Внешний человек не осознает действие матричных архетипов. И не должен, ибо он - раб-исполнитель не своей воли. Именно залезая в т.н. церковный фольклор, который выражает (и формирует) мнение низового лобби (слова Елены), можно увидеть-понять, как схвачена ткань бытового сознания-действия внутри церкви.
К современному церковному фольклору отношу, например, "Современный патерик" Майи Кучерскрй
https://azbyka.ru/fiction/sovremennyj-paterik-chtenie-dlya-vpavshix-v-unynie/Еще житие Марии Скобцовой. Да даже и жизнь Серафима Вырицкого - это уже отступление от многих житийных стандартов.
И современные семинаристы - они во многом другие. Показательна одна семинарская группа в контакте -
https://vk.com/aps_sam АПС/Академия Порядочных Семинаристов. Сообщество адекватного Православия. Число подписчиков - 26 468 человек.
Внешний человек не осознает действие матричных архетипов. И не должен, ибо он - раб-исполнитель не своей воли.
На мой взгляд, тут влияет уровень личной культуры. До "внутреннего" можно добраться разными путями. Можно, по Чехову:
Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...
— Антон Чехов, из письма А.С.Суворину от 7 января 1889 г.