много мне тут работы накидали:). Начну, с божьей помощью, с последнего - с Ибн Араби
Я НЕ СПОРЮ с тем, что все традиции действительно в своей форме и степени познают Единого Бога и любое вероисповедание причастно Истине и что, «Ему одному поклонялись на многих различных ступенях, из коих каждая дарует нам некоторое божественное проявление, благодаря которому Ему и поклоняются».
Но что «Он так повелел» , как считают суфии и Ибн Араби, в частности, - вопрос спорный, хотя бы потому, что явно опирается на некий
догмат. Какой же ? -
Догмат о том, что все существующее – безличностная истина. Здесь возникает вопрос, ч
то понимается под истиной и ее критерием? В конечном итоге ни одни суфий не скажет вам определения истины. Ну разве в экстазе, как ал-Халладж назовет себя истиной. Или скажет, что это один из атрибутов Бога –
ал хакк. Здесь все, наверное, знают, что есть два пути познания Бога.
Апофатическое понимание Бога присуще иудаизму, суфизму, отчасти буддизму, даосизму и христианству тоже - в этом смысле вы много общего найдете в них. Но для меня христианство и полнее тем, что оно не ограничивает познание Бога в рамках догмата: «Бог только - безличностное Единое», но и открывает
Катофатическое понимание, не отрицая того, что известно было до него: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Иоан. 1:18)
Очень глубоко толкует эту мысль И. Златоуст (Беседа 15 на Евангелие от Иоанна. :
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z08_1/Z08_1_15.htm)
Он пишет : " «
Бога не видел никто никогда", не говорит, что Сын, видящий Его, явил, но представляет нечто другое, что еще полнее видения, именно: "
сущий в недре Отчем", - так как пребывание в лоне гораздо более означает, нежели видение. Кто просто – видит, тот имеет еще не совсем точное познание о видимом предмете; а кто пребывает в лоне, тот имеет полное ведение"
Выше я приводила пример геометрии Лобачевского, которая не отрицает геометрии Эвклида, как и катофатическое познание не отрицает апофатического, но можно сказать «диалектически продолжает» не линейно, а через качественный скачок и восполняет ее неполноту.
Онтологическая основа катофатики – сотворение человека
по образу Божьему (а этого нет в иных традициях), и благодаря этому, - Боговоплощение и
возможность не только духовного единения с Богом, но и телесного.
Я бы сказала так - одним людям трудно принять непостижимость Бога и тогда есть опасность обрядоверия и язычества в рамках любой традиции, а другим (как прежде - мне) - трудно понять боговоплощенность, и здесь свои опасности ...
И вдруг такая полнота! - невместимый,непознаваемый, безначальный Бог родился, вместился и открылся в богочеловеке - Иисусе Христе. Аминь!