Исихазм

Автор Тема: Марк Аврелий, как неосознанный христианин.  (Прочитано 14603 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Ну и чё...он был святой?...аскет?...или богослов?...ЧТО тебя поразило или понравилось...дай кусок цитаты...

"Находи свою полную радость и удовлетворение в том, чтобы, всегда помня о боге, идти от одного общеполезного дела к другому.

Самый лучший способ отмщения - не отвечать злом на зло.

Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет. К такому выводу ты придешь, внушая себе, что люди - существа одного с нами рода, что они по невежеству и против собственной воли совершают ошибки, что и нас и их через короткое время настигнет смерть..."

И т.д...

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

На примере других (мировых) религий не сложно заметить, что развитая система догматов не столь уж и необходима для сохранения и распространения влияния религиозного института. Это всего лишь особенность христианства (в христианстве - православия). И конечно, к святости догматы отношение имеют опосредованное: они защищают не святое, а узаконенное.

Саш, но ведь на примере других мировых религий так же не сложно заметить живую передачу. И тут догматика, как таковая (которая кстати сказать тоже есть в своей форме и у них) играет иную роль. Она как бы передается с живым опытом. В православии это как то не понятно где. Но догматы тут остаются. Хотя уже наверно не решают задачи, которую призваны решать. На лицо разрыв. Только это врятли умаляет саму догматику. Если ее соединить с живой традицией - то все в ажуре. ИМХО.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Если угодно, догматика ментально надстраивается на основе живого опыта. Опыт - о Небесах. Догматика - умственный потолок с прорисью Небес.

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Если угодно, догматика ментально надстраивается на основе живого опыта. Опыт - о Небесах. Догматика - умственный потолок с прорисью Небес.

Верно. Так вот и вопрос - догмат нужен или нет в условиях отсутствия живой передачи опыта? Играет ли он роль в сохранении традиции? Раскрывается он только опытом. И роль ее (догматики) в наших условиях ИМХО не малая. Возьмем параллельную ветку о прилогах и помыслах. С.о. тема проработана, но тем не менее человек изобретает свою. Однако потихоньку приходит к пониманию изложенных постулатов. Потому что на опыте с одной стороны нарабатывает понятия, с другой стороны упорядочивает их и развивает сверяясь с опытом "узаконенным". Имея возможность выдерживать направление и совершать меньше ошибок. Это ведь не мало ИМХО.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Так вот и вопрос - догмат нужен или нет в условиях отсутствия живой передачи опыта?
Мы видим сегодня более менее чёткое (вызубренное) знание догмата (утрверждения). Видим его фанатичную охрану, с ярко выраженной нетерпимостью. Его свято хранят! Вместе с тем, наблюдаем и попытку передачи живого опыта, точнее его поиск... Потому как основной опыт состоит в хранении Догм, традиций и обрядов.
   Живой опыт хотим мы это признавать или нет, почти отсутствует, и находится в скрытом гонении. Порой складывается ощущение вездесущего и всемогущего эгрегора, стирающий личности и их живой опыт.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Догмат выражает особенности рационального мышления. Он в рациональной и четко фиксируемой (законной) форме передает то, что больше и выше любого рационального и, более того, ментального восприятия. Это рациональная словесная прорись сверхрационального и сверхсловесного (сверхобразного).  В условиях отсутствия живой передачи опыта догмат подобен софринской иконе. С одной стороны, это образ Первообраза, с другой стороны, лежит в церковной лавке и никого никак не трогает, поскольку нет живого опыта. Тогда это околомузейный эспонат. Когда же икону (хоть софринскую, хоть чудотворную) берут в руки и колотят ей по головам еретиков, она становится дьявольским оружием. Так и догмат.

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Цитировать
Апофатизм

Мы подошли к пониманию того пути, которым Церковь ведет нас к познанию истины. Этот путь получил наименование апофатического. Апофатизм означает отказ от попыток исчерпать глубины веры логическим путем. Теоретические положения нужны и необходимы, поскольку они оПРЕДЕЛяют истину, то есть устанавливают пределы, границы, за которыми начинаются искажения и подмены. Для членов Церкви "пределы" - догматы представляют собой "константы", не допускающие изменений либо перетолкований в своих формулировках. Но в то же время определение не исчерпывает и не заменяет непосредственного познания истины, доступного лишь живому опыту и находящего выражение не в умозрительных построениях, но в конкретном образе жизни.
Апофатический подход заставляет христианское богословие использовать не столько язык формальной логики и схематизированных понятий, сколько язык поэзии. Дело в том, что привычный нам логико-понятийный способ выражения рождает в людях обманчивое ощущение полного и прочного обладания знанием, если им удалось уложить в голове соответствующую цепочку рассуждений. Между тем поэзия с помощью образов и символов всегда указывает на некий смысл, таящийся за прямым значением слов, - смысл, доступный скорее непосредственному опыту жизни, нежели отвлеченному умозрению.

Образно-символический язык

В богословских текстах отцов Церкви часто сопоставляются взаимоисключающие понятия. В этих антитезах понятия отрицают друг друга на уровне значений, чтобы с тем большей полнотой смог выявиться их внутренний смысл, не вмещающийся ни в какие схемы; чтобы весь человек, а не только его рассудок, обрел возможность опытного приобщения к истине. Бог Церкви есть сверхсущпостная Сущность; Божественность, превосходящая Божественное; безымянное имя, безначальное начало; дух, не вмещаемый духом; неизреченное слово; смысл, не выразимый никаким смыслом. Познание Бога есть ведение в неведении, непричастная причастность. Богословие же представляет собой оформление бесформенного, образ не имеющего образа, представление непредставимого, начало завершившегося; оно выражает неподобное подобие, в котором все вещи соединяются воедино. Истина отождествляется с непосредственным опытом, а богословие - с видением Бога, этим исполнением неисполнимого. Богословы, которым даровано видение Бога, "несозерцаемо созерцают невыразимую красоту Божию; они, не прикасаясь, обретают и, не постигая, постигают Его образ, не имеющий образа; Его бесформенную форму и неявленное явление - в Его безвидном облике, в сокровенной красоте, одновременно простой и вечно иной" [2].

Не случайно в неразделенной Церкви первых восьми веков новой эры и в ее историческом продолжении - Восточном Православии - одна из основных функций богослужения - катехизаторская, - то есть обучение вере и передача истины верующим. В литургическом цикле, в церковных службах (вечерне, утрене, литургии, Часах) теология становится песнью и поэмой; она не столько усваивается чисто интеллектуальным путем, сколько непосредственно переживается. Приобщиться к истине Церкви - значит участвовать в ее образе жизни, в праздничном собрании верующих, в явлении нового человечества, победившего смерть.


http://pagez.ru/olb/04505.php

Если в законной и буквенной, но мы пытаемся не мыслить в категориях если. Мы кажется все об одном говорим, но в разных стилях изложения.
Часто оперируют в разных темах, что Христос пришел не нарушить закон, а исполнить. В греч кажется исполнить означает НА-полнить, (не следовать, а  букву и сухой закон наполнить Духом и живым опытом.)
Так и с догматами. Естественно, можно застопоритюся. Потому важна личная встреча и личные отношения. Тогда догматы как некие узы "не парят" , а проходятся.
Speak to me a word that I may live

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Догмат выражает особенности рационального мышления. Он в рациональной и четко фиксируемой (законной) форме передает то, что больше и выше любого рационального и, более того, ментального восприятия. Это рациональная словесная прорись сверхрационального и сверхсловесного (сверхобразного).  В условиях отсутствия живой передачи опыта догмат подобен софринской иконе. С одной стороны, это образ Первообраза, с другой стороны, лежит в церковной лавке и никого никак не трогает, поскольку нет живого опыта. Тогда это околомузейный эспонат. Когда же икону (хоть софринскую, хоть чудотворную) берут в руки и колотят ей по головам еретиков, она становится дьявольским оружием. Так и догмат.
Так догмат то тут при чем? Давича ходил в суд ))). Там охрана на входе спрашивает, что в сумке?Есть ли предметы самообороны, колющее, режущее? Не, говорю, нету. Бумажник, паспорт, авторучка, записнушка. И меня с этим пропускают. Однако замечу что такой штукой как авторучка можно легко убить человека, и использовать ее как колющее оружие. Можно ей вполне спокойно проткнуть мягкие ткани, обездвижить человека, можно всадить ее в горло, в глаз. Но я не стану утверждать что авторучка - это дьявольское оружие. По моему это перегиб в другую сторону.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Отстраняясь от влияния Догмы, традиций, внешней обрядности... Идя путём внутренним, начинаешь осознавать Евангелие, его высоту и Жизнь кот. несет с собой Слово. Сталкиваясь с человеческой Догмой, видишь её условность...
   Иногда сожалеешь, что много книг несущих живой опыт "обрезаны", "сокращены", "извращены" - но в глубине души понимаешь, есть более красноречивый и чистый источник, Ведение кот. даруется всем искренним стремящимся к Свету и чистоте жизни.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Но я не стану утверждать что авторучка - это дьявольское оружие. По моему это перегиб в другую сторону.
По моему Рада хорошо сказала о НАПОЛНЕНИИ...
Если авторучку наполнить Духом :-)...то она напишет гимн Богу...
А можно и человека зарезать...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Возьмем параллельную ветку о прилогах и помыслах. С.о. тема проработана, но тем не менее человек изобретает свою. Однако потихоньку приходит к пониманию изложенных постулатов. Потому что на опыте с одной стороны нарабатывает понятия, с другой стороны упорядочивает их и развивает сверяясь с опытом "узаконенным".

На мой взгляд, узаконивается не сам опыт, а определенное осмысление опыта.

Исхожу из мысли, что осмысливаться опыт может в разных плоскостях. И "прориси", как выражается Александр, могут получиться разными даже при том, что опыт был тем же самым.

Периодически встречаю на форумах личности, которые строят свои доморощенные богословские схемы, придавая используемым понятиям свои индивидуальные значения. На них обычно нападают и обвиняют в ереси. Но если вглядеться в общую логику их построений и воспринять их систему в целом, то часто там вскрывается подчас  самобытное мышление, основанное на личном проживании.  Сложность в том, чтобы проникнуть в это индивидуальное мышление и понять, что именно имел в виду данный товарищ.

Догматика - это возможность единого совместного осмысления множественности различных индивидуальных путей. Возможность передачи общего направления, взаимной помощи. В этом ее плюс.

По отношению к догматике (по тому, как человек ее обсуждает, как общается с другими) вскрываются многие внутренние качества человека. Тут налицо большое искушение сотворить себе кумира.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Догмат .... Это рациональная словесная прорись сверхрационального и сверхсловесного (сверхобразного).  ...Когда же икону (хоть софринскую, хоть чудотворную) берут в руки и колотят ей по головам еретиков, она становится дьявольским оружием. Так и догмат.
  :-D Хорошая аналогия.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Догмат .... Это рациональная словесная прорись сверхрационального и сверхсловесного (сверхобразного).  ...Когда же икону (хоть софринскую, хоть чудотворную) берут в руки и колотят ей по головам еретиков, она становится дьявольским оружием. Так и догмат.
  :-D Хорошая аналогия.

Евангелие, Питирим, это своего рода догматика соединенная с жизнью. Живая такая себе догматика. Условно говоря. Вот когда догму вынули из жизни и закрепили сухим законом, она ополовинилась и без Жизни подсохла. Потому то опыт ее и "животворит". Но не будь ее, я вообще не знаю, что бы мы сейчас имели.

Кстати Палама, защищая монашеское делание, оперировал догмами. И так доказал его правомочность. Соединив догматику и практику. ИМХО.

Кстати если Новым заветом долбануть по башке (томик тоже приличный), то тоже будет аяяй. Не то что от иконы.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Евангелие, Питирим, это своего рода догматика соединенная с жизнью. Живая такая себе догматика. Условно говоря. Вот когда догму вынули из жизни и закрепили сухим законом, она ополовинилась и без Жизни подсохла. Потому то опыт ее и "животворит". Но не будь ее, я вообще не знаю, что бы мы сейчас имели.
Видимо есть разница в Слове Бога Живаго и слове человеческом. В одном Жизнь от подателя Жизни, в другом художественный труд, обрисовка, совместного утверждения - чувствуете разницу? Условное художество и Жизнь... Потому от одного проистекает жизнь, от другого зазубренные вещи, пускай и верные на определенный отрезок времени.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Евангелие, Питирим, это своего рода догматика соединенная с жизнью. Живая такая себе догматика. Условно говоря. Вот когда догму вынули из жизни и закрепили сухим законом, она ополовинилась и без Жизни подсохла. Потому то опыт ее и "животворит". Но не будь ее, я вообще не знаю, что бы мы сейчас имели.
Видимо есть разница в Слове Бога Живаго и слове человеческом. В одном Жизнь от подателя Жизни, в другом художественный труд, обрисовка, совместного утверждения - чувствуете разницу? Условное художество и Жизнь... Потому от одного проистекает жизнь, от другого зазубренные вещи, пускай и верные на определенный отрезок времени.

Как сказать. Свидетели иеговы знают Евангелие не в пику многим православным. Чуть не наизусть. Однако Жизни это не добавляет.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.