Не совсем давно проходила по вечерней набережной мимо группки подростков, которые вяло репетировали и пытались привлечь прохожих игрой на инструментах. Другие сидели рядом, на траве; не асоциальные, домашние, розовощёкие дети. Но как-то удивила атмосфера их «тусовки» и глаза – там читались скука, обыденность, тоска, неприкаянность и небольшая надежда-ожидание чуда и праздника.
Воздохнулось, что вот была бы у них вера христианска, ведь повседневной «самореализации» и счастья хватило б так, что даже, возможно, и желания и сил не появилось регулярно вытаскивать синтезатор, барабаны и гитары. И дальше подумалось: может ли в принципе подросток быть сознательно-верующим? Не просто по указке родителей с утра есть просфору и причащаться на воскресных службах. С детьми понятно – их вера целостна, инстинктивна. А подросток?
На минуту представила, как во всех школах учились бы такие сознательные подростки… И поняла, что скорее всего, это невозможно. Ведь, чтобы «уверовать как надо» много чего надо, необходим какой-то личный жизненный опыт, чтобы появились убеждения.
Затем мысль моя простёрлась на воскресные школы. Нужны ли они? Ведь человек до всего доходит в своё определённое Богом время, чудесным образом. Вера – глубоко интимное дело, как этому может научить учитель в классе? Наверное, это прерогатива родителей или кого-то духовно-близкого родственника, крёстного, друга – во время сориентировать, суметь точно и исчерпывающе ответить на возникающие вопросы. Рисовать ангелов, изучать закон Божий, петь колядки, ставить спектакль – при чём тут Бог и вера? Всё это косвенно и опосредованно, а где о главном на потребу? Кого-то из детей, возможно, это натолкнёт на рождение в духе и истине, а для других это может оказаться суетой сует и томлением духа.
В общем, такие вот мысли. Я не права?