Rada, вы верно заметили этот общепринятый в православной аскетике момент - иссушает.
Это происходит от неправильных целей, неправильных методов... скажем мягче - несовершенных. Принятое наследие аскетики в своих формулировках уже содержит их.
А если бы Мескин начал говорить другими терминами.... это создаёт проблему отторжения привыкших. Но учитывая мелкие нюансы, несовершенства таки есть.
Если вспомнить четыре стихии покаяния, которые описывал Александр, то душа - влажная и холодная, а ум - влажный и горячий. Заметьте, оба - влажные. Но принято иссушение, которое не ведёт к влажности, создаёт проблему. И если отцы (духовные) не умеют её потом устранить, а ученики не научены, остаётся уповать на Бога.
Пример души есть у Антония Сурожского. Он говорил о священнике, который любил их, детей. И радовался, когда они были хорошие, но печалился, когда они были плохими.
Т.е. - чувства есть, они же влажность. Но и нет надрыва, есть некоторая ровность в любви. Что радуется, что печалится - всё равно любит. (Прохладная ровность сердца, ровность любви. Искренность тут не требуется - это для ума, чувства всегда искренни).
Ну про ум и пример не надо приводить. Бога надо любить всем сердцем, всем умом, всею крепостью своей... Т.е. - сухой ум - это некоторая ущербность, если так можно сказать (к Богу стремится - но не любит). И ещё ум горячий - т.е. как раз тут может быть надрыв, неровность, пики стремлений к Богу. Как вспомнил - так и возгорелся.... Пока совсем не станет огненным.
Ну, а что в принятой аскетике иссушается и как - вы уж сами подумайте. С удовольствием почитаю.