узнаем о том, как его духовный отец учил его говорить: "Да", "охотно", и "я согрешил" и это слова, исполненные смысла. Некоторые Отцы обычно давали своим ученикам безрассудные распоряжения, чтобы научить тех – не спорить и не возражать, какими бы ошибочными эти распоряжения тем не казались, поскольку смерть самости много важнее успеха в любом задании.
Если Вы - монах, недавно принявший постриг, радующийся своему призванию, своей общине и своей новой жизни, примечайте все те факторы, которые способствуют смерти самости и отречению себя, и помогают постепенному разрушению само-волия и страстей. Такие факторы как терпение несправедливости, оскорблений и презрения, игнорирование Ваших желаний, неуважение к Вашим идеям, мнениям и базовым потребностям, страдание от боли и болезни, с которыми Вы сталкиваетесь на протяжении своей жизни - эти самые факторы разжигают божественную любовь и служат ей, как топливо - огню. Врата божественной любви широко распахнуты для монаха, который намеревается привести к смерти свою самость и отречься своей собственной воли, поскольку из смерти самости восстает сила любви, поскольку Господь открывает Себя лишь в сердцах тех, кто сдается Ему целиком и полностью. «Кто хочет быть Моим учеником, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.»
Монах, ищущий узреть лик Христа, должен помнить, что самость - это бог естественного человека; такой готов пожертвовать своим братом, семьей и своим Богом, чтобы ублажить свои страсти и желания. Следовательно, когда человек вступает в монашество, начинается свирепая битва между самостью и Христом. Это – грозный и утонченный конфликт, он не протекает открытым, явным или осязаемым образом. Часто человек осознает этот конфликт,, лишь совершив серьезное преступление против Христа. Тогда человек пробуждается и видит, что самость на самом деле вступила в конфликт с Самим Господом, стремясь уничтожить Его присутствие и совершенно избавиться от Его Личности.
Прежде всего, монах должен осознать, что истинное поклонение Христу означает смерть самости, поскольку повиновение Христу возможно основать лишь на отказе от само-волия; почитание и прославление Его возможно основать лишь на категорическом отказе от всякого почитания или восхваления самости; подлинную хвалу Христу возможно основать лишь на отвержении всякого тщеславия и самовосхваления; всякую истинную любовь ко Христу можно основать лишь на само-ненавистничестве, что значит ненависть к своему самоволию, со всеми его удовольствиями, негой, привычками и его удовольствиями, полученными в фальшивых мирских связях.
Итак, ясно, что почитание Христа состоит от начала до конца - в самоотречении и отказе; это смерть всецелая, а не частичная, и истинная, а не кажущаяся, поскольку есть такое явление как неполная смерть, которая предает человека и есть еще смерть внешняя, которая фальшива.
Монаху следует внимательно наблюдать за процессом смерти его самости, поскольку самость исполнена лжи и обмана, и использует многие вводящие в заблуждение ухищрения, чтобы выставить смерть некой иллюзией или как внешнюю форму, и тем самым высмеять монаха и Христа, и жить и превозносить – себя, вместо Него. Монаху следует всегда быть настороже, остерегаясь самопоклонения, которое, по сути, есть отречение и отрицание Христа, и неважно при том, насколько значительную часть в жизни этого монаха играет церковь, крест, Евангелие, молитвы, слезы, простирания и биение себя в грудь!
Самость воистину мертва тогда, когда она принимает свою смерть, и явно и в тайне. Это условие становится для всех очевидно, поскольку всякий чувствует, что монах, чья самость умерла, не имеет своей приватной воли; он отказался от всякой сварливости, упрямства, противоречия, обмана, предательства, хитрости, увертливости, ворчливости, гнева; он больше не требует того уважения, которого заслуживает, страшась утратить тем самым свое достоинство – ведь все хорошо, все на пользу и все условия и всякая вещь работает на благо ему и для его наставления. Все это становится очевидным – мирным и простым, без притворства, без пыли в глаза и без речей. Работу этот монах делает образом, достаточным для провозглашения Божией истины, с которой он ровно и верно продвигается по пути само-умерщвления. С другой стороны, если самость не желает проходить через свою смерть - в тайне, тогда эта самость ступает на путь обмана, так, чтобы ей выглядеть мертвой, хотя на самом деле она не умерла. Тогда дорога фальшивого монашества разветвляется на три пути, и каждый из них – это бесконечный лабиринт:
1 Первый фальшивый путь, который можем назвать "великим обманом". В этом состоянии псевдомертвая самость настолько хитра и вероломна, что обманом заманивает своего хозяина, чтобы тот дотошно исполнял все ритуалы и всякое поклонение Богу, при том побуждая его к необычайным усилиям, суровому аскетизму и прочим подвигам, как прилюдно, так и скрытно. Но поскольку самость не умерла, для нее невозможно поклоняться Христу без людского признания. Следовательно, самость использует все возможные средства, чтобы все ее действия и усилия стали известны и тем привлекли бы к ней уважение, почитание, восхваление и любовь других людей. Приобретая все это, самость удовлетворяется и приумножает свои усилия, набирая для себя все большее число аскетических правил и практик. Но если самость не получает эту награду, она теряет интерес к своим стараниям и усилиям. Тогда дела и служения самости существенно сокращаются.
Этот фальшивый путь - исключительно опасен, поскольку душа под ярмом; душа верит, что она истинно поклоняется Богу, но на деле поклоняется своей самости.
Вот почему мы называем этот путь "великим обманом" - ведь тот, кто идет по этому пути, проживает всю свою жизнь в обольщении, что он поклоняется Богу, и это обольщение – обман от его самости. Человек может осознать это состояние, лишь если замечает за собой разного рода тайные грехи, которые он совершает против Христа. Грехи, которые никогда не могли бы проявиться у того, кто воистину умер для самости и живет в Божественной любви, единым духом со Христом.