Продолжаю измышления.
Современный христианин воспринимает Евангелие в первую очередь как историю, в которую от него требуется верить, причем жестко определенным образом. Без соблюдения этого требования, учат нас, все остальное обесценивается.
Но, возможно, для первохристиан важна была не история, а знание.
(При этом может оказаться, что "первых христиан", как их традиционно изображают, и вовсе не существовало. Было множество гностических сект, самых разных направлений, которые создавали свои мифы как способы сохранения и передачи знания, не укладывающегося в рациональные понятия).
Благая весть была для этих людей знанием о метанойе, а вовсе не набором фактов, которым надлежало слепо верить, и правил, которым требовалось следовать или хотя бы внешне декларировать верность им для прохождения фейс-контроля на Небеса.
Благая весть воспринималась в первую очередь как путь к открытию подлинной природы человека. И тот, кто откроет в себе эту подлинную природу, тот "не вкусит смерти вовеки". Причем это открытие необходимо совершить уже здесь и сейчас, ибо открытие это - и есть восстание из мертвых, обретение своей подлинной сущности, которая не знает смерти.
"Исторический" подход, возобладавший в христианстве, намертво замуровал в себе знание - гнозис, заложенный в Благую Весть.
Любая попытка пробить эту каменную стену трактуется как покушение на само христианство. И в этом смысле умное делание - есть своего рода просачивание через мертвый бетон "исторического подхода" в сокровенный гнозис.
То есть, возникает мысль о том, что мы, воспринимая Евангелие в первую очередь как историю, ставим телегу впереди лошади. Или переворачиваем пирамиду, которая таким образом все время норовит грохнуться и придавить нас.
To be continied.