Александр, а третий вариант возможен?
Выйти без "хлопка", с любовью к оставшимся и молитвой за них, ради своей немощи.
Я так понял вопрос: можно ли выйти мягко? Можно. Напоминаю, что мы больше говорим о внутреннем исходе, который, естественно, не отменяет и внешнее действие. Внутренний исход заключается в том, что внутри созревает иное состояние - более чистое - и старые связи и отношения становятся мучительными, тогда и делаются определенные шаги, направленные на ослабление или изменение этих связей и отношений. И далее все определяется многими факторами, и вариантов реализации такого исхода много.
Итак, мы пытаемся мягко отстраниться от старых связей с некой общностью людей. (Замечу, что порой ситуация такова, что мягкий вариант не возможен.) Мы любим этих людей, но ветхие отношения с ними нам уже не нужны. Мы созрели, чтобы их изменить. И здесь основная проблема заложена в нас самих, поскольку любовь к близким людям почти полностью носит душевный характер. В эту душевность вплетены пряди давно сложившихся личных, родовых, коллективных отношений, и только где-то позади чуть брезжит свет духовной любви, который и побуждает к изменению.
Если человек нечист, то его душевная любовь к близким - фикция, и эта любовь быстро становится ненавистью после первых же неудачных попыток ослабить ветхие связи. Ослабление и разрыв ветхих (личных, родовых, корпоративных) связей - это всегда проверка истинности нашей любви. К примеру, уходящие в альтернативные церковные группировки практически всегда ненавидят и проклинают свое старое церковное обиталище, да и лидеры церквей практически всегда показывают пренебрежение и презрение к тем, кто вне их церковной ограды. Сила ненависти позволяет насильственно разорвать связи и выйти с громким хлопком. Так первоначальная попытка мягкого исхода легко обращается в свою противоположность. Далее разорванные связи, поскольку они болезненно кровоточат, прижигаются осуждением (групповым или затравленного одиночки) или лечатся чувством превосходства и мощной порцией душевной любви, которая изливается на вновь прибывшего, чтобы всосать его в те же ветхие отношения, но уже внутри новой группы.
Следующий вариант встречается, когда попытка мягкого выхода приводит к сопротивлению других участников группы и утрате чувства комфортности. И тогда побеждает старая душевная любовь - все остается на прежнем месте. Это, пожалуй, самый распространенный случай.
Настоящий выход возможен только в том случае, когда огонь любви к Богу больше душевной любви и сильнее родовых и корпоративных привязанностей. А это большая редкость, поскольку должен явственно прозвучать призыв избранничества и в сердце возгореться такой огонь, света и тепла которого хватило бы и на других. Обычно же не хватает и на самого себя. Однако невозможное человекам возможно Богу, и избранник ставится в такую ситуацию, в которой вынужден сделать правильный выбор. И чем больше в его сердце истинной любви к ближним, тем он "мягче" совершит ослабление и разрыв связей с родом или корпорацией. А уж род или корпорация всячески постараются сделать из него мученика.
Разрешение родовых (равно и корпоративных) проблем происходит в личном порядке и требует совершения усилия, превосходящего тяжесть проблемы. Другими словами, если родовая проблема была сопряжена или выражалась в сумасшествии(ях) или (само)убийстве(ях) родственников, то и для разрешения этой проблемы в себе надо пройти через собственную потерю ума и собственную смерть - и не отступить. Можем это сделать "мягко", незаметно для других теряя всякое ветхое достоинство, ум и память, умирая душой и даже телом, делаем. Не можем "мягко", делаем как можем.