Исихазм

Автор Тема: О дидактических вставках в переводах Писания  (Прочитано 144178 раз)

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Да, Сергий, ждем.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Интересно. Ожидаем публикаций.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Красивая Осень

  • Сообщений: 233
    • Просмотр профиля

Пишите пожалуйста, Сергий.

Никопон

  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля

Сергий,
Я всегда поддерживаю толкование Евангельских притч да и всего Писания. Даже если это толкование будет отличаться от других, ничего страшного нет в этом. Нет вреда в живом чтении Писания. Даже если кто ошибется, даже если самое экзотическое и странное прочтение, нет в том вреда, что одному так видится, а другому иначе. Если бы не надо было самим толковать, то Бог бы и не давал нам Святое Писание в виде, требующем толкования и через притчи. Поэтому, когда говорят - не сметь, ни-ни, шаг влево шаг вправо нельзя, то это глубоко ошибочно. Можно и нужно и очень полезно устраивать общие чтения, рассмотрения, толкования, так что очень интересно.
любящий другого исполнил закон (Рим, 13-8)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Я начал работать над текстом.
Это займет изрядное время.
Может быть за выходные и успею, но не обещаю.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

О сеятеле. Пост №1
Начало.

Открываемая серией постов под тема сложная.
Она на грани понимания.
Даже я все мною сказанное скорее лишь интуитивно понимаю, чем могу разложить все на логические полочки.
Речь идет о "притчи о сеятеле", и идущих с ней в единой связке притчах о "Царствии Божием".
Это синоптические Евангелия: МК  4, 1-34; .МФ 13,1-52, ЛК 8,1-18 (у Луки о Царствии Божием есть притчи и в других местах).
Рекомендую эти места прочитать для лучшего понимания сказанного.
Какая ныне основная парадигма понимания этих притч?
По сути никакая.
Под Сеятелем понимается Христос, несущий Благую Весть Евангелий.
Под Царствием Божием понимается будущая жизнь праведников после воскресения в царствии Христа.
Ничего не путаю?
На самом деле все совершенно иначе.
И это Тайна.
Тайна до сих пор.
Тайна замазанная, оболганная, спрятанная.
Но эта скрытая и неизвестная ныне Тайна и есть суть учения Иисуса Христа, которая давалась Им только ученикам в тайных поучениях, и которая была специально скрыта Им от "внешних".
А ныне, мы с вами и все, все, все и есть эти внешние.
Но евангельский "корректирующий код" слов и притч сохраняет для нас суть учения Христа, сохраняет суть Его аскетики, и Духом Святым мы, естественно, можем его познать.
И можем стать не «внешними», а реальными учениками Самого Христа.

И так, начнем.

Продолжение следует.



Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

О сеятеле. Пост №2
Продолжение.

Немного о Евангелиях. Кратко. Совсем кратко. Согласное современное мнение, мнение многих ученых и мое мнение тоже: Евангелие от Марка - базовое, первичное. От Матфея и от Луки - вторичны, и они просто дополнение историй и притч о Христе по канве Евангелия от Марка, они просто некие сборники, совсем без единого стержня и единой идеи. От Марка  - и от Иоанна - совсем иное дело ...
В Евангелии от Марка, например, просто РЕАЛЬНО чувствуется особая Сила и Дух Божие …
Поэтому смотреть будем по от Марка. Ну, и сверятся по другим синоптическим Евангелиям.
Евангелие от Марка - мистическое, тайное Евангелие.
Все притчи приводить не буду. Только самое основное.
И так. Смотрим.
Христос говорит притчу о сеятеле. Никто не понимает её. Тогда Он ученикам её разъясняет тайно на едине. Текст разъяснения все знают. Но это разъяснение - тоже притча, ибо "сеятель", "сеять", "слово" и прочее - это понятия притчи, а не четкого разъяснения, что это значит, то есть разъяснение притчи Христом, просто новая редакция притчи, тайные слова оставлены Им и в разъяснении.
По притче о сеятеле с цитатами работаем всего по одному стиху. Этого достаточно. Остальное будет понятно и при рассказе в общем виде.
Вот этот стих 4 главы от Марка.
15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

Вот подстрочник.
"οũτοι Эти  δε же  εισιν есть  οι которые  παρα у  την    οδον дороги  όπου где  σπείρεται сеется  ο    λόγος, слово,  και и  όταν когда  ακούσωσιν услышали  ευθυς тотчас  έρχεται приходит  ο    Σατανας Сатана  και и  αίρει берёт  τον    λόγον слово  τον    εσπαρμένον посеянное  εις в  αυτούς. них.    " (Мк. 4:15)
Видите, странность текста? Точнее странность смысла сказанного?
В трех последующих случаях восприятия человеками «слова» «сеятеля», о которых говорит Христос, действуют сами человеки.
А тут человеки не при делах. «Слово» пришло. И тут же его украли. И "ах" человек сказать не успел.
Ясна странность? Бог=«сеятель» дал «слово» к человеку. А до человека «слово» не дошло. По дороге это «слово» якобы «украл» «сатана». Такой буквальный смысл нам ныне и дают. И, уже никто не сомневается в этом. И это бред. «Сатана» получается сильнее Бога, «сатана» мешает Богу, и достигает своей цели. Откровенный бред. И он висит в тексте. И мы это жуем столетиями, если не тысячелетиями.
Значит тут не верное понимание и перевод, идущие еще из седой древности.
А что у Матфея и Луки?
Смотрим.
У Матфея:
19 ко всякому, слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.
Евангелист, автор этого текста, явно знает текст от Марка и пытается его подать в ином варианте, пытается разъяснить, как умеет. Получается коряво, но все же в весьма правильном русле.
У Луки:
12 а упавшее при пути, это – слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; Мат.13,19; Мар.4,15
Это у евангелиста, автора текста от Луки, повтор от Марка иными словами, что подтверждает первичность от Марка, так как в от Марка дано слово "сатана" – а это первичное древнееврейское, арамейско-халдейское слово, это буквально транслитерация с древнееврейского. Лука же (и Матфей) дает его смысловое значение на греческом. У Луки никакого дополнительного разъяснения нет. У Матфея разъяснение есть. И это очень важное разъяснение, хотя и слишком мягкое.
А что в первичном тексте у Марка? Что за «сатана»? Откуда он взялся? Где же действие человека?
«Сатана» и есть сам человек.
Это просто фигура речи.
Почему? И что это означает?
Ответ в 8 главе от Марка.
31 И начал учить их, что Сын Человеческий должен много пострадать, быть отвержен старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убит, и в третий день воскреснуть. Мат.9,31; Мат.10,33; Лук.9,22
32 И говорил об этом открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божье, но что человеческое.

Вот и ответ на поставленные вопросы. Это просто пример синтеза смыслов Писания.
У Матфея все же попытка пояснить в нужном направлении.
У Марка же все совсем предельно жестко.
В притче о «сеятеле» в описании Христом первого варианта реакции человеков на «слово» из всех четырех вариантов возможной реакции человека на «слово» Бога дан самый предельно жесткий вариант реакции человеков.
Суть этого варианта реакции человеков проста:
Бог стучится к человеку, "сеет слово", а человек просто СОЗНАТЕЛЬНО отвергает Божие «слово», предпочитая нечто свое человеческое. Не буду утомлять переводом этого стиха от Марка. Там вполне возможен перевод в том смысле, что человеки отвергают "слово" Бога, предпочитая свое, а не Божие. Древнееврейское же «сатана» и другие слова с этим корнем и означают «воспрепятствовать», «перечить», «противостоять», «противодействовать», «противник» и прочее, что и означает, что человек встречает в штыки «слово» Бога, отвергает Бога. Явно или не явно, но сознательно, хотя и по глупости, - что, впрочем, уже не важно. И нет тут никакого внешнего фактора, никакого внешнего существа «сатаны», как мы теперь читаем в тексте Евангелий.
Сатана тут – это просто человек, лично противящийся Богу, и более никто другой.
ЭТО ПОНЯТНО? Это важно понять.
Тогда разъяснение притчи приобретает законченный вид, и этот вид притчи однозначно указывает на описание Христом процесса и сути именно постоянного и непрерывного богообщения каждого человека с Богом, а не на процесс понимания евангельского слова Христа, ведь Иисус говорит тут вовсе не о Себе в данный момент и не о Своей благой вести, и это при таком понимании «сатаны» становится совершенно очевидным, а говорит о каждодневном непрерывном процессе общения каждого человека с Богом. То, что это относится и к проповеди Христа тоже, уже просто следствие.
То есть Христос в притче «о сеятеле» описал ученикам реальность факта непрерывной попытки обучения Богом человеков и перечислил все возможные реакции человеков на воздействие на них Бога.
А как при этом должен действовать человек, Христос говорит далее. Это и есть обучение Христом учеников самой настоящей аскетике, причем РАДИКАЛЬНО иной аскетике, на радикально иной основе, чем мы ныне НА ВНЕШНЕМ УРОВНЕ имеем по учению святых отцов.

Продолжение следует.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

О сеятеле. Пост №3
Продолжение.
И так, аскетика по учению лично Иисуса Христа.
Он в целом много говорил об аскетике, но обычно это касалось практической стороны жизни, вопросов веры и дел любви. Тут же речь об аскетике работы ума, оценке помыслов, а также возникающих чувств, стремлений и влечений, то есть именно об аскетике в духовной сфере Умного Делания, молитвы и тишины ума.
Все учение Христа уменьшается в пять строк.
И этого достаточно.
Вот эти строки из 4 главы Евангелия от Марка.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Мат.5,15; Лук.8,16
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Мат.10,26; Лук.8,17; Лук.12,2
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какой мерой мерите, такой отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Мат.7,2; Лук.6,38
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Мат.12,12; Мат.25,29; Лук.8,18; Лук.19,26

Тут надо сделать один особый акцент.
Эти слова встречаются и в других синоптических Евангелиях, но не в такой редакции, а часто в усеченном виде и совсем в других, причем и разных местах текста. И тогда они приобретают иное звучание и имеют в нашем уме иной смысл. И вообще их обычно понимают "построчно", и общего единого смысла в них не видят.
Но в от Марка эти слова в этих пяти стихах в определенной редакции даны строго вместе и сразу за притчей "о сеятеле", что указывает просто на продолжение мысли и научении Христом учеников о том, как надо слушать «слово» «сеятеля». Он, Христос, словами этих стихов просто научает учеников, что есть «слово» "сеятеля", зачем "слово" "сеятеля" дается, и как надо воспринимать человеку "слово сеятеля".
Прежде, чем пройтись по смыслу слов Христа в этих пяти стихах в их связи со смыслом притчи о «сеятеле», необходимо определиться с тем, что такое есть само по себе «слово» «сеятеля».
Это важный момент. Иначе ничего не будет понятно.
Что такое «слово» «сеятеля»?
Разумеется, это не «голоса» в голове. И, разумеется, это не только приходящие к нам помыслы, идущие от Бога, и это не ТОЛЬКО слова проповедей Христа. Это вообще любое воздействие Бога на нас, на наш ум=душу. Это, например, внезапная интуиция, переключение и включение внимания и интереса, возникновение влечения, внезапный «укол» совести и прочее, прочее подобное и иное. При том все это еще и во взаимном комплексном сочетании происходящее одновременно.
Как это происходит? И что такое «слово» «сеятеля» по сути своей?
Вообще употребление слова «слово», как я теперь понимаю, - это очень часто указание на умолчание, на нечто не произносимое. То есть это слово «слово» - есть просто «слово-заместитель» в тексте нечто иного, что в текст не вставляется по разным причинам, что не принято произносить, что есть интимное, сакральное знание, что есть скрываемая тайна. Я лично обычно понимаю, например, под словом «слово» в Писании в таких случаях Имена Бога, такие, как: Любовь, Премудрость, Истина и прочие Его Имена, причем все одновременно и многое другое.
Вот это все, что связано с Богом, и что от Бога идет, и «сеет» «сеятель-Бог», различным образом воздействуя на человеков.
Это понятно?
Это важно понять. Тогда все будет проще понять и про остальное.
Ибо если же под «словом» «сеятеля» понимать только Евангельские слова Христа или абстрактные понятия типа «Логоса», то все будет уже достаточно уныло …
Буду начинать новый пост. А то этот пост будет слишком длинным.
Продолжение следует.

Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

О сеятеле. Пост №4
Продолжение.
Прежде чем вам читать то, как я описываю и раскрываю суть аскетики от Иисуса Христа в Евангелии от Марка, вам обязательно необходимо перечитать приведенное выше разъяснение Христом притчи «о сеятеле» с учетом мною сказанного выше. И только держа и рассказ о притче и все мною сказанное в уме, читать далее. Только тогда, возможно, придет понимание. Это и есть активация аппарата синтеза в уме. Это требует некоторого усилия и напряжения внимания и памяти.
И так, далее по тексту Евангелия от Марка Христос просто ПРОДОЛЖАЕТ растолковывать ученикам притчу «о сеятеле», которую вы только что освежили в уме.
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Мат.5,15; Лук.8,16
Христос ЧЕТКО И ЯСНО говорит, что «слово», что сеет «сеятель», воздействуя на человека, вовсе не пустое дело! «Свеча истины» не есть то, что можно не заметить, отмести и отбросить. Надо взять эту свечу истины и поставить её на нужное место, то есть ПЫТАТЬСЯ ПОНЯТЬ, что хочет сказать Бог. Думаю, - это очевидно. Это правило аскетики Христа работает сразу против всех трех опасностей потери «слова», которые Он перечисляет в притче. Не правда ли, - это указание наиважнейшее? Тем более, что оно ЧИСТО ВНЕШНЕ идет вразрез с милым и любимым нашим правилом святых отцов «не принимать, но и не отвергать». Тут явно иное требование, требование жесткое и категоричное: все принимать в рассмотрение и над всем работать ДО ПОЛНОГО ПОНИМАНИЯ, ибо Свет свечи, даваемый Богом, нельзя отбросить! А мы часто теперь принимаем слова святых отцов, как указание гнать прочь абсолютно все помыслы, приходящие в наш ум! Принимаем, как идеал, состояние отключения от любого воздействия на нас. Вот свеча, даваемая Богом, мелькнувшая в нас, и отправляется под кровать.
Увы.
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Мат.10,26; Лук.8,17; Лук.12,2
Перевод, кстати, отвратительный. Подстрочник лучше, а греческий текст еще рельефнее.
"ου Не  γάρ ведь  εστιν есть  κρυπτον тайное  εαν если  μη не  ίνα чтобы  φανερωθη̣, было сделано явное,  ουδε и не  εγένετο сделалось  απόκρυφον сокровенное  αλλ’ но  ίνα чтобы  έλθη̣ пришло  εις в  φανερόν. явное.    " (Мк. 4:22)
Тут хоть пассивный залог передали частично, да и смысл не стали подделывать. А греческие слова можно перевести и иначе с более определенным подтверждением мною сказанного.
В этом стихе выражена чрезвычайно глубинная Тайная суть аскетики. Но как только приземленно этот стих в изолированном его рассмотрении не понимают! Ну, типа того, что не надо грешить, так как Богу все известно, и на Суде все вскроется … Далее мы поймем, почему такие толкования и понимания возникают у людей …
Здесь же Христос просто говорит ученикам о понимании Бога и Его желания. Говорит о понимании Его языка и расшифровке умом озарений от принесенной свечи «слова».
Суть проста. Просто останови, не на совсем (!), а всего на немного, бег своего ума, прислушайся, услышь молитву в себе, то есть просто вспомни о Боге, хотя бы в одном из Его Имен, наконец, просто ЗАХОТИ понять происходящее с тобой и в тебе, попроси Бога, - и Бог Сам ТОТЧАС откроет тебе понимание «слова», то есть произошедшего Его воздействия на тебя, или Его слова в помысле, если это был помысел, в Евангельском слове, которое вдруг для тебя откроет свой тайный смысл, слове святых отцов, в чем-то другом, что тебя зацепило вербально, и что есть воздействие Бога на тебя. Нет НИКАКОЙ проблемы непонимания, нет никакой тайны в происходящем, все можно понять, все будет открыто тебе, только захоти этого, и будь готов принять истину. Да, воздействие Бога всегда - это вовсе не прямая команда, но, если захочешь, Он всегда откроет тебе Тайну Своего «слова». Только захоти, остановись и задумайся. Эти слова Христа – есть надежная гарантия спасения каждого. Бог не прячет Свои тайны от нас. Не прячет то, что Он хочет от нас. Но это не может быть Его командой нам. Мы сами должны понять и принять, согласиться с Ним, то есть стать, как Бог, в конкретном вопросе.
Идем дальше по тексту четвертой главы от Марка.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

А это просто КОД АКТИВАЦИИ ума человека, его нейронной сети ума. И более ничего.
Как работает код активации? Это тайна.
Просто после произнесения этой фразы происходит следующее.
Кто созрел – поймет сказанное выше. Это будет, как озарение.
Кто пока еще не созрел – пока ничего не поймет и ничего из сказанного не примет в сердце своем.
Потом, возможно, поймет кое-что и примет сердцем. Но не сейчас.
Это встроенный в человека Богом код активации.
И это не шутка.
Поэтому я постоянно и перечитываю Евангелия, хотя скоро буду помнить их почти целиком …
Так что к местам Евангелий с этой фразой надо быть особо внимательным, хотя не везде это идет от Бога, где-то это фразу могли вписать и человеки … Тогда это уже не будет работать, ибо это не механика, а тайна, и работает не текст, а Бог.

Эти три рассмотренных стиха имеют и иной пласт понимания. Это прямое ЛИЧНОЕ обращение Христа к читающему-слушающему Его, обращение Христа здесь и сейчас при чтении, и в наше время тоже. Это тайна живого общения человека с Богом здесь и сейчас. Это четкое уверение Христом человека, что человек поймет сказанное Христом.
Так оно обычно и случается в конце концов.

Идем далее.

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какой мерой мерите, такой отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Мат.7,2; Лук.6,38
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Эти стихи есть и у Матфея, и у Луки, но они там даны в разрыве, изменены и приведены в совсем ином контексте, так что понимаются уже в ином контексте и по-иному, понимаются приземленно, упрощенно, как чисто нравственные научения …
Совсем по-другому, тайно, звучат эти строки и конструкции в контексте разъяснения Христом притчи «о сеятеле», когда Он учит учеников правильно относится и воспринимать «слово» «сеятеля».
Приведу и подстрочники этих стихов. Это важно.
"και И  έλεγεν говорил  αυτοις, им,  Βλέπετε Смотрите  τί что  ακούετε. слышите.  εν В  ω̣ которой  μέτρω̣ мере  μετρειτε мерите  μετρηθήσεται будет отмерено  υμιν вам  και и  προστεθήσεται будет приложено  υμιν. вам.    " (Мк. 4:24)
"ος Который  γαρ ведь  έχει, имеет,  δοθήσεται будет дано  αυτω̣· ему;  και и  ος который  ουκ не  έχει, имеет,  και и  ο которое  έχει имеет  αρθήσεται будет взято  απ’ от  αυτοũ. него.    " (Мк. 4:25)

Греческие слова тут могут быть переведены и немного иначе, еще более сильно и определенно подчеркивая мои мысли. Но и так смысл в подстрочнике увидеть можно.
Что имеем?
Во—первых, подтвержден призыв СЛУШАТЬ, РЕАГИРОВАТЬ и ДУМАТЬ, а не бегать от любых действий Бога, направленных на тебя.
Во-вторых, это по сути описан процесс преобразования человека в ходе Умного Делания. Описано, как человек меняется в процессе метанойи – покаяния. Причем тут во многих ключевых глаголах используется пассивный залог. То есть просто под влиянием «слова» «сеятеля», которое все же услышал человек и задумался над ним, Бог принудительно меняет человека в самом этом процессе слушания и раздумывания, меняет человека готового и согласного на изменение, делает человека уже внутренне другим человеком. Суть и тайна этого процесса ПРЕДЕЛЬНО проста: сумел услышать, не пробежал мимо, - уже немного изменился в нужном Богу направлении, услышал и задумался – еще больше изменился в нужном Богу направлении. А далее? А далее, раз изменился, хоть и пока немного, то стал способен слышать и видеть то сокровенное, что ранее вообще не был способен расслышать и стал способен видеть в услышанном, то есть понимать, то, о чем и помыслить не мог ранее, так как прежде и не имел понятий в уме даже для простого рассуждения о явленном тебе. И так далее, и так далее …
Верно и обратное. Не будешь слышать Бога, погрязнешь в чисто человеческом, потеряешь вообще врожденную в каждого человека способность слышать Бога и потеряешь способность меняться в нужном направлении. И будешь только деградировать сердцем …
Понятно?
Собственно, если совсем кратко, то по тексту Евангелия от Марка в этом месте притчи о «сеятеле» все мною сказано, хотя и предельно кратко.
Ну, нетрудно видеть, что технология Умного Делания от Иисуса Христа на первый взгляд весьма отлична от известной всем нам технологии монашеской аскетики. Об этом стоит поговорить. Также, как и важно будет рассказать суть притч о Царствии Божием, которая становится совершенно очевидной в контексте выше сказанного.
Но это в следующих постах.
А закончу следующей мыслью.
То, что я рассказал, – есть простой пример синтеза смысла Евангельского текста. Прочитай притчу отдельно, прочитай отдельно каждый стих 4 главы от Марка с 21 по 25, не обрати внимание на слова Христа Петру в 8 главе, когда Он назвал его сатаной, – и будет иное понимание смысла. Будет разрозненный набор мало связанных самостоятельных истин.
И все.
Так мы и читаем всегда слова Бога.
Да и вообще так и живем ...
Если честно, то мы довольно примитивные существа …
Короче: учитесь синтезу смыслов.
Но бойтесь ложных ассоциаций в процессе синтеза.
И этому тоже и учил Христос в рассматриваемой притче и её разъяснении, и приведенные мною понимание Его слов, говорит и об этом.
Продолжение следует.

Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

О сеятеле. Пост №5
Продолжение.

Теперь несколько слов о Царствии Божием.
Я об этом много писал ранее в разных темах и давно и не очень давно, но тут удобный момент представить неопровержимые доказательства, подтверждающие мое толкование-понимание.
Вот я разобрал выше 4 главу от Марка с первого стиха до 25 стиха.
А что далее? А далее у Марка сразу идут, так сказать «вставлены», две притчи о Царствии Божием.
Ну, смотрим текст.
Начнем сразу с подстрочника. А затем я дам синодальный перевод, но уже со своими правками, чтобы не затягивать и не утомлять «академизмом в доказывании».
"και И  έλεγεν, говорилούτως таким образом  εστιν есть  η    βασιλεία Царство  τοũ    θεοũ Бога  ως как  άνθρωπος человек  βάλη̣ бросит  τον    σπόρον семя  επι на  της    γης землю    " (Мк. 4:26)
 βασιλεία Царство - это ложный и вредный перевод и толкование смысла, сказанного Христом, видимо внедренный еще в седой древности, и я думаю сделанный специально, чтобы скрыть тайну Царства Божия. С благой это целью сделано, или в угоду власти и победившей христианской партии - теперь не разберешься уже. Можно только гадать.
Только один момент.
Словарное значение слова βασιλεία

βασιλεία (басилЭйа) - Царство
Существительное, Именительный падеж, Единственное число, Женский род
Варианты перевода:
932, βασιλεία
царство, царствование, царская власть или владение.
Словарное определение:
βασιλεία , ионический диалект. βασιληΐη η
1) царская власть Геродот (484-424 гг. до н.э.), Фукидид (460-400 гг. до н.э.), Ксенофонт (444-354 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.);
2) царствование (απο της Φιλίππου βασιλείας  Диодор Сицилийский (I в. до н.э.));
3) царство, королевство Геродот (484-424 гг. до н.э.), Диодор Сицилийский (I в. до н.э.);
4) царская корона (έχειν βασιλείαν επι της κεφαλης  Диодор Сицилийский (I в. до н.э.)).
βασιλεία  f к βασίλειος .


Теперь продолжение текста 4 главы с моей правкой синодального перевода.

26 И сказал: таким образом Царствование Бога подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

30 И сказал: чему уподобим Царствование Бога? или какой притчей изобразим его? Мат.13,31; Лук.13,18
31 Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Мат.13,34
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Главный вывод: Христос притчами о Царствии Божием просто продолжает разъяснять ученикам "притчу о сеятеле", то есть это единый непрерывный рассказ Христа о том, как Бог воцаряется в человеке.
Обратите внимание, всё то, что я рассказывал в предыдущем посте, то есть то, как «слово» «сеятеля» ПОСТЕПЕННО и ТАИНСТВЕННО всевается в человека, практически идентично по смыслу написано в притчах, которые я привел. Ну, естественно, ведь я из этих притч и взял смысл сказанного выше. Не сам же я все придумал.
То есть речь идет о механизме оБожения, о том, как человек становится Богом по благодати, и что это такое – быть Богом по благодати есть на самом деле.
Но это все ныне скрыто от людей. Нет тех, кто бы это разъяснил людям. Традиция передачи тайного знания, идущего НЕПОСРЕДСТВЕННО И ЛИЧНО от Самого Христа, нарушена. Естественно, есть проблески на эту тему у святых отцов. Но крайне мало. Но это уже отцы их аскетика, а тут то речи Самого Христа. Улавливаете грандиозность разницы?
Думаю, гностики владели этой тайной, но их оболгали и уничтожили. Как уничтожили и оболгали в веках многих их естественных или стихийных последователей, обвинив гнусными еретиками и приписав им всякие мерзости. Официальной власти мира не нужно, чтобы человек лично в тиши общался с Богом совершенно без посредников и контроля. И тем более власти не нужен народ, состоящий из Богов по благодати, то есть целиком из святых, ибо таковые совершенно не управляемы, так как они управляются лишь лично Богом и больше никем и никогда. Власти всегда нужна послушная масса и религия для управления массой. Эту религию и построили из христианства, начиная с эпохи Константина равно апостольского. Увы, марксисты-атеисты судили по плодам …
Но тексты Евангелий силой Духа Святого сохранились, поэтому каждый при желании и помощи Бога может увидеть и понять тайный свет научения Христа.
Свеча Им была принесена вовсе не напрасно.
Другие притчи о Царствии Божием и все без исключения упоминания Царствия Божьего в Евангелиях (других Евангелиях) полностью согласуются с предлагаемым пониманием и открывают новые смыслы и оттенки в словах Христа.

Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

О сеятеле. Пост №6
Продолжение.

И так, как же все мною сказанное соотносится с известной нам всем практикой монашеского подвижничества и аскетики на пути Умного Делания в монашеской традиции?
Ну, я пока не встречал у святых отцов ни явного, ни близкого понимания аскетики Христа, данной Им в 4 главе от Марка, что я привел выше.
Но это ничего не значит. Сказанное Христом есть истина, и процесс восприятия «слова» «сеятеля» может быть только таким, как описано Христом в 4 главе от Марка.
Так и происходит у монахов.
Ну, во-первых, их устав и житие заточены на преодоление попадания «посеянного» в них «сеятелем» на «каменистую почву» и в «терние». Это уже немаловажно и это очевидно.
А что происходит в монашеской аскетике с вопросом преодоления в человеке сатаны, то есть противопоставления человеком своего мнения «слову», «сеемому» «сеятелем»?
Тут как раз и происходит самое интересное.
Фактически монашеский путь – это путь, где в начале этого пути идет тотальное противодействие «слову», «сеемому» «сеятелем», когда все «сеемое» «сеятелем» в человеке отметается под предлогом того, что это все идет от сатаны и бесов в основном, а не от Бога.
Монах начинает свой путь к Богу тотальным противостоянием всему внешнему духовному воздействию на себя, кроме своего старца, человека, кстати, естественно, при этом он противостоит именно Богу и попыткам Бога достучаться ЛИЧНО до него. Ведь у нас нет и быть не может никаких РЕАЛЬНЫХ критериев различения внешних воздействий на нас, например, нет средств различения помыслов, чтобы понять от кого они исходят. Вот и учат монахов старцы тотально отрицать абсолютно все. Монах подвижник живет в мире этого искусственного критерия и метода, он живет в условиях тотальной борьбы с врагом, тотального окружения и осажденной крепости. Он не слышит Бога и бегает и от Бога. Это, конечно, ужасно. На этом пути можно и заиграться. И такое не редкость.
Так что, это ошибка? Ложный путь? Ложная методика Умного Делания?
Никак! Ни в коем случае! Это чрезвычайно эффективная методика! Недаром её элементы повсеместно распространены почти во всех традициях. Но, конечно, это лишь частный случай пути, указанного Христом в 4 главе от Марка.
Бог не оставляет монаха-подвижника. Бог знает, что человек ищет Его. Сама же по себе методика отрицания всего, включая «слово» Бога дает огромный плюс. Эта методика не так уж и плоха.
Человек по этой методике научается весьма тонко и эффективно СЛУШАТЬ, и ВИДЕТЬ абсолютно все духовное!
И однажды «семя прорастает», «горчичное зерно» дает росток. И начинается их бурный рост.
Подвижник ВДРУГ начинает «слышать» и «видеть» «слово» Бога. Это обычно называется обретением дара «различения». И это и есть дар Бога. На самом деле просто человек созрел и изменился и готов к тонкому воздействию «слова» «сеятеля». Это все лишь обучение методом отрицания. Очень быстро подвижник начинает определять то, что ранее он просто отбрасывал или даже считал влиянием бесов и сатаны, как «слово» Бога. При этом, человек, конечно уже не в состоянии понять и вспомнить, каким он раньше был иным, и как он изменил свое восприятие, ведь пребывать одновременно в двух состояниях своего ума: нынешнем и прежнем, - мы в принципе не можем. На самом деле человек просто изменился сам, стал другим, и достиг он этого таким образом, как я это описывал выше в предыдущих постах. Но тончайший духовный слух на этапе «борьбы» и осажденной крепости он в себе выработал, и это с ним теперь навсегда. Так получаются духоносные прозорливые святые отцы, до которых нам мирянам беспредельно далеко. Но все, что я сказал про тайну аскетики Христа, работает и в этом случае монашеского подвига всецело и полностью.
Так что нет никакого методического различия в пути Умного Делания мирян и монахов. Просто второй путь, путь монахов, основан на рискованной экстремальной технологии жесткой «прокачки» способности духовного видения и различения духовных движений методом тотального отрицания, что, конечно, чрезвычайно ценно и дает обильный плод, но и весьма опасно и рискованно, так как мы прекрасно знаем, что монахов не мало, а духоносных святых отцов, увы, лишь единицы.
Да, мое мнение теперь дошло до категоричности. В «духовной брани» монахов, широко всем известной, и, соответственно, и в нашей «духовной брани», ибо это есть одно и то же, как я теперь понимаю, нет абсолютно никакого ВНЕШНЕГО злого воздействия. Абсолютно никакого! Все ВНЕШНЕЕ воздействие ВСЕГДА идет только от «сеятеля» «слова». Да, внутренние и РЕАЛЬНЫЕ бесы в человеке могут возникнуть, как болезни души, то есть могут возникнуть паразитные сущности ума человека, возникнуть и рулить страстями, причем самыми разнообразнейшими. И с ними и идет РЕАЛЬНАЯ брань. И их с помощью Бога можно и нужно побеждать, и уничтожать в себе. Но «внешнего врага», внешнего «сатаны» нет. За него ВСЕГДА нами ложно принимается неправильно оцениваемое воздействие «сеятеля» или, то, что называл сатаной Христос в Петре и Иуде, то есть нас самих, часто противящихся Богу, как правило, не осознавая это. Это обычно противление от незнания. Дело естественное и простительное. Ведь мы не имеем в себе РЕАЛЬНО работающих критериев «хорошо»/«плохо», поэтому наши решения и оценки неизбежно дают сбой, и всегда будут давать сбой, пока мы окончательно не утвердимся в водительстве Богом. Это выстраданный вывод, прошедший многолетнюю сверку Писанием, догматикой, созерцанием и логикой. Но внешнего врага монахам, да и нам, иметь удобнее и привычнее, поэтому и в этом вопросе не стоит заморачиваться, и можно оставить существующую модель «духовной брани» с «внешним врагом», как рабочую и реальную.

На этом все.
Простите за сумбур, корявость и многословие.
Получился эмбрион статьи по сути.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Особенно откликнулось!!!

Цитировать
Суть проста. Просто останови, не на совсем (!), а всего на немного, бег своего ума, прислушайся, услышь молитву в себе, то есть просто вспомни о Боге, хотя бы в одном из Его Имен, наконец, просто ЗАХОТИ понять происходящее с тобой и в тебе, попроси Бога, - и Бог Сам ТОТЧАС откроет тебе понимание «слова», то есть произошедшего Его воздействия на тебя, или Его слова в помысле, если это был помысел, в Евангельском слове, которое вдруг для тебя откроет свой тайный смысл, слове святых отцов, в чем-то другом, что тебя зацепило вербально, и что есть воздействие Бога на тебя. Нет НИКАКОЙ проблемы непонимания, нет никакой тайны в происходящем, все можно понять, все будет открыто тебе, только захоти этого, и будь готов принять истину. Да, воздействие Бога всегда - это вовсе не прямая команда, но, если захочешь, Он всегда откроет тебе Тайну Своего «слова». Только захоти, остановись и задумайся. Эти слова Христа – есть надежная гарантия спасения каждого. Бог не прячет Свои тайны от нас. Не прячет то, что Он хочет от нас. Но это не может быть Его командой нам. Мы сами должны понять и принять, согласиться с Ним, то есть стать, как Бог, в конкретном вопросе.


Сергей, огромное Вам спасибо!!! За проделанный труд, за вложенную силу, за щедрость, за искренний поиск!!!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Сергий, спасибо!

Пока путь Вашего ума выглядит извилистым. Само озарение-наитие в таком пути не нуждается, но может им пользоваться, скрываясь за ментальными изгибами.  Спрямлять пути, расширять проходы...

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Сергий спасибо.

Видно что современное христианство потеряло, а может сознательно отбросило мистицизм учения Христа.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Сергий, благодарю. Основной посыл принимается сердцем. Но некоторые утверждения не совсем сходятся с другими билейскими событиями. А что за злой дух искушал Христа в пустыне? А змий  в Эдеме реальный или ментальный?
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.