Исихазм

Автор Тема: О Парижской школе и Софиологических спорах  (Прочитано 8006 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Почитал труды богословов Парижской школы и о Софиологических спорах. Блестящие были богословы, и не мне судить, конечно, но мне кажется, что вообще недостаток богословия 20-го века, и в частности Парижской школы - то что богословами стали ученые-философы, в то время как в Византийские времена богословами были боговидцы. "Богослов тот кто чисто молится" (преп. Симеон Новый Богослов), "Кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской." (Лествичник). Св. отцы просто описывали то что видели очами чистого сердца, а современные богословы писали о том что прочитали и пытались переосмысливать это рациональным разумом. Конечно, и у них был молитвенный опыт, многие из них были священниками, но не каждый кто имеет какой-то молитвенный опыт уже может начинать богословствовать и пытаться сказать что-то новое в богословии. Другая особенность Парижской школы - перенос фокуса на богословие и литургику и пренебрежение тем фактом что православие - это прежде всего медицинская наука об излечении души (как верно подметил митр. Ерофей Влахос). Видимо всё это связано с влиянием европейского католико-протестантского рационализма, да и вообще научного прогресса и всех заблуждений которые он привнес в повседневное сознание, и вполне соответствует общему анти-исихастскому и анти-свято-отеческому "настроению" в православии 20-го века.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

О Парижской школе и Софиологических спорах
« Ответ #1 : 08 Сентябрь 2004, 02:06:45 »
Свежая струя со странно-терпким привкусом. Кто-то определяет этот привкус как безусловную ересь. Интересно противостояние: с одной стороны онемение богословского языка и умаление живого опыта, с другой - среди немногих - попытка растолкать застывшую массу, пробудить интерес к богословской мысли и оживить мистический опыт. И почти полное поражение: имяславие Афона отвергнуто, а богословие, развиваемое, безусловно, одаренными людьми, извернулось, сникло и не получило продолжения (и исправления) в лоне православия.

Как мне видится, перенос фокуса на философию объясняется тем, что она более свободна, чем богословие, где шаг влево или вправо приравнивается к террористическому акту на канонической территории. Образованному и ментально развитому человеку легче продолжать свою умственную деятельность там, где не все еще связано. Вот замолчать и войти внутрь себя ему сложнее.

Литургика... Выскажу предположение - просьба не бить за него :) Произошел разрыв между таинствами (и главным таинством) и реальным воплощением их силы в жизнь. Чем больше разрыв, тем меньше действенность - это не отрицает действительности - при временном усилении формального благочестия и на каком-то этапе, естественно, увеличении интереса к литургике. По мере развития апостасийных процессов этот интерес становится болезненным, а затем спадает, как показывает практика. Действенность таинств неразрывно связана со стяжанием Святого Духа, а про стяжание Святого Духа в Парижской школе больше рассуждали. Впрочем, будучи не в Париже :), мне приходится постоянно сталкиваться с ситуацией, когда про стяжание Святого Духа не говорится вообще, и более того, запрещается  каким-либо образом ощущать благодать, в частности, при совершении таинства Причастия. Звучит примерно так: надо осознавать свое недостоинство, каяться в своих грехах и не стремиться к благодати. И полное непонимание того, что осознание своего недостоинства и истинное покаяние возможны только под воздействием благодати, ибо она очищает, просвещает и научает. Благодать, как нетварная энергия, и есть Бог, и к Нему, оказывается, нельзя стремиться! Вот уж прелесть прелестей и ересь ересей. Однако, увлекся и отошел от темы...

Одним влиянием европейского католико-протестантского рационализма и научного прогресса не объяснить анти-свято-отеческие нестроения в православии 20-го века. Есть серьезнейшие свои проблемы, есть и глобальный кризис христианства и других религий.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О Парижской школе и Софиологических спорах
« Ответ #2 : 08 Сентябрь 2004, 21:01:44 »
Цитата: Alexander
Впрочем, будучи не в Париже :), мне приходится постоянно сталкиваться с ситуацией, когда про стяжание Святого Духа не говорится вообще, и более того, запрещается  каким-либо образом ощущать благодать, в частности, при совершении таинства Причастия. Звучит примерно так: надо осознавать свое недостоинство, каяться в своих грехах и не стремиться к благодати. И полное непонимание того, что осознание своего недостоинства и истинное покаяние возможны только под воздействием благодати, ибо она очищает, просвещает и научает. Благодать, как нетварная энергия, и есть Бог, и к Нему, оказывается, нельзя стремиться! Вот уж прелесть прелестей и ересь ересей.


Действительно ересь ересей. Вот, как раз только что прочитал у преп. Симеона Н.Б. (слово 22):
"Благодать Божия удаляется от христианина не по причине только греха, но и по причине непризнания её (благодати), когда не признает кто, что от неё имеет все что ни имеет"
В чем гордость - считать что не имеем благодати и тогда и веру нашу и все что помышляем и делаем доброго придётся приписать себе, или считать что имеем благодать даром от Бога и все доброе приписать действию благодати? Думаю истинная гордость есть первое, а истинное смирение - второе.

По поводу таинств - еще блаж. Августин писал что таинства всегда действительны, но не всегда спасают. Для вселения Святого Духа от человека требуется синергия - внутреннее делание. Сколько мы Ему сами расчистим и дадим места в сердце, сколько "отвергнем от себя", "столько Он места в сердце и займет.

Дмитрий К.

  • Гость
О Парижской школе и Софиологических спорах
« Ответ #3 : 10 Сентябрь 2004, 09:13:33 »
Как же без стяжания Святого Духа? Тогда это уже не богословие, а нечто иное.
Совершенно поддерживаю Вас.

Спаси Христос.

Anonymous

  • Гость
Кроме Митропита Ерофея Влаха, еще лучше обяснил эти проблемы о. Иоанн Романидис!
Его статьи и произведения лучше всего обосновывают  догматически и мистагогический нужду, так скажем, Исусовой Молитвы и того что у нас называетсьа трезвение!
Мне на Афоне пришлось слушать о нем. Некий старец Ефрем, великий молитвенник как говорят читает его с четком в руках! А сам о. Романидис ходил по миру и говорил и обяснял МОлитву: у него был опыт.
Представляете сколько нужно чтобы афонцы говорили о академическом ученом?
Также, его исторические толкования просто изумительны!
Христос воскресе!

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
Свежая струя со странно-терпким привкусом. Кто-то определяет этот привкус как безусловную ересь. Интересно противостояние: с одной стороны онемение богословского языка и умаление живого опыта, с другой - среди немногих - попытка растолкать застывшую массу, пробудить интерес к богословской мысли и оживить мистический опыт. И почти полное поражение: имяславие Афона отвергнуто, а богословие, развиваемое, безусловно, одаренными людьми, извернулось, сникло и не получило продолжения (и исправления) в лоне православия.

Действенность таинств неразрывно связана со стяжанием Святого Духа, а про стяжание Святого Духа в Парижской школе больше рассуждали.


"Свежая струя со странно-терпким привкусом" - хорошо подмечено. И в этой "попытке растолкать застывшую массу" основанный на чужбине русский институт видел свою миссию. Как яркая звезда в ночном небе, она вспыхнула и, слегка осветив сень земную, ... потухла(?).

В "парижской школе" было даже ощущение, что волею Божией собравшаяся профессура откроет новую страницу русской богословской мысли, начатую уже духовными академиями в последние "синодальные" десятилетия ("Маковец", к примеру). Во многом чувствуется здесь веяние времени, когда на глазах у всех творилась новая история. Заметны и влияния "серебряного века".
Пневматология, как это проглядывает в работах "парижской школы", являлась опорной точкой их богословствования. Но Дух дышет, идеже хощет и Господь не в рукотворенных храмах живет! Сам Сергий Булгаков, которого похвалил в свое время патриарх Тихон за "Свет невечерний" так далеко ушел в своем софианстве в "Агнце Божием", что с легкостью был разбит сильным противником Владимиром Лосским. Когда последний обличает его в гностицизме, интеллектуализме и "протестантском кенотическом богословствовании", ему невозможно возразить. По-протестантски богословствует и прот. Николай Афанасьев в его докторской работе "Церковь Духа Святого". Парижских богословов хочется где-то оправдать, поскольку идеалы их высоки. Но нельзя об этих вещах богословствовать так топорно! Прав Тютчев: "...взрывая, возмутишь ключи: питайся ими - и молчи!"
Добавлю к этому и мысль преп. Максима Исповедника:
"Богословствующий катафатически, исходя из утвердительных положений, делает Слово плотью, ибо он может познать Бога как Причину всего, исходя только из вещей зримых и осязаемых. Богословствующий же апофатически, исходя из суждений отрицательных, делает Слово Духом, как сущего в начале Бога и сущего у Бога (Ин.1:1); он подлинно познает Сверпознаваемого, не исходя из чего-либо доступного познанию".