Для избравшего путь духовного развития - с позиции умного делания - можно увидеть три основных варианта (этапа) осуществления его родовой программы. Первый - обычное - через рождение и воспитание детей - исполнение родовой программы, второй - ее ломка и прекращение/перенаправление работы, и третий - превосхождение.
В церковно-религиозной практике первый вариант отдан мирянам, а второй - монахам. Третий вариант достаточно редок, он встречается в житиях святых, чьи родители были признаны праведными, и скорее является довеском ко второму варианту. В качестве же образца превосхождения родовой программы можно назвать жизнь Святого Семейства.
Итак, первый вариант. В его основании животно-родовой поток: родился, дай жизнь и умри. Вместе с жизнью детям передаются и родовые грехи. Если эти грехи не находят разрешения и не вычищаются, то копятся и, в конце конце, опрокидываются на "крайнего" в роду, на котором род (его ветвь) может и заглохнуть. Сам родовой поток "бесконечен" в своем повторении, духовное развитие в его рамках весьма ограничено и не выходит за рамки общинно-родовых верований. Эти верования вчленены в религиозные культы. В частности, они составляют большую часть языческо-народной основы исторического православия.
Родовой поток направлен на самопроизводство и устойчивое поддержание жизни через повторяющую череду рождений и смертей. Когда духовное развитие человека выходит из зачаточного состояния, начинает вызревать серьезный конфликт духа и плоти/рода. Разрешение конфликта найдено в монашестве. Это второй этап осуществления родовой программы - ее прекращение или, что происходит намного чаще, замена общественно-родовой матрицы на общественно-корпоративную.
В настоящее время в силу духовной деградации монашеского института уход в монастырь ведет к автоматическому подключению к корпоративной матрице с неизбежным заполнением души и ума огромным набором корпоративных грехов, которые зачастую оказываются страшнее грехов родовых. Однако остается возможным внутренний уход, когда избирается монашество, но не выбираются монашеские стены. Это одна из разновидностей монашества в миру.
Человек, у которого накоплена тяжкая родовая чаша, уже не может продолжать свой род. По крайней мере, до той поры, когда эта чаша не будет вычищена. И он, сознательно или бессознательно - волею обстоятельств, - выбирает монашеский путь, если внутри разгорается духовное устремление. В ином случае, если искры духовного света нет, он обречен стать родовым "козлом отпущения" и влачить жалкую одинокую жизнь, полную горечи, скорбей и страданий. Разгорающийся духовный свет и внутреннее посвящение меняют все: уже нет родового изгоя, а есть духовный искатель и странник, который со временем становится духовным воином, сжигающим родовое заклятие.
Третий вариант становится возможным, когда двое - он и она - в своем единстве делают духовный выбор. Такая семья становится местом преображения родовых сил. Эффект этого преображения распространяется на многих людей, и не обязательно, чтобы эти люди были родственниками по крови. Скорее, создается новая духовная семья.