Несколько замечаний.
Обычный ум - ветхий и разделяющий - прочитает и объяснит слово "монах" примерно так: это человек, стремящийся к уединению (монах от "монос"), а цельный ум увидит в монахе и монашестве устремление к единению с Богом. Вот два полюса: уединение как бегство от людей - и единение в Боге, в т.ч. и с людьми. Уединение - неизбежный этап в той или иной мере, но единение - это высота и цель, без которых монашеское уединение - пустышка.
Есть монашество внутреннее и монашество внешнее. Понятное дело, внешнее монашество с его обетами, образом жизни и формами поведения у всех на виду. И это "парадокс": внешнего монашество - оно, вроде бы, направленное вовнутрь и на Бога, является показным. А ныне и вовсе стало декоративным. (Кстати, мои знакомые недавно возили детей на "уединенный" остров Валаам, так местные монахи - в мощном туристическом потоке - воспринимались в качестве очередного элемента экскурсионной программы. ) Монашество внутреннее скрыто, сейчас оно скрыто и намеренно скрывается немногими его носителями и в самих монастырях. Соединение внутреннего и внешнего в монашеском институте стало редкостью. Такой редкостью, что практически нет уже и настоящих старцев. Можно резюмировать, что внешний монашеский институт окончательно окостенел и почти умер.
Однако привлекательность монашеского пути осталась, довлеет многовековая монашеская традиция, высоки идеалы монашеской святости... И вот из этого традиционного котла, в котором во множестве варятся шаблонные представления и пеной вспухают монашеские мемы, черпаются и представления о монашестве (монастыре) в миру.
С внешней позиции монашество в миру является ущербной формой исторического монашества. С внутренней же позиции само историческое монашество является внешней формой, которую, если она стала негодной, следует менять, выходить из нее. И тогда монашество в миру является переходом из пленения внешними формами к внутреннему деланию в тех условиях, которые есть в настоящее время.
Принято противопоставлять супружеский и монашеский пути. В падшем мире и для испорченного ума это так. Если же знать о монашестве как об единстве с Богом, а о супружестве как об единении в Боге, то можно отказаться и от такого противопоставления. В качестве образца хочу привести (не в первый раз) Святое Семейство. Замечу, что для ветхого разделенного сознания пример Святого Семейства не показателен, он как бы выпадает из матрицы шаблонов. Иосиф - муж, Мария - жена, у них семья и дети, один из них - Господь. Мария - жена Иосифа, Приснодева и Матерь Божия, Которая величается и Игуменьей горы Афонской.