Исихазм

Автор Тема: Суфии о сердце  (Прочитано 14325 раз)

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #15 : 24 Октябрь 2013, 23:38:58 »
Рада, я не обратилась именно к тебе в своем сообщении, т.к. хотела  обратиться ко всем форумским почитателям суфизма, но никто мое послание пока никто не прокомментировал :-(
Рада, но ведь именно  я написала из  опыта моего сердца без ссылок на "позицию внешнего института",  (и ты это знаешь как никто здесь) о котором ты спрашиваешь palomnikа!
Не хочется думать, что ты его просто проигнорировала...Может тебе нужно время, я подожду и  надеюсь, ты  откликнешься :-)

Я не спрашивала palomnik и не спрашивала Сергеева. Тот пост просто не прозвучал для меня. Пустые слова ни о чем, не принимайте как личное, palomnik

Несмотря на ценность опыта каждой отдельной личности - для этой личности - нельзя игнорировать свой - опыт постижения любви и свое вИдении в этом свете - и распознавание радостное знакомого. Как и реакция в виде равнодушия на то, что никакие струны в тебе не трогает, кроме как пары мозговых извилин шевеление произойдет, ты это отметишь. Но ждешь ты не этого.

Там выше прозвучало что символы для старшеклассника и первоклассника наполнены разными смыслами. Видимо тебе проще с этой позиции сейчас рассуждать. Я свое отрассуждала.

Speak to me a word that I may live

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #16 : 24 Октябрь 2013, 23:55:26 »
Спасибо за отклик, Рада.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #17 : 25 Октябрь 2013, 00:46:14 »
"Моя не понимай", почему  не всем на форуме достаточно  небесного Света Христова  и постоянно возникает тема  восхищения суфийским наследием, которое  исходит из того, что " на земле нет иного света, которым могли бы руководствоваться люди, кроме света пророчества" (Мухаммеда)

Цитировать
Alexander: "...Православные подвижники говорят об одном очень важном даре - различении духов. Простой пример: мы знаем, что маги принесли дары Младенцу и поклонились Ему. Из этого не следует, что заниматься магией - хорошо. А что следует? Самое лучшее, что мы находим в других учениях, указывает на Господа, и лучшие представители этих учений поклоняются Ему в своем сердце (иногда не зная о Нем в своих мыслях). Именно об этом говорит ап.Павел... Об этом говорит и свт.Николай Сербский в своих Молитвах. Но когда тот же свт.Николай говорит о выборе между православием и другими (напр., восточными) верами, то ответ его однозначен."

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg9976#msg9976

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #18 : 25 Октябрь 2013, 02:06:56 »
"Моя не понимай", почему  не всем на форуме достаточно  небесного Света Христова  и постоянно возникает тема  восхищения суфийским наследием, которое  исходит из того, что " на земле нет иного света, которым могли бы руководствоваться люди, кроме света пророчества" (Мухаммеда)

Цитировать
Alexander:  "...Православные подвижники говорят об одном очень важном даре - различении духов. Простой пример: мы знаем, что маги принесли дары Младенцу и поклонились Ему. Из этого не следует, что заниматься магией - хорошо. А что следует? Самое лучшее, что мы находим в других учениях, указывает на Господа, и лучшие представители этих учений поклоняются
Различение духов очень важный  и ценный дар  Божий... Но ведь и  о нем каждый мысли в меру разумения и опыта... Но мне странно, что в этом примере  с волхвами упущена важнейшая деталь:  волхвы после встречи с Христом   НЕ ВЕРНУЛИСЬ к своему пути и занятиям,т.к. это привело бы к гибели младенца Христа. Об этом  в другом месте сказано: "Никто, возложивший руку свою на плуг и оборачивающийся назад, не благонадежен для Царства Божьего» . (По преданию волхвы были  прославлены, как христианские  уже святые)
Я уже писала, что все лучшее, что есть в суфизме, действительно указывает на тоску по  Возлюбленной  - Христу, как и у иудеев. Но какой смысл жить в этой прекрасной тоске, когда Иисус уже пришел и ты об этом слышал?   И многие мусульмане узнав Его уже не могли "служить двум господам",т.е. образам Бога и принимали христианство.
Я не  понимаю, как можно поклонятся тому кого не знаешь?
Можно поклонятся какому-то неизвестному мне пока богу в смутном образе? Это похоже на то, как в молодости все как-то смутно  представляют свою единственную вторую половинку,  свою любовь к ней, но в реальности она  может оказаться очень далека от этого образа,  как и реальная любовь.
"Христос казал, что только тот знает Отца, кто знает Меня, а меня знает, кому Дух Святой открыл".

Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #19 : 25 Октябрь 2013, 09:35:13 »
Я благодарна суфизму за многое,  в том числе и за  его особое внимание  к дыханию  и внутренней  тишине.  Если понятие " духовное сердце" мы можем наполнять разными смыслами, то дыхание - феномен хотя и мистический, но  все же более ОЧЕ-видный и доступный исследованию и культивированию. И хотя окончательно все в этом вопросе все   встало на место только в свете Христовом, но  импульс  когда-то был получен в том числе и от суфийского зикра  и от  буддийской СУТРЫ ПОЛНОГО ОСОЗНАВАНИЯ ДЫХАНИЯ.

Особенно для меня важны были строки Саади: "Каждый вдох - питатель жизни, каждый выдох несет приподнятость Духу" и  Ираки:  "Отправляйся же на поиски своего друга дыхания, дышащего с тобой Душа в душу". Вот я и отправилась и нашла ЕГО :)

Повитуха, Вы сказали одну штуку (я ее выделил), которая меня занимает уже давненько. В чем Вы видите это самое окончательное становление для себя "в свете Христовом"? Мне просто интересно понять - в чем люди видят уникальность Христа. Ведь такое маленькое заявление, а уже тонко декларируется превосходство христианства над суфизмом. Со всеми вытекающими. Я придерживаюсь мнения, которое озвучил Ганди - "У Бога нет религии". И если внимательно посмотреть, то путем Христа проходят многие, не зависимо от вероисповедания. Просто этот путь я вижу не внешним и вне времени. Думаю что и до Христа были те, кто прошел Его путем. Путь Истина и Жизнь были и до. Потому как предвечны. Посему просто интересует - в чем именно уникальность для каждого именно христианства, и почему именно в христианстве Вы видите окончательное становления всего на место?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #20 : 25 Октябрь 2013, 11:49:27 »
Прозелитизм - штука тяжелая. Ее носителям не позавидуешь.  :|

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #21 : 25 Октябрь 2013, 12:39:52 »
Прозелитизм - штука тяжелая. Ее носителям не позавидуешь.  :|
Оу, йес, по себе знаю – сказал прозелит.  :-D

Это все – "болезни роста" переменяющегося ума. И охранительство, и прозелитизм – часть родовых корчей мук, когда рождается новое и оказывается в плаценте ветхого. Эта плацента не может никак питать новое, но только отравляет его. Хорошо, если при том новое таки родится, а не умрет в утробе...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #22 : 25 Октябрь 2013, 13:03:59 »
Суфии сами признают, что их свет только от пророчества.  Если  в сердце свет Христов - то все теперь иное, новое. Суфийские  мысли  о  сердце, свете, опьянение, растворении в Боге, единстве и т.п. поэтические образы только  на первый взгляд  могут чем-то напоминают христианские или если их вырвать их общего контекста и вставить в свой - христианский.
    Смысловое содержание  похожих образов  у суфиев принципиально иное, т.к. они исходит  из убежденности  о невозможности нетварного Божественного бытия нисходить в тварное,  о не способности Бога пребывать в человеческой душе .
Повитуха, приведу здесь обширные цитаты из "Сполохов" Ираки – труда тем более ценного, что Ираки в нем открыто, без завес и покровов, говорит о глубинах постижения Бога, и о способности Бога не только пребывать в душе человека, но и о способности человека нераздельно слиться с Ним, вне всякой двойственности. Я эти строки понимаю именно в таком ключе. Полагаю, делатель-мистик в любой традиции узнает в этих строках то, что ему знакомо  и примет эти строки. Если Вы не согласны, дайте свое собственное понимание этих строк.

На данный момент полагаю, что Вам как новоначальной, в ордене просто не давали тех знаний, той "твердой пищи",которую Вы не способны были усвоить. Ведь эти истины, о соединении Бога и человека, неспособны были принять и многие "продвинутые" суфии, как показывает история Халладжа из жизнеописаний Аттара...что говорить о новоначальном-мюриде?

Итак, Ираки. Мелким курсивом выделил комменты и примечания переводчика.

Цитировать
Халладж говорил так:Это Ты или я? Смешалось бытие с бытием?
Отвернись от меня, если хочу двойственность утвердить!

Цитировать
Никто не любит Бога, кроме Бога

Пылкое стремление к Возлюбленному невозможно без того, чтобы
кроме Него ничто не любить и ни в чём другом нужды не иметь. На этом
пути влюблённый неизбежно сам в источник всего превращается, чтобы
всё, что любит, и всё, в чем он нуждается, и был он сам; и чтобы никто
ничего не любил, кроме себя.


Все в мире – Он, но видимо это во мне
Нет сомнения, что это сосредоточие – я, но я в Нём.


Фраза «чтобы никто ничего не любил, кроме себя» не имеет никакого
отношения к понятию, которое мы в обиходе обозначаем словами
самовлюблённость или эгоизм. Речь идёт о любви к единственному «Я»,
то есть к Господу. Смотрите далее знаменитое изречение «никто не
любит Бога, кроме Бога», которое означает в сущности то же самое.
Солнце в сверкающем зеркале неизбежно себя же в друзья берёт, и все
вещи, что являются исконными качествами друга его, в действительности –
оно само, проявления его, и никакого подлинного зеркала перед ним нет.


Солнце Его появится,
Я же в солнце Его скроюсь,
И когда оно взойдёт
Я сиянием Его буду.


Он тот, кто Себя любит в тебе. Из этого можно понять, что говорится
словами «никто не любит Бога, кроме Бога3». Теперь можно узнать, что
означает изречение «никто не видит Бога, кроме Бога4». Прояснилось
значение слов «Никто не поминает Господа, кроме Господа». Пророк
Ислама такую просьбу к Всевышнему возносил в ночной молитве: «О
Боже, унеси слух мой и зрение моё к великой пользе моей», и добавил:
«меня от себя самого унеси к великой пользе (ибо слушание и видение моё
– Ты)», как сказано в священном Коране «Ты ведь лучший из наследующих»
(21:89).
Пречист Господь, который сокрыт –
Сущность Его за покровами светоносными;
И никто не знает, кто Он, кроме Него Самого.

3 Наверное, самое важное из основных утверждений исламского мистицизма. По традиции считается, что эту фразу впервые изрёк сам Ибн Араби.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #23 : 25 Октябрь 2013, 14:06:35 »
Цитата: Ираки. Сполохи
Каждый влюблённый особый знак видит


Возлюбленный в каждом зеркале, каждый миг лик Свой иным видит,
каждое мгновение Себя в облике ином созерцает. Стало быть, если лицо
согласно внутренним движениям зеркала каждый миг другим становится,
то и само зеркало каждое мгновение изменяется.

В каждом зеркале разнообразные лики
Показывают красоту Его всякий миг:
То платье Евы появится,
То лицо Адама.


И ни одно лицо ни разу не повторится, и ни одно лицо в двух зеркалах
одинаковых отражений не даст. Абу Талеб Мекки говорил: «Господь два
раза одинаково не проявляется, и в видениях никогда двум людям в одном
и том же образе не явится».

Красота Его сто тысяч лиц имеет,
В каждой песчинке – лик другой отражён.
Ведь единица – корень бесчисленности
И каждый миг нисходит иное.


Потому каждый влюбленный особый знак видит, каждый из Познавших
нечто отличное от других говорит. Но смысл всех этих слов един:

Мы – словно разные строки из книги Твоей,
Благодать же твоя единственна;,
И то, и другое – указание на красоту Твою.
Все, кто созерцают благость Твою,
Смотрят из ограниченности своей –
И в Тебе лишь лицо своё видят;
И от этого – разница в понимании.



То есть разница между религиями, философскими школами и т.д.
– от ограниченности человеческого понимания, неспособного в
множественности проявлений Господа ясно видеть Его единственность.
Однако тот, кто достиг полного растворения в подлинном «Я», видит это
яснее, чем мы – предметы вещественного мира, и ему уже не нужно
никаких логических доказательств.


Знаешь ли, кто может получить Знание от совершенного созерцания?
Тот, «у кого есть сердце или кто преклонил слух и сам присутствует», как
говорит Священный Коран (50:37). тот, кто, обладая сердечностью, с
помощью неё сначала внешнее познал, и потому понял, что имел в виду
Пророк Ислама, да благословит его Господь, говоря: «кто познал себя,
Господа своего познал»
, и что имел в виду великий Джунейд, сказав: «цвет
воды – это цвет сосуда».
[/size]

Знаменитая фраза, приписываемая Джунейду Багдади, обозначает
отсутствие в совершенным человеке чего-либо от мелочного квази-«я»
и полное принятие им подлинного «Я» (его «цвета»).


Бесконечно различны отражения в спорящих зеркалах мироздания, и
так же меняются переживания сердца.

От нашей двойственной ограниченности – разница в понимании Единого. Способность отразить Истину у каждого "зеркала" разная, и к тому же зеркала спорят меж собой, до хрипоты. :-)
Кто по иному отражает, у того иные "переживания сердца" – нет одной кальки для всего спектра переживаний. Согласны, Повитуха?


Цитата: Ираки. Сполохи
Зеркало любви


Возлюбленный – зеркало влюблённого. В нём влюблённый собствен-
ным взглядом только себя видит. И влюблённый – зеркало Возлюбленного,
и во влюблённом Имена, качества Свои и проявление деяний Своих
созерцает. И влюблённый, который имена и лики Его источником своим
видит, неизбежно скажет: «В зерцалах нас, творений, суть Себя, Единого,
лицезришь, и множественность наша существует во множестве Твоих
Имён, кои созерцаешь. Мы же, после того как множественность эта в
созерцании нашем исчезнет, в сути, в истине, от видимого и говоримого
очистившись, понимаем – множественное и единое, Ты и мы – одно».

Воззрение более чем понятно.Через подлинное "Я" делатель воссоединяется с Единым. Зеркало в зеркале – тоже хорошая метафора, выводящая вовне двойственного восприятия. Остальное все, все мнимые расхождения  – это термины и тонкости понимания традиций, внутри которых также есть существенные расхождения в понимании высот Богообщения...

Чтение этого и подобных ему текстов в иных традициях наводит, снова и снова, на печальный помысл :-)
– о том, что истинное Богообщение невозможна в двойственности ума, в отделении субъекта от объекта. И о том, как часто богословские тексты, несмотря на глубину постижения, все же пронизаны двойственным восприиятием, разделением – под разными благочестивыми предлогами...
« Последнее редактирование: 25 Октябрь 2013, 14:37:07 от прозелит »

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #24 : 25 Октябрь 2013, 14:28:42 »

На данный момент полагаю, что Вам как новоначальной, в ордене просто не давали тех знаний, той "твердой пищи",которую Вы не способны были усвоить.


Прорзелит, для начала, поясните в каком ордене вы меня считаете новоначальной? и кто мне там  не давал " твердой пищи"?
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #25 : 25 Октябрь 2013, 14:44:49 »
...Но мне странно, что в этом примере  с волхвами упущена важнейшая деталь:  волхвы после встречи с Христом   НЕ ВЕРНУЛИСЬ...

Не упущена, перечтите последнее предложение приведенной мною цитаты: "Но когда тот же свт.Николай говорит о выборе между православием и другими (напр., восточными) верами, то ответ его однозначен". Да и в этой теме и многих других ничто пока не говорит о возврате!)

Я уже писала, что все лучшее, что есть в суфизме, действительно указывает на тоску по  Возлюбленной... Но какой смысл жить в этой прекрасной тоске...

Возможно, вы не хотите увидеть, что не только на тоску указывает, но и на встречу в глубине сердца. Есть смысл в том, чтобы жить этой встречей…

Я не  понимаю, как можно поклонятся тому кого не знаешь?

Повитуха! А как человек «знает» Бога? :-)

Можно поклонятся какому-то неизвестному мне пока богу в смутном образе? Это похоже на то, как в молодости все как-то смутно  представляют свою единственную вторую половинку,  свою любовь к ней, но в реальности она  может оказаться очень далека от этого образа,  как и реальная любовь.

Вот эта вот смутная, неназванная юношеская любовь, изливающаяся из сердца – она очень близка к истине, очень… Если не предавать ее, не искать ей подмены, то и в реальности найдешь ее образ – он не будет ничем отличаться от того прекрасного, чем горело когда-то твое юное сердце.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #26 : 25 Октябрь 2013, 15:10:54 »
Прозелитизм - штука тяжелая. Ее носителям не позавидуешь.  :|
Оу, йес, по себе знаю – сказал прозелит.  :-D

Это все – "болезни роста" переменяющегося ума. И охранительство, и прозелитизм – часть родовых корчей мук, когда рождается новое и оказывается в плаценте ветхого. Эта плацента не может никак питать новое, но только отравляет его. Хорошо, если при том новое таки родится, а не умрет в утробе...

Не умрет - Господь прокесарит в нужное время.  :-)

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #27 : 25 Октябрь 2013, 15:35:35 »
Суфии сами признают, что их свет только от пророчества.  Если  в сердце свет Христов - то все теперь иное, новое. Суфийские  мысли  о  сердце, свете, опьянение, растворении в Боге, единстве и т.п. поэтические образы только  на первый взгляд  могут чем-то напоминают христианские или если их вырвать их общего контекста и вставить в свой - христианский.
    Смысловое содержание  похожих образов  у суфиев принципиально иное, т.к. они исходит  из убежденности  о невозможности нетварного Божественного бытия нисходить в тварное,  о не способности Бога пребывать в человеческой душе .


 Повитуха, если Вы не согласны, дайте свое собственное понимание этих строк.

Прозелит, я бы тоже хотела, чтобы Вы прежде  дали свое понимание моего сообщения. В нем и в предыдущем разговоре (" суфии и  Христос") я  конкретно написала, чего мне не доставало в суфизме - живого Богочеловека и  предложенные Вами здесь  цитаты суфиев никак не доказывают, что Он там есть  и не опровергают мои мысли - они о другом.
Об образе зеркала я тоже  уже писала в первом обсуждении суфизма. Мне кажется,  кстати здесь вспомнить слова апостола:
 "Видим же сейчас  через отражение в загадке (иносказательно), тогда же-  же лицо к  лицу; сейчас знаю от части тогда же позна́ю, как и я был познан".
( это подстрочный перевод)В ЦС переводе - "в загадке" переведено -  "в зерцале".
 Суфизм и есть для меня теперь только созерцательно -иносказательное и  поэтическое иносказание, но не непосредственное богообщение и познание Бога.

" Ты не сможешь любить  Бога, если не увидишь Его.  Видение Бога бывает от познания Его:   ибо созерцание Его не предшествует  познанию Его"Препод. Исаак Сирин  («Слова подвижнические»)

Разговоры  о любви, сердце и единстве  в духовном плане  с молоду,  сначала моих поисков   вызывали у меня неудовлетворение и чувство  неполноты, расплывчатости и порой и неискренности - самоманипуляции или "другоманипуляции":  "Я вот сердцем чувствую,... Я от любви это сказал.... сделал и пр..." 
Тогда  не могла сформулировать – почему такие чувства были. Теперь могу: ни у кого из говорящих или писавших те книги,  которые я тогда читала (и у меня в том числе) не было критерия истинного понимания и проживания любви,  но каждый искренне считал  и выдавал свое – критерием истины.

Теперь такой критерий есть - Иисус Христос - Сын Божий, Богочеловек, а  не просто пророк или учитель   недвойственности и   расплывчатых поэтических единства и  божественной любви, о которой знала много лет до  ВСТРЕЧИ  ( грешна -   и другим прозелитствовала, как Вы сейчас мне)
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #28 : 25 Октябрь 2013, 15:36:22 »
На данный момент полагаю, что Вам как новоначальной, в ордене просто не давали тех знаний, той "твердой пищи",которую Вы не способны были усвоить.
Прорзелит, для начала, поясните в каком ордене вы меня считаете новоначальной? и кто мне там  не давал " твердой пищи"?
Да в любом ордене, где Вы там были.  :-)

Сказанное Вами "о невозможности нетварного Божественного бытия нисходить в тварное,  о не способности Бога пребывать в человеческой душе" само за себя говорит о новоначальности, невзирая на "стаж" и "заслуги". :-) То, что Вам не давали этой информации – также вполне возможно, потому что наставники дозируют информацию для своих учеников, насколько мне известно. Если в этом я не прав, принесу извинения.

Привел длинные фрагменты из глубинного текста суфийской традиции, в том числе и для того, чтобы показать поверхностность Ваших воззрений .

Повторю вопрос: можете предложить такое понимание слов Ираки, которое подтверждит Вашу т.з. о "невозможности нисхождения нетварного в тварное и о неспособности Бога пребывать в душе человека?


PS отправил пост и увидел прошлое Ваше сообщение.
Цитировать
Прозелит, я бы тоже хотела, чтобы Вы прежде  дали свое понимание моего сообщения. В нем и в предыдущем разговоре (" суфии и  Христос") я  конкретно написала, чего мне не доставало в суфизме - живого Богочеловека и  предложенные Вами здесь  цитаты суфиев никак не доказывают, что Он там есть  и не опровергают мои мысли - они о другом.
Нет, голубушка, я первым попросил  :-D У меня, Повитуха, в понимании нет никакого противоречия со словами Ираки. А у Вас это противоречие есть, так что дайте уж свой вариант прочтения, прошу.  :-)

О каком таком "другом" Вам говорят эти строки?

И еще. Речь у нас с Вами вовсе не о прозелитизме суфийской традиции, но о понимании христианской...

« Последнее редактирование: 25 Октябрь 2013, 15:51:47 от прозелит »

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Суфии о сердце
« Ответ #29 : 25 Октябрь 2013, 15:50:34 »
Суфии сами признают, что их свет только от пророчества.  Если  в сердце свет Христов - то все теперь иное, новое. Суфийские  мысли  о  сердце, свете, опьянение, растворении в Боге, единстве и т.п. поэтические образы только  на первый взгляд  могут чем-то напоминают христианские или если их вырвать их общего контекста и вставить в свой - христианский.
Мне кажется  именно это и делают здесь почитатели суфизма. Но для этого надо  забыть  что суфизм, все таки,  возник уже после Богоявления. И  уверена, что это суфиям такое цитирование  также  не понравиться, как и  христианом не нравится вырывание библейских цитат из контекста.
Смысловое содержание  похожих образов  у суфиев принципиально иное, т.к. они исходит  из убежденности  о невозможности нетварного Божественного бытия нисходить в тварное,  о не способности Бога пребывать в человеческой душе .
 Я  уже приводила пример с " ХУ" написанными на классной доске?  Символы одни, но первоклассник и старшеклассник совсем разное за ними могут видеть.

Повитуха, сердце (в том числе и духовное сердце) это наднациональный и надрелигиозный орган.  и именно у него стоит Господь и ежесекундно "стучит" (в каждом человеке) что бы имеющий его, отворил Богу и услышал Его и видел Его и жил с Ним. Не важно в какой религии (или вообще вне религии) отворится сердце человека, важно что оно "пробудилось" и стало способно услышать Бога. Если такое случается, то плод этого пробуждения виден в первую очередь по той Любви которая начинает бить живым ключом из такого сердца, как например это видно в "Большой касыде" Ибн аль Фарида.

Воплощения Бога произошло для нас в ввиду того, что люди крайне очерствели сердцами, об этом пишут практически все святые. даже видя Бога в физическом теле и слыша Его физическими ушами, не слышали Его, хотя мы должны слышать и видеть Его как Духа, духом, везде и всегда.

Нужно понимать, что образы и смыслы которые идут от ума и от неочищенного сердца, преломляясь через культуру и религиозный обвес это одно, а совсем иное, когда смыслы и образы исходят из открытого и очищенного духовного сердца и проявляются вовне так же преломляясь через культуру и религиозную принадлежность.