Кстати в Вашем споре с Сергием, я скорее склонен принять вариант Сергия "родиться заново", чем "родиться свыше"
А где там вы углядели спор? Я не оспариваю значение Сергия "родиться заново". Я говорю, что можно видеть непротиворечиво оба значения.
Весь смысл моего выступления был направлен не против нового понимания Сергия, это очень хорошо, что он озвучивает свои варианты смысла. Но на мой взгляд, плохо, что "движителем" его изысканий является посыл обличить некий "корпоративный заговор". С этим несогласна.
Корпоративный дух - это дух всеобщий. Короля делает свита. Уместно напомнить, что само рождение властного управления в Израиле было инициативой
снизу. Пророк Самуил отговаривал и Богом это поначалу было сурово обличаемо. Но тем не менее, на тот момент выяснилось, что народ может быть организован только таким образом. И Бог входит в человеческую инициативу, освящает царскую власть. Корпоративный дух -
это дух низов, именно он выстраивает властную реальность, отказываясь от некоторых своих полногмочий свободы в пользу чаемых верхов (которых на тот момент еще не было).
так как "родиться заново" скорее породит вопрос Никодима, нежели если было бы сказано "родиться свыше": «как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» То есть: "как может человек родиться (заново), будучи стар?...". Сравните: "как может человек родиться (свыше), будучи стар?..."
Вы правы, в буквальном смысле, в рамках диалога с Никодимом термин "заново" выглядит вполне уместным. Но при всем том, и смысл "родиться свыше" нужен и актуален. Он больше ориентирует на духовный уровень. В моей голове нет спора между этими двумя значениями. Я не понимаю, каким боком тут могут быть пришиты "корпоративные происки"...
Но все практическое устроение церковной организации и все устроение практической жизни христиан основано на посланиях Павла, а вовсе не на словах Иисуса. Увы. Увы. Увы.
Общество живет по определенным социальным законам, обусловленным общим уровнем восприятия членов этого общества. Корпоративный дух - внутри вас, поскольку именно вы так воспринимаете церковное сообщество, видите все под таким соусом. Вы лично поддерживаете это.
Христианство не меняет общественного устройства. Оно постепенно "сквашивает" все общество и меняет его к лучшему. Например, не церковь была инициатором отмены рабства, но именно распространение христианских идеалов постепенно сделало для всех очевидным противоестественный характер этого строя. И он исчез.
По поводу деления на зачала, да это удобно для ссылок, но я говорил о другом, о том, что при рассмотрении конкретного отрывка часто не учитывается смысловое поле, в которое этот отрывок включен, а это смысловое поле порой растягивается на главу вперед и на главу назад, а то и более.
А вы изучали текстологию Нового Завета? Сопоставляли варианты текста синоптических евангелий? Там подчас одни и те же куски (совпадающие даже в мелких деталях) тусуются как карты в колоде. Так что некоторые эпизоды можно рассматривать именно как смысловые единицы (=кирпичики), независимо от их местоположения. И из каждого сочетания можно создать новое смысловое поле.
Если бы автором Евангелий был Сам Христос, то стоило бы изучать именно такую последовательность. Но мы знаем, что итоговые тексты - это более-менее случайная комбинация отрывков из более древних манускриптов.
Попробуйте прочитать какую-нибудь главу "задом наперед" (чередуя эпизоды от конча к началу) - выстроится еще один смысл, тоже очень значимый.