Репост с другого форума из темы про конечность/бесконечность мук грешников в аду.Простой пример, как вольно или невольно засоряют наш ум ретивые переводчики-толкователи во все века и времена.
Вот известное страшное место Писания.
Сначала Синодальный перевод.
28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; Мат.12,31; Лук.12,10; 1 Иоан.5,16; Евр.10,26
29 но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 Это сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
Все тот же мотив запугивания вечной мукой.
Смотрим греческий текст с подстрочником.
"ος который δ’ же αν βλασφημήση̣ произнесёт хулу εις на το πνεũμα Духа το άγιον Святого ουκ не έχει имеет άφεσιν прощение εις во τον αιωνα, век, αλλα но ένοχός повинный εστιν есть αιωνίου вечному αμαρτήματος. греху. " (Мк. 3:29)Уже несколько иной смысл. А что на самом деле? Как понимать этот текст?
И есть ли другой вариант прочтения и перевода?
Несомненно есть!
Вот ловите, то как можно понять греческий текст и соответственно перевести его.
"ος который δ’ же αν βλασφημήση̣ произнесёт хулу εις на το πνεũμα Духа το άγιον Святого ουκ не έχει имеет в своем распоряжении άφεσιν освобождение εις во τον αιωνα, время, αλλα но ένοχός подверженный εστιν есть αιωνίου непрерывному αμαρτήματος. греху. " (Мк. 3:29)То есть речь идет всего лишь (!) о непрерывно висящем (как Дамоклов меч) актуальном, действующем непрерывно грехе. Только и всего. И тут важно значение слова
αιωνίου, которое означает еще и "непрерывность", а не только "вечность и бесконечность".
Скажите, мало ли что может придумать и истолковать доморощенный переводчик и толкователь?
Как бы не так!
Вот вам самый железобетонный
пруф такого перевода и понимания этого текста!
Св. Максим Исповедник: "Вопросы и недоумения"
189. Что есть хула на Духа, и почему всякий грех простится человекам, а хулящим Его не простится ни в этом веке, ни в грядущем?853
Недоумение о хуле на Духа разрешается так: когда Господь творил разнообразные исцеления, иудеи приписывали действия Духа князю бесовскому (Мф. 9:34; 12, 24; Ин. 3:. Те же слова, что хулящим Духа не будет прощения ни здесь, ни в веке грядущем, следует рассматривать так. Некоторые из тех, которые духом восприняли об этом точное знание,854 говорят следующее: существуют четыре способа, посредством которых происходит прощение грехов – два способа здесь и два в веке грядущем. Поскольку памяти не хватит, чтобы человек помнил прегрешения за время всей [жизни] и мог бы в них покаяться здесь, то Владыка естества, будучи человеколюбивым, устроил способы покаяния, даже если мы не каемся. В веке грядущем, как было сказано, их два: если кто-либо в этой жизни безотчетно грешил и столь же безотчетно делал добро, побужденный либо к жалости или состраданию к ближнему, либо к чему-то иному, сопряженному с человеколюбием, – тогда в веке грядущем эти его дела взвешиваются в момент Суда, что и принимается в расчет,855 и даруется прощение. Вот первый способ, а второй таков: если кто-то погряз во грехах, но, слыша слова Господа Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1) страшится и никого не осуждает, то в час испытания его дел он – как блюститель заповеди – осуждаться не будет, ибо Правдивейший о Своей заповеди не забывает.
Два других способа приносят прощение здесь. Если кому-либо, живущему во грехах, Промысел устраивает несчастья, тяготы или болезни – он не ведает, какими путями Бог очищает его – тогда, если он, [претерпевая] искушения, благодарит [Господа], то получает награду за благодарность, а если не благодарит, то очищается от тех грехов, за которые был наказан, но несет кару за неблагодарность.
Так вот, если кто-либо грешит по отношению к людям, то, как показало Слово, у него много оснований, чтобы быть прощенным, ибо если он по отношению к одному человеку грешит, а другому делает добро, то [это значит, что] он оправдался перед тем же естеством, по отношению к которому согрешил. А хула на Духа – а это неверие, основанием для прощения которого не может быть ничто, кроме как стать верующим, – разумеется, не простится человеку, свершившему жизнь в неверии, ни здесь, ни в грядущей [жизни], ибо это грех неверия и безбожия.856 Грех безбожия и неверия - только он длится непрерывно и ни чем не устраним, кроме обретения веры.
Так что круг замкнулся.
Надо либо признать, что зло, зло неверия и борьбы с Богом вечно, то есть, что зло вечно будет существовать, либо признать конечность мук и возможность обретения рано или поздно любым человеком веры Бог
У, неизбежного прихода к Богу и тем самым конечность мук.