Исихазм

Автор Тема: Матта-аль-Мискин. «Правила аскетической жизни»  (Прочитано 20071 раз)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Когда мне говорят, что во мне, кроме набора ложных представлений о самом себе есть ещё и некоторая "самость", с каковой я должен сражаться, то я отчётливо вижу, что это путь мимо Креста.

Самость – это всего лишь условное обозначение тех сил и качеств в человеке, которые существуют самостно, без Бога. Это современное понятие. Христос говорил о нем, как о душе, которой надо отвергнуться. Душе плотской, животной душе… Наш словарный запас не может передать то невидимое, что происходит в духовном мире, мы оперируем теми словами, которыми удобнее всего обозначить то или иное духовное явление. Если ум с его ложными представлениями находится вне Бога – то он также самостен и нуждается в сораспятии. Если воля самостна, то она также как и самостные чувства нуждаются в сораспятии, в приведении к Единству в Боге.

 Поэтому отец  Матта-аль Мескин не подменяет тонко смыслы. Начало духовной брани, как и ее продолжение, основывается на все той же синергии. О.Матта пишет о решимости расстаться с самостью, решимостью жить, мыслить и чувствовать вне Бога. Решимость – это и есть начальное волевое усилие человека. Вы ведь тоже говорите о таком волевом усилии, без него ведь не возможно никакое продвижение. Но только вы говорите более конкретно -  об усилии остановить помыслы, чтобы установить тишину ума. Борьба  в святоотеческом понимании – это и есть приложение волевого усилия подвижника в надежде на то, что эта воля встретит поддержку воли Творца. О.Матта говорит о том же, только другим языком… Умертвить самость – это не допустить приражение помышлений, которые не от Духа с помощью молитвы, начальной молитвы, с помощью своих начальных усилий, прилагая решимость к этому деланию, в надежде, что благодать коснется терпеливого подвижника и продолжит начатую ним работу.

Леонид! Вы говорите о важных и нужных вещах и бываете не всегда понимаемы другими. Так же и о.Матта говорит не менее важные вещи. Поймите, внутренний мир подвижников богат и многогранен. И описание этого мира основывается на тех словах, которые выбирает тот или иной подвижник по известным ему лично соображениям. Нам надо учиться читать подобные описания, избавляясь от своих личных тараканов в голове. Вы правильно говорите, что не надо смотреть на авторитет, непредвзято,  с любовью и желанием понять другого. И в этом, как и везде, необходимо проявлять, прежде всего, терпение. То, о чем говорят нам отцы и отец Матта аль Мескин. Терпение – основа учения не только для новоначальных. Не случайно в православной аскетике используется понятие лестницы.  По отцам, к истинной тишине ума приводит умная и умно-сердечная молитва, т.к., когда замолкает ум, начинает молиться сердце, а ум молча внимает этой молитве. Но форсирование тишины ума собственными силами  – не самый короткий путь к сердечной молитве. Самый короткий путь – это путь благодати. Благодатное действие очищает помыслы, выкристаллизовывает честность перед собой и другими, избавляет от лукавства, беззлобия и страстей, постепенно очищая сердце и подготавливая его к встрече с Царством Небесным. А когда произойдет эта встреча, тут вы правы, одному Богу известно!) И здесь терпение также будет не лишним! Терпение и вера рождают уверенность, что  наш труд не напрасен. Простите за многословие! Надеюсь на понимание!)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

непонимание в диалоге основывается на этом моменте - "вхождение" в царство небесное. Грация, что вы под этим понимаете? благодать действует в человеке, но он еще не в царстве божием, я так понимаю? а как вы смотрите на притчу о заваске и, например, как бы основанным на ней духовном научениям макария великого? когда он пишет в своих словах - дает даром господь покаявшемуся духа, только он маленький такой, но он его видит, знает что он внутри. и может трудами сделать что дух завладеет двумя или пятью составами души, а то и всеми. но если и ничем не завладеет но хотябы сохранит таким маленьким - то спас свою душу и в исходе ловящего врага этот "талантец" сожжет

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

По отцам, к истинной тишине ума приводит умная и умно-сердечная молитва, т.к., когда замолкает ум, начинает молиться сердце, а ум молча внимает этой молитве. Но форсирование тишины ума собственными силами  – не самый короткий путь к сердечной молитве. Самый короткий путь – это путь благодати. Благодатное действие очищает помыслы, выкристаллизовывает честность перед собой и другими, избавляет от лукавства, беззлобия и страстей, постепенно очищая сердце и подготавливая его к встрече с Царством Небесным.
Грация, Вы сами ранее засомневались в моих словах о том, что Божья Благодать может посетить человека с неочищенным сердцем. Мы же, наоборот, знаем массу примеров, когда Призывающая Благодать была явлена разного рода людям, иногда совсем неподготовленным, атеистам, даже преступникам.

Мне, похоже, удалось "уговорить" Rady, что сердце очищает сам Господь по нашему страстному к Нему призыву, и никто иной. Отцы напоминают нам о том, что мы не можем ничего поделать с собой, со своей павшей природой своими силами. Сам Господь напоминает нам о том, что "без Мене не можете творити ничесоже"...

Здесь же у Вас путаница - благодать [ни с того, ни с сего возникшая] очищает помыслы и обозначает короткий путь к сердечной молитве [надо понимать, Вы имеете ввиду безсловесную, да?] и к Тишине Ума. Так что же нужно, по-Вашему, стяжать ранее? Благодать в неочищенное сердце? Но Вы при этом говорите, что сначала cердце необходимо очистить. Не видите здесь [даже чисто логического] тупика?

Я повторяю настойчиво, что самостийное [доблагодатное] преодоление помыслов, борьба с самостью, а также очищение сердца - тончайшие и весьма убедительные уловки демонов, направленные, в конечном итоге, на усиление позиций ума, на возбухание гордыни.

Прежде всех "упражнений" необходима собственная решимость пoследовать за Господом на Крест, и для начала - хотя бы однажды попытаться полностью отсечь свой ум. Только так можно почуствовать реальный "вкус" крестной пытки, и уж потом решить для себя: "а оно мне надо?", "не лучше ли жевать наставления разных псевдостарцев до конца дней?"
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

непонимание в диалоге основывается на этом моменте - "вхождение" в царство небесное. Грация, что вы под этим понимаете? благодать действует в человеке, но он еще не в царстве божием, я так понимаю? а как вы смотрите на притчу о заваске и, например, как бы основанным на ней духовном научениям макария великого?

Слово Царство говорит само за себя. Его лучи, очищая и преображая нас, очищают и преображают мир. Но я почитаю Макария Великого, уже нашла необходимые главы, спасибо!)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Так что же нужно, по-Вашему, стяжать ранее? Благодать в неочищенное сердце? Но Вы при этом говорите, что сначала cердце необходимо очистить. Не видите здесь [даже чисто логического] тупика?

Благодать – это лучи Царственного Царства. В чем ваши сомнения? В том, что то, куда мы входим в молитве, – это не предел?))

Здесь нет логического тупика. Такой тупик появляется в расколотом сознании. Поэтому вам, чтобы увидеть его, наверное, пришлось спуститься пониже в своем едином сознании, чтобы натолкнуться на него.) Я, конечно же, не старый жил на форуме, но прочла довольно много. В старых темах достаточно времени уделили разъяснению и обсуждению этого вопроса – как выйти из  логического тупика и что первично. Но я думаю, вы уже и сами во всем разобрались!)) Если нет, то воспользуйтесь поисковиком.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

[надо понимать, Вы имеете ввиду безсловесную, да?]

Нет, я не имею в виду бессловесную молитву. Когда человека касается благодать, он воспевает : «Готово сердце мое, Боже!» Перестает ли тогда петь сердце, перестает ли благодарить и славить Творца своего? Нет, конечно же… Тишина ума – это не отсутствие Слова. Напротив, истинное безмолвие наступает тогда, когда Слово касается сердца.

Слова – это не просто набор букв, это набор звуков, порой неслышимых обычному уху звуков, точно выражающих наше внутреннее состояние. У взрослого человека происходят искажения (лукавства) в выражении того, о чем хочет сказать сердце. Самость тому препятствием. У маленьких детей, которые чудесным образом быстро учатся говорить, думать и читать, видно, насколько они чисты в помыслах. Что исходит от сердца – о том они, не лукавя и говорят… Говорят: Я люблю тебя – искренно, ничего не ожидая взамен. И ты видишь, что это говорит его маленькое или, наоборот, огромное, сердечко… Или же посетившая (не настоящая как у взрослых) обида… Посетила на мгновение и рассеялась как туман… Даже следа не осталось. Сердце по-прежнему чисто.) Это и есть чистота – передача в слове того состояния, которое в данный момент человек переживает, внутреннего мира.

Почему говорят: Молитесь! Словами сначала… Проговаривая слова молитвы, мы знакомим свое сердце с забытыми звуками любви, истинной любви, которую от нас скрывает наша самость, тот слабый невидимый туман детства, который со временем превратился в непроницаемую завесу. Слова молитвы – словно луч света проходят через эту завесу, они растворяют ее в Божьей Любви, они открывают нам самим нас самих же – истинных, маленьких и чистых.)) Безмолвная молитва – это не бессловесная молитва. Молчит или не молчит ум, но сердце постоянно взывает или ликует. Чтобы его услышать, и необходима тишина…

Цитировать
хотя бы однажды попытаться полностью отсечь свой ум.

«Отсечь свой ум» = «убить свою самость»))  Молитва ведет ум туда, где ему место. Именно молитва, не просто тишина мыслей. Мысли могут «утихнуть» на том уровне, который нам виден и слышен, но глубже, как говорят опытные, есть и другие уровни, на которых мы можем не распознать их проникновение. Тонкое, невидимое и потому коварное… Самость не так безобидна, как кажется, она не только в конструкциях ума, но и в конструкциях подсознания. Слова молитвы – это излучение Любви, которое приникает в самую глубину человека, становясь все более и более узнаваемыми и  желанными.  Узнаваемыми, потому что мы и есть частички Любви и Света, желанными, потому что, эти частички имеют способность стремится к Богу. Молитва обязательно нужна! Мы не молимся бессловесно. Просто постепенно слова молитвы утончаются, переходят на новый уровень звучания, но они никогда не умолкают. Молчит в нас самость, наш падший ум, а молитва звучит на иных глубинах, входя в таинство Любви, вводя в это таинство всего человека, все составы его души.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

И сами не там ищете, и других по ложному следу направляете... Тишину Ума никаким поисковиком ни на каком форуме (даже на этом) не найти...а без Нее и остального не видать, как своих ушей... и тогда по факту остается одно многословие и словоблудие...тобишь внутрення суета и трындеж... которые к Богу не приближают, а отдаляют...приближают же к Нему только внутренняя умиротворенность и тишина..молитвенное безмолвие... 8-)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Прошу прощения, что опять так много написала!) Я понимаю, что все дело в изложении мыслей и тому подобному, что приводит к непониманию... Но! Есть доля правды в словах прозелита о том, что тишина ума - не ноу хау. И когда современные исследователи духовного мира говорят о поиске глубины внутри себя, то они не говорят о МОЛИТВЕ! Ни слова! Просто - ищите глубину,дайте замолчать уму, самосовершенствуйтесь и т.п. набор благоглупостей, которых так опасается Леонид. Поиск глубины без Слова Божьего - это поиск чего-то, чего не знаю сам в глубинах океана без навигатора, без света и без кислорода...Молитва - Учитель, молитва - Свет, Молитва - жизнь!
« Последнее редактирование: 23 Март 2013, 12:09:18 от Грация »

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

неоднократно уже повторялось на форуме, что молитва - лишь средство, костыль...причем, одно из многих... :-)
в данном контексте молитва - это бур, с помощью которого можно обрести свою глубину и себя самого, таким, какой ты есть на самом деле, каким тебя видит Господь...без множества масок и лиц, которые мы меняем по сто раз на дню...и это занятие не из самых приятных и легких - внутреннее бурение себя самого...гораздо приятнее услаждать и усыплять свой разум чужими словесами о духовном... 8-)
но сон разума рождает чудовищ... :evil:

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

"вхождение" в царство небесное. Грация, что вы под этим понимаете? благодать действует в человеке, но он еще не в царстве божием, я так понимаю?


«Вхождение в Царство Небесное» - это не просто акт спасения, это бесконечное движение человеческой души к своему Создателю.  Будучи родом из Царства Небесного, душа, облекшаяся в материю, совершает путь обновления и преображения. Вхождение в Царство Небесное – это жизнь души, вспомнившей об Отце и стремящейся к Нему.  Жизнь – означает движение, смерть – остановку.  Вхождение в Царство – это вхождение в жизнь через смерть.  Тогда смерть понимается как преображение ветхого качества в новое качество. Сознательное (божественное) преображение.  Страх смерти или страданий говорит о нежелании сознательного входа в Царствие и характеризует жизнь как активный  или пассивный поиск убежища и способа избежать страдания. 

Обожение – это и есть сознательный вход в новую жизнь (в Царство Небесное) через смерть, а точнее, через переплавку ветхого (царства материи).  Обожение – это сознательное принятие  в себя новой жизни. Спасение как очищение сердца начинается с мысленного восхождения духа к Богу, что и означает  начало действия благодати. Обожение начинается с нисхождения духа в чистое сердце, как  в сосуд, в котором материя получает Божественный Небесный огонь для своего преображения. Если сердце не чистое, то сошедший огонь испепелит человека. Поэтому очищение сердца – необходимое условие для обожения.

Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Эти слова Господа ломают любые конструкции нашего ума и выводят его из логического тупика.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

хорошо, есть два момента - благодать к покаянию и непосредственно обожающий дар духа. весьма уверен, что второй момент начинается гораздо ранее чем вы представляете. не знаю, прав? от этого много ошибок и перегибов! прошу задуматься. со второго момента именно начинается борьба до крови, процесс брожения закваски
интересно вы про звук молитвы, который не слышит ухо. догадываюсь о чем вы, но может это просто есть воля, ее направление? даже не мысль. где тут тогда место миру, о котором павел пишет - "всяк ум преимущий"? впрочем вместившие обожающую благодать как бы уже и живут на уровне - "ты и я - едино есма". а в созерцании по мере того как охватывает дух человека, у него прекращается вся осознанная деятельность. посмотрите что говорят отцы о не захватившем созерцании - любая собственная деятельность сбивает с него.
 1 Не скор буди усты твоими, и сердце твое
да не ускоряет
износити слово пред лицем
Божиим, яко Бог на небеси горе , ты же на
земли долу: сего ради да будут словеса твоя
мала:

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

эти два момента тесно взаимосвязанные, взаимодополняющие, а не взаимоисключающие...  :-)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

прозелит, согласен, довольно многие в закоснении теряют в разной степени способность раскаиваться в грехах, признавать грех. но твердо убежден что вполне раскаившийся получит назад тот потерянный талант, по общему чину (бывает и иначе) данный в крещении, залог воскресения или ту самую бисерину. серьезное покаяние упредит господь, по слову соломона - "она (премудрость) даже упреждает ищущих ее". кто не может каяться - довольно устремиться как можешь к богу душой, умом в первую очередь, "согрешил - умолкни" (каину). бог не требует невыполнимого, лишь полное произволение. нет плодов произволения - хотя бы само произволение, хотение, жажда высшей истины - не верю что господь не подкрепит человека, хотя бы раз в жизни проявившего ясную жажду божественного знания, без лукавства, правдиво с готовностью признать свои ошибки. нету воли или хотение лукаво - соломон пишет " Яко в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху: святый бо дух наказания отбежит льстива и отимется от помышлений неразумных и обличится от находящия неправды." но начинается все с ума
Да, elm. А когда произволение переменчиво – то есть, то нет в помине, как то часто бывает у человека горделивого и упертого в своей самости, то справедливы слова:
Цитата: Исаак Сирин
Если Бог хочет помиловать душу, а она упорствует и не повинуется, но поступает по своей поврежденной воле, то Бог попускает ей скорби, которых она не желала бы иметь, чтоб таким образом эта душа взыскала Бога.
и еще сказал он:
Цитировать
Бог не помогает тем, которые хотя и вступили в служение Ему, но одновременно служат и страстям. Бог предоставляет их самим себе, так как они произвольно захотели следовать себе, и предает их в руки их врагов, демонов...

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Брат Монте, вот о той же самой, что и ты сказал, о ней, родимой, говорю. О безмолвии,
если так понятнее.
что за хитрость...разве слова дают прояснение... :-)

вглядимся...
вот твои слова
Итак, одна "тишина ума" не приводит ни к какому Царствию, если при том нет обращения/вверения всей воли, всей крепости, всего живота нашего – ко Христу и в руки Христа.

о вот мои каракули
а просто жизнь...это не что то в уме...это сам ум и более...
результат...у тебя есть-воля, жизнь, тишина ума, Христос...подлинно весьма сдобное богатство...а у меня лишь жизнь, и то поданная...я нищ...и трудно ли нищему войти в Царствие!?
Моя жизнь это и есть мое единственное небо…небо безмолвия... Отец в небе, а Христос по право Его…

Так что видим что мы о разном…и тут да, можно обнаружить два взгляда, это когда мы с низу смотри на высоту,  когда с высоты вниз…и вот когда  с высоты выпирает, напирает взгляд движимый любовью, единым волением, то вытекает жизнь, жизнь волевая, как постоянное волевое творчество…тут так грубо можно сказать мир как бы вдавлен в нас, мы им пробиты, а это взгляд вваливается в это мир, и получается например касается твоя рука чего в этом мире, то Царствие касается этого…непосредственно плотно, телесно как бы…

Вот тут бабеньки не поделили сердце, как оно исцеляется…вот так и исцеляется, как кровоточивая высосала энергию у Христа исцелилась, и как руки Христа прикасались и исцелялись…Христос подает плоть принимает…силы ангельские входят в состав человека, изменяют смысловые ориентиры. Подают смысл ум как ему далее волить жизнь, как ум упирать далее в мир…упирать не бодаясь, а как сквозь проходя...вот так ум и укрепляется, это и есть единая крепость, а не концептами, верованиями и прочим...
« Последнее редактирование: 23 Март 2013, 17:49:12 от Monte More »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Так что же нужно, по-Вашему, стяжать ранее? Благодать в неочищенное сердце? Но Вы при этом говорите, что сначала cердце необходимо очистить. Не видите здесь [даже чисто логического] тупика?

Благодать – это лучи Царственного Царства. В чем ваши сомнения? В том, что то, куда мы входим в молитве, – это не предел?))

Здесь нет логического тупика. Такой тупик появляется в расколотом сознании. Поэтому вам, чтобы увидеть его, наверное, пришлось спуститься пониже в своем едином сознании, чтобы натолкнуться на него.) Я, конечно же, не старый жил на форуме, но прочла довольно много. В старых темах достаточно времени уделили разъяснению и обсуждению этого вопроса – как выйти из  логического тупика и что первично. Но я думаю, вы уже и сами во всем разобрались!)) Если нет, то воспользуйтесь поисковиком.
Грация,
Я понял Вас. Вас слегка "несёт" ["Благодать – это лучи Царственного Царства"?!]. Вы не пользуетесь даже формальной логикой. Не знаю, что Вы практикуете [какой вид молитвы], но Ваши сентенции характерны для "начитавшихся" более, чем для имеющих реальный опыт молитвы.
На сём полемику с Вами заканчиваю.
Храни Вас Господь...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.