Еще один текст аль-Мискина, имо перекликающийся с начальным постом темы,
и укорененный в святоотеческом наследии Исаака Сирина и Макария Египетского.
А еще раньше - в царском пути истинного смирения Богородицы.
Для меня делание, описанное аль-Мискином, является неложным и ведет к святости во Христе, кратким путем. Невозможно принять то, чему учит Мискин, без согласия с определенной внутренней антропологической моделью. По ней, если верно ее понимаю, самость - это как бы некий демонический имплант, агент противника в нас, перехватывающий и замыкающий на себя фокус нашего внимания, нашу волю и нашу любовь и потому делающий невозможной подлинную жизнь во Христе, подлинное богообщение. Вместо этого - яяяяяяя. Которого на самом деле нет (вот парадокс!), потому что это – не настоящее наше "я".
Однако, (сугубо личное мнение) наша личная индивидуальность находится вовсе не в самости, она нераздельно связана с нашим истинным я,
с частью образа Божия в нас. Так что, фальшивая самость пусть не вводит нас в заблуждение: при ее умерщвлении или при ее тотальной капитуляции мы не теряем ни грана своей неповторимой индивидуальности.Считать иначе для меня – значит, принимать уловку противника.
О самости хорошо написал один современный мыслитель:
«наш фундамент - это ублажение своей самости. Здесь самость - ключевой термин, она каким-то образом блокирует принятие нами Христа, и не дает Ему стать нашей самостью. Требуется ритуальная смерть, ритуальное жертвоприношение самости. Обычная самость существует против всего мира, и следовательно, против всей жизни. Но если мы сдадимся нашей самостью - Христу, Который есть и внутреннее, и внешнее, то станем тождественны всей твари, в едином континууме. И это будет полностью противополножно состоянию самостного отделения и разделения.»
Но такая модель, соответствующая деланию, к которому взывает аль-Мискин – далеко не единственная, как понимаю. Есть, например, вполне с.о. подход – не вычленяя в себе самость, обратиться всему ко Христу. Есть, наверняка и иные. И спорить, исходя из установки – только один путь делания истинный, не вижу смысла. Можно вышеописанную модель принять, можно не принять.
Бог нас не неволит. Как сказал Порфирий Кавсокаливит: "диавол является личностью, поэтому Бог уважает его свободу".
Итак, воля наша