Кирие Ису Христэ Элейсон Мэ
Хочу сказать...пробовал Иисусову молитву на "эллинском и иудейском" языках. Но чтобы "заключать ум в слова молитвы" подходит лучше язык, на котором думаешь. Он привычен и известен сердцу, оно на него чувственно отзывается в душе (как и обратный пример - если сердце зовёт к Богу, то в ум всплывают слова на "активном" языке, которым думаешь).
Если произошёл "удар по камертону", словестность утихает...Утихают только слова самодвижной молитвы (т.е. когда остранённо смотришь течение её слов без малейшего приложения умственных сил). Самодвижная молитва появляется от навыка, ум проходит неизбежную ломку и в нём "насаждается растение" (прп.Григорий Синаит рекомендует не менять часто формулу слов:
"растения, пересаживаемые часто, не укореняются"). Чтобы сфорсировать эту "ломку", полезно решить для себя, что будешь делать это (заключать ум в слова молитвы) до самой "смерти", от мысли о "клетке имени Христа" на всю оставшуюся "жизнь" блудливому ветхому уму станет дурно. Даже если молитву "вложили" в тебя мистическим опытом (она в любом случае дар, выпрашиваемый или даваемый в залог), всё равно придётся заключать ум в словах молитвы и "ломать" ветхий ум. Если этого не сделать, то проход через разделяющие землю и небеса воды будет никогда не преодолим - парение ума будет хрустальной грезой, сотворением своих творческих миров, общением с "Музами" и "Софиями" - это прекрасно и за этим "как сквозь туманное стекло" может сообщаться красота Всевышнего - но отцы исихасты такое парение не почитали чистым (в сущности называли греховным). Ум, прошедший через разделяющие землю и небо воды, ходит по ним, как Господь по Галилейскому морю и не падает, как вышедший к Господу из лодки Пётр не падал, пока не усомнился (испугался)...но даже когда испугался, Господь его поддержал. Такое парение уже созерцание Шатров Небесных - оттуда созерцаются истинные смыслы, сообщаются живые слова Предания Церкви. Считается, что
"Созерцание предшествует истинному зрению разума. Чистая созерцательная молитва предваряет собой высшую степень всех добродетелей - молитву зрительную" (Архп. Антоний (Голынский-Михайловский) "Путь умного делания"), тайнозрителей единицы в поколении, но чистый созерцательный ум получает свои вспышки-откровения. Поэтому для правильной настройки ума этим простым деланием (заключением ума в слова молитвы) не пренебречь, чтоб обрести свой чистый ум Адама.
Самодвижная молитва может механически течь между мыслями, может "активироваться" при событии во внешней жизни...при благодатной - сторонние мысли отсутствуют, и ум не инертен...не прекращает движение, даже когда слова утихают (замирание относится к мысленно-словестному течению, удивление - к новому для себя видению (пространства воздуха сердца)
Это рассказал по памяти. Нужно жить уединённо, или если в миру то "в коконе" - не иметь забот, знать, что сможешь молиться уединённо и никто и ничто не отвлечёт. Извиняюсь за возможные аналогии, и за то, что говорю возможно привычное и знакомое. При довольно активной жизни опыт другой. По сути, классического святоотеческого делания без "бегства от мира", или как Иоанн Дамаскин его назвал "первым телесным деланием", думаю что не бывает; поэтому при жизни соц. жизнью более специфично всё.