первый раз прочитал о том что комплес вины перед богом плохая вещь у петра мещеринова когда еще не был крещен. это помогло избежать безрезультативного самобичевания, вгоняющего в уныние. потом когда терял "благодать" всегда вспоминал об этом моменте, задумывался. ведь все отцы говорят, что кто грехи свои видит - выше того кто постоянно созерцает бож свет. или как написал исаак сирский - восчуствовавший свой грех выше того кто молитвою своею воскрешает мертвых. правда только что пока человек бож свет не утвердится зреть, грехов своих никогда не увидит и не вынесет этого в полноте так чтоб не сорваться вконец в отчаяние. потому что (начальное) не вполне чистое созерцание рождает зрение грехов, падения, а зрение греховности в свою очередь уже рождает чистое созерцание, точнее ясное явление божие в душе, а не как "яко в зерцале или в гадании" как павел пишет. но про чувство вины никто из отцов вроде не пишет. однако когда приходит сокрушение, "приносящее" духовные плоды, я заметил всегда есть чувство вины, неправоты и бессилия. но я бессовестный и одного только голого ощущения вины, не говоря уж о комплексе, у меня не было, поэтому не знаю на опыте что это даст. грехи свои ощущал бывало очень остро, их огромное множество, и над этим работаю, стараюсь. но в эти моменты вина, не знаю, как-то не особо то и осознается. осознается что ты пропал, глубоко и безнадежно в злом произволении, бессилен и виноват ли перед богом? - скорее сам себя загубил. вообще что значит виноват перед богом? бог существо блаженное которого наш грех не может задеть как максим исповедник говорил