Исихазм

Автор Тема: Матта-аль-Мискин. «Правила аскетической жизни»  (Прочитано 20061 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

А чем стучать-то, или это кто громче крикнет :-(
 прииди и вселися в ны. А во что Ему вселяться...в грязь нашу, громко-кричащую о любви и полную самих себя и своих помыслов.
Это как..дым один
Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс. 50 12).
То есть Он пусть придет и созиждет с самого начала?. Или это просто молитва в поддержку действий наших?. А заодно и Дух Святой пусть вечно во мне пребудет, Сами то бишь с моими тараканами и воюйте?.. Я так не понимаю. На что так плакали и постились Серафим Саровский и Антоний Великий?
Пока мысль не соответствует Отцу, слова - Сыну, а дела - Духу, во все минуты жизни нашей, - сердце нечисто. И некуда вселяться.
Rada, сами цитируете: Сердце чисто созижди во мне, Боже. Так ведь - Боже же!!! Кто ещё может созиждить чистое сердце в нас?

Наше действие - не в очищении сердца и избавлении от самости, а в полном и окончательном осознании своей безпомощности, а также тупика, в который нас загоняют руководимые хитрыми демонами "учителя" всех мастей, начиная от йогов и New Age, кончая так наз. православными "старцами", пережёвывающими протухшую уже жвачку "самоусовершенствования" - кроме как в ад гордыни, не ведущую никуда.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Леонид, это последствия начала поста у меня, мудрствования лукавыя и прочее(
А в итоге все будет как Богу угодно, думаю, возможно абсолютно все и по-всякому.
Состояние когда хаотичное, а еще слов понаписала..ужас...пошла молиться
Speak to me a word that I may live

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Предлагаю Вам вдумчиво перечитывать свои посты прежде публикации [чтобы не случалось "кимвалу звенеть" зря :-)]. Без обид, да? :wink:

Даже сам Матта-аль-Мескин, с его большим авторитетом, не обиделся бы на такие слова, а что уж мне, с моим, успевшим умереть еще до рождения,  жаловаться то! Конечно же, без обид! Вы ведь верите, так же как и я, в диалог без обид и оскорблений?

По поводу ошибок лучше промолчу! «Не так страшны ошибки, как их пристрастный поиск и анализ» - неизвестный учитель начальных классов.))

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Цитата:  Матта аль-Мискин
Ограниченная самость

1 Никогда не полагайся на собственную мудрость или крепость или на силу человеческую во всяком своем деле. А иначе, твой ум помрачится и проницательность помутится, и так преградишь путь благодати, не давая ей войти в тебя и показать тебе путь Господень.  Так ты будешь сбит с пути - прочь от истины и попадешь во вражью ловушку. В конце концов, ты будешь порабощен собственной ограниченной самостью и страстями других людей. «Горе тем, которые мудры в сво­их глазах и ра­зу­мны пред самими собою!»(Ис.5:21)

2. Остерегайся думать высоко о себе. Никогда не имей такого чувства, что без тебя мир остановится. Ведь твоя самость желает выглядеть великой и грандиозной в твоих глазах. Пойми вместо того: Бог может использовать другого человека, и тот сделает работу лучше тебя.  Бог может сделать слабых могущественными, а могущественных - слабыми. мудрых - глупцами, а глупцов - мудрыми. Всё хорошее и полезное в тебе - от Бога, а не от тебя. Если ты не передашь всё это Богу, и не припишешь всё это, с убежденностью, - Ему, то Он заберет это у тебя. Если хвалишься своим интеллектом или добродетелью, Бог оставит их тебе, и будут они - всего лишь дары человеческие. Они затем обратятся в разложение, утраты и ущерб.

3. Для твоей ограниченной самости ненавистно /стремление/ - покориться Богу.  Она может избежать капитуляции. Возможно, ты присвоишь себе твои интеллект, добродетель, и успех - большую часть твоей энергии. В этом случае, Бог предаст тебя непрерывной епитимье; наказание за наказанием, несчастье за несчастьем, пока не поддашься и не сдашься в сокрушении. Но если ты отверг епитимью и не способен - перенести невзгоды, Бог оставит тебя, навсегда.

4. Так будь осторожен и вонми: либо считай себя за ничто, в слове и на деле и решись, всей своей крепостью -  сдать себя Богу, и тогда ты с радостью будешь освобожден от ограниченной самости, по милости Божьей. Либо ты будешь предан наказанию, пока не будешь освобожден от ограниченной самости, вопреки тебе самому. Так что, если желаешь избрать более легкий путь, выбери путь добровольного смирения. Считай себя отселе за ничто, и следуй пути  благодати, куда бы Дух ни пожелал повести тебя.

5. Знай наверняка, что подчинение Богу и полная сдача на волю Его и Его божественному плану - это вольный дар благодати.  Требуется, помимо молитвы и умоления, доверчивая вера, чтобы принять этот дар. Это должно  быть связано с жаждой, проистекающей из нашего сердца - чтобы Бог не предал нас епитимьи за наше безрассудство, и чтобы не оставил нас с нашим собственным мудрованием. По этой причине, мы должны иметь абсолютно непоколебимую веру, чтобы отречься от нашей собственной самости, на все времена и во всяком деле. Это не должно делать напоказ пред людьми, но внутрь собственного сознания. Блажен тот, кто смог обнаружить свою слабость и неведение и исповедает их пред Богом, до конца дней своей жизни.

6. Если ты подпал под епитимью, знай наверняка, что в том - великая польза, поскольку Бог подвергает наказанию ту душу, которая позабыла о своей слабости, и раздулась от собственных талантов и успехов. Это продолжается, пока душа не осознает свою слабость, особенно когда Бог не дает ей в скорбях и невзгодах никакого способа их избежать. Он осаждает душу со всех сторон и наполняет ее горечью от внутреннего и внешнего унижения, либо от греха, либо от скандала, пока та не возненавидит сама себя, не проклянет свой интеллект, и не отречется от своей премудрости. Наконец, душа сдает себя Богу, чувствуя себя сокрушенной и смиренной. В такое время, человеку становится легко себя возненавидеть. Он даже желает, чтобы его ненавидели все. Это путь истинного смирения. Он ведет к полной капитуляции пред планом Божиим, и заканчивается освобождением собственной души от тирании ограниченной самости, с ее уловками, упрямством и с ее тщеславием.

7. Если желаешь освободить свою душу, кратчайшим и простейшим путем, безропотно сноси епитимью благодати, во всякий день. Исследуй свои мысли, движения, намерения, цели, слова и дела в свете Слова Божьего. Именно тогда откроешь развращенность ограниченной самости, ее подлоги, лукавства, уловки, тщеславие и нечистоту. Если будешь упорно продолжать регулярно исполнять это в искреннем раскаянии, то сумеешь отсечь себя от твоей фальшивой и дьявольской,  ограниченной самости. Ты затем сумеешь одолеть ее, мал помалу, пока не отвергнешь ее, полностью, ненавидя ее, и совершишь побег из тюрьмы ее тирании. Ты наконец, откроешь для себя ту катастрофу, к которой привела тебя ограниченная самость, за то что подчинился ей, обрел мир в ее пристанище, хвалился ею, и искал уважения от нее. И в тот момент ты на самом дне своего сердца осознаешь, что ты - ничто, и что Бог - все, и тогда истина сделает тебя свободным.
« Последнее редактирование: 22 Март 2013, 00:33:58 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Еще один текст аль-Мискина, имо перекликающийся с начальным постом темы,
и укорененный в святоотеческом наследии Исаака Сирина и Макария Египетского.
А еще раньше - в царском пути истинного смирения Богородицы. 

Для меня делание, описанное аль-Мискином, является неложным и ведет к святости во Христе, кратким путем. Невозможно принять то, чему учит Мискин, без согласия с определенной внутренней антропологической моделью. По ней, если верно ее понимаю, самость - это как бы некий демонический имплант, агент противника в нас, перехватывающий и замыкающий на себя фокус нашего внимания, нашу волю и нашу любовь и потому делающий невозможной подлинную жизнь во Христе, подлинное  богообщение. Вместо этого - яяяяяяя. Которого на самом деле нет (вот парадокс!), потому что это – не настоящее наше "я".

Однако, (сугубо личное мнение) наша личная индивидуальность находится вовсе не в самости, она нераздельно связана с нашим истинным я,
с частью образа Божия в нас. Так что, фальшивая самость пусть не вводит нас в заблуждение: при ее умерщвлении или при ее тотальной капитуляции мы не теряем ни грана своей неповторимой индивидуальности.Считать иначе для меня – значит, принимать уловку противника.

О самости хорошо написал один современный мыслитель:
Цитировать
«наш фундамент - это ублажение своей самости. Здесь самость - ключевой термин, она каким-то образом блокирует принятие нами Христа, и не дает Ему стать нашей самостью. Требуется ритуальная смерть, ритуальное жертвоприношение самости. Обычная самость существует против всего мира, и следовательно, против всей жизни. Но если мы сдадимся нашей самостью - Христу, Который есть и внутреннее, и внешнее, то станем тождественны всей твари, в едином континууме. И это будет полностью противополножно состоянию самостного отделения и разделения.»

Но такая модель, соответствующая деланию, к которому взывает аль-Мискин – далеко не единственная, как понимаю. Есть, например, вполне с.о. подход – не вычленяя в себе самость, обратиться всему ко Христу. Есть, наверняка и иные. И спорить, исходя из установки – только один путь делания истинный, не вижу смысла. Можно вышеописанную модель принять, можно не принять.
Бог нас не неволит. Как сказал Порфирий Кавсокаливит: "диавол является личностью, поэтому Бог уважает его свободу".


Итак, воля наша  8-)
« Последнее редактирование: 22 Март 2013, 00:20:41 от прозелит »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

волю сатаны не трогает прямо но запинывает ее в свой выигрыш всегда

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Вдогонку...
Мы молимся "прииди и вселися в ны...", а не возьми [забери] нашу самость от "ны". Это самое "ны" остаётся с нами, по крайней мере, до развоплощения. Без этого "ны" - нет восприятия Господа. Именно поэтому я считаю, что борьба с любыми проявлениями "ны" - непродуктивна. А наибольшую пользу [как точно заметил Антиквар] приносит даже кратчайшее наступление Тишины Ума, решающая множество проблем нашей личности, и, особенно, такой важной части её как безсознательное [безконтрольно оказывающее постоянное влияние на все наши мотивации] путём вывода его в осознавание и проживание на ментальном и телесном уровнях.

Тишина Ума - кратчайший путь к истинной сердечной и ненарушаемой молитве. Именно Тишинy Ума надо форсированно искать, а не встревать в борьбу с самим собой, с помыслами, страстями и прочими "ужастиками". По этому ложному пути направляют нас демоны, злобно ухмыляясь над нашей доверчивостью, пользуясь для обмана всем, даже церковными авторитетами.
Скажу лишь о том, что противопоставление того, что сказано в этих текстах Мискином  – "тишине ума" или «безмолвию неба ума» для меня весьма надуманное. В приведенных переводах речь – об ином, не менее важном делании; о том, как нам воплотить слова молитвы "сами себя и весь живот наш Христу Богу предадим". Причем в безмолвии ума такое иго становится воистину легким бременем.

Так что не будем противопоставлять то, что идет в единой связке.  :-)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

...Исполняя закон мы отрекаемся от мира и мир отрекается от нас, потому что не живет по заповедям. Исполняя закон мы учимся любви, мы очищаем наш ум, душу и сердце, мы приближаемся к Богу, начинаем слышать Его и любить умом душой и сердцем.

Исполнение заповедей по мере сил и постоянный призыв к Богу о помощи чтобы Он дал эти силы - это и будет аскетическая жизнь доступная каждому.
"Отрекаемся от мира" осталось уяснить что есть МИР с его мирянами...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Духа не угашайте (1 Фес. 5 19)
Мы храм Божий (1 Кор. 3 16). Посему, как чист Сам Бог, очистим храм Его, чтобы Он возжелал вселиться в нём. (И. Сирин)

Все в руках Божиих... молитва - это самое важное. Но если взять (с молитвой) в руки метлу , то будет еще эффективнее. Пост. Умерщвление природы. Открытие пути благодати.

Молитва (первичная, т.е. база, основа) по-древнему называлась псалмопением. И это не случайно. Псалмопение. Подлинно петь может только человек в состоянии благодати...
Как говорили древние, "природу можно подчинить только сдавшись ей".
And death shall have no dominion

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Матта-аль-Мискин:
Цитировать
3. Для твоей ограниченной самости ненавистно /стремление/ - покориться Богу.  Она может избежать капитуляции. Возможно, ты присвоишь себе твои интеллект, добродетель, и успех - большую часть твоей энергии. В этом случае, Бог предаст тебя непрерывной епитимье; наказание за наказанием, несчастье за несчастьем, пока не поддашься и не сдашься в сокрушении. Но если ты отверг епитимью и не способен - перенести невзгоды, Бог оставит тебя, навсегда.
Вот пример слабо зашифрованного Иудаизма - карающий YHWH. Хотя и весь приведённый отрывок насквозь отрыгивается талмудизмом.

Миллионы [если не сотни миллионов] примеров того, как человек полностью присваивает только себе заслугу своего ума, таланта, финансового и жизненного успеха, при этом - никакой покорности Богу, и....? Никаких епитимий, наказаний, несчастий и невзгод. Живёт себе припеваючи, кладя на всех "с привесом".
Так что не будем противопоставлять то, что идет в единой связке.  :-)
Не будем противопоставлять, только если в этой "связке" не втюхивается иная идеология под, якобы, православным соусом.

Он ведь копт, насколько я понимаю, да?
Но, вообще-то я не слишком против него. Просто надоело читать и слушать, когда ментальные конструкции выдаются за истину, и при этом припечатываются авторитетом.
[Христос нигде не употребляет термин "самость".]
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

...Исполняя закон мы отрекаемся от мира и мир отрекается от нас, потому что не живет по заповедям. Исполняя закон мы учимся любви, мы очищаем наш ум, душу и сердце, мы приближаемся к Богу, начинаем слышать Его и любить умом душой и сердцем.

Исполнение заповедей по мере сил и постоянный призыв к Богу о помощи чтобы Он дал эти силы - это и будет аскетическая жизнь доступная каждому.
"Отрекаемся от мира" осталось уяснить что есть МИР с его мирянами...

Питирим зачем искакть черню кошку в темной комнате если мы точно знаем что ее там нет. Что есть Мир с нами мирянами и почему наш мир отрекся от Христа сказано в Евангелие, мне нечего к этому добавить. Хотя я соглашусь с тем что каждый этот мир понимает по своему, кто как хочет и что кому дано.

Отречение от мира это не отречение от людей, это отречение от тех наших помыслов и дел которые ведут к нарушению заповедей. Это наша жизнь, это опыт и каждый может убедиться в этом.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Матта-аль-Мискин:
Цитировать
3. Для твоей ограниченной самости ненавистно /стремление/ - покориться Богу.  Она может избежать капитуляции. Возможно, ты присвоишь себе твои интеллект, добродетель, и успех - большую часть твоей энергии. В этом случае, Бог предаст тебя непрерывной епитимье; наказание за наказанием, несчастье за несчастьем, пока не поддашься и не сдашься в сокрушении. Но если ты отверг епитимью и не способен - перенести невзгоды, Бог оставит тебя, навсегда.
Вот пример слабо зашифрованного Иудаизма - карающий YHWH. Хотя и весь приведённый отрывок насквозь отрыгивается талмудизмом.

Миллионы [если не сотни миллионов] примеров того, как человек полностью присваивает только себе заслугу своего ума, таланта, финансового и жизненного успеха, при этом - никакой покорности Богу, и....? Никаких епитимий, наказаний, несчастий и невзгод. Живёт себе припеваючи, кладя на всех "с привесом".

О, я предвидел это, прозорливо  :-) еще бы, такая зацепка роскошная, про епитимьи, мимо не пройти  :-)

Миллионы...кого миллионы? Здесь речь о молитвенниках, Леня. О тех, кто "возложил руку свою на плуг и озирается назад". С ними начинаются иные отношения, иная педагогика Божья. Что, Бог горделивых молитвенников не предает подобным испытаниям и череде невзгод, не сокрушает тем их гордыню? Конечно нет, это всё они сами, сами...о чем и речь. :-D
Вспомни лучше:
Цитировать
Сотвори́ державу мышцею Своею, расточи́ гордыя мыслию сердца их.
Низложи́ сильныя со престол, и вознесе́ смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Тоже, по твоему, талмудизм?
А "сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" – то есть, несмиренное сердце Бог сокрушит, но это, по твоему, тоже – талмудизм?
« Последнее редактирование: 22 Март 2013, 02:24:53 от прозелит »

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Цитата:  Матта аль-Мискин

Наконец, душа сдает себя Богу, чувствуя себя сокрушенной и смиренной. В такое время, человеку становится легко себя возненавидеть. Он даже желает, чтобы его ненавидели все. Это путь истинного смирения.

С одной стороны - желание похвалы, желание, чтобы нас любили, и обида - если это не так. Это несмирение. Не мир внутренний.
С другой стороны - желание, чтобы нас ненавидели. Этакий мазохизм. Тоже несмирение.

Мир внутренний, сокрушение и смирение: отсутствие желания, чтобы нас ненавидели, внутреннее довольство тем, что есть. Так проявляется мир внутренний, но и это не есть сам мир внутренний. Он так может проявляться. Но это может быть и ожесточение с маской смирения.

Поэтому то, что описано в цитате - принятый в аскетике перегиб, т.е. однозначно вариант самости, выросшей в другую сторону и приветствуемый как должное.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Цитировать
3. Для твоей ограниченной самости ненавистно /стремление/ - покориться Богу.  Она может избежать капитуляции. Возможно, ты присвоишь себе твои интеллект, добродетель, и успех - большую часть твоей энергии. В этом случае, Бог предаст тебя непрерывной епитимье; наказание за наказанием, несчастье за несчастьем, пока не поддашься и не сдашься в сокрушении. Но если ты отверг епитимью и не способен - перенести невзгоды, Бог оставит тебя, навсегда.


Всего не читал автора. Это место истино. Но человек этого обычно не осознает.
Выделенное место основа всего. И молитвы и спасения.
Что же, нет свободы? Свобода есть, но нет безумия. Ибо не ведаем, что творим. Когда ведаем, что творим, тогда есть выбор - делать или нет. Только и всего. Дела веры в нашей полной свободе. Бог любит нас и говорит, что не стоит делать, а что стоит. Он реально знает ДОБРО и ЗЛО, а мы без Него ничего не знаем - одна самость.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

ради крутости готова душа покоряться богу, потому что он "самый крутой", если узнает его. и в терпении своем будет превозноситься надо всем и вся. ну и банально устыдит ее бог просто, не насылая казни, за такую прямоту то. стыдно станет, взирая на него, над братем превозноситься. силуан пишет - взирая на христа (напрямую, а не логически) становимся как он кроткими, потому что он привлекает своей добротой. все же впервой любов божественная окатывает человека грешного и чистит, а если уж упорен ее отвергать, то остается без нее в бедах кои без любви не вытерпишь. вот и либо "терпит" без любви, либо в любви забывает про озлобления - их не замечает. потому что лукавый всех озлобляет - и праведных и неправедных. "многи скорби праведным". а злые не терпят искушения - скрывают и производят большее зло, упреждают его и от этого кажется, что живут благоденствующе. "погибают от пути праведного". давид поет - "примите наказание, да не когда прогневается господь и погибнете от пути праведного. яко се удаляющие себе от тебе погибнут". страдания сами по себе ничего не могут изменить в нашей жизни. у павла в послании к евреям 12:4-7 тоже говорится о наказании, которое как отцы пишут, люди неверно понимают как страдания. бог, как и в притчах соломон пишет, наказывает то бишь научает через обличение, а не страданиями. потому что толпы праведных и нет страдают в жизни и ничему не научаются. " Ты же возненавидeл еси наказание и отвергл еси словеса моя вспять" - вот кто обличение любви божией в себе отвергает, тот ее теряет и входит в скорби без нее. какое может быть обличение когда говорит "милости хочу а не жертвы" а не так что карающий бог лупит, леонид правильно говорит. бог своим гневом прославляется токо в законченных сосудах нечестия, и то долготерпя даже о них, а не в своих