О сеятеле. Пост №4
Продолжение.
Прежде чем вам читать то, как я описываю и раскрываю суть аскетики от Иисуса Христа в Евангелии от Марка, вам обязательно необходимо перечитать приведенное выше разъяснение Христом притчи «о сеятеле» с учетом мною сказанного выше. И только держа и рассказ о притче и все мною сказанное в уме, читать далее. Только тогда, возможно, придет понимание. Это и есть активация аппарата синтеза в уме. Это требует некоторого усилия и напряжения внимания и памяти.
И так, далее по тексту Евангелия от Марка Христос просто ПРОДОЛЖАЕТ растолковывать ученикам притчу «о сеятеле», которую вы только что освежили в уме.
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Мат.5,15; Лук.8,16
Христос ЧЕТКО И ЯСНО говорит, что «слово», что сеет «сеятель», воздействуя на человека, вовсе не пустое дело! «Свеча истины» не есть то, что можно не заметить, отмести и отбросить. Надо взять эту свечу истины и поставить её на нужное место, то есть ПЫТАТЬСЯ ПОНЯТЬ, что хочет сказать Бог. Думаю, - это очевидно. Это правило аскетики Христа работает сразу против всех трех опасностей потери «слова», которые Он перечисляет в притче. Не правда ли, - это указание наиважнейшее? Тем более, что оно ЧИСТО ВНЕШНЕ идет вразрез с милым и любимым нашим правилом святых отцов «не принимать, но и не отвергать». Тут явно иное требование, требование жесткое и категоричное: все принимать в рассмотрение и над всем работать ДО ПОЛНОГО ПОНИМАНИЯ, ибо Свет свечи, даваемый Богом, нельзя отбросить! А мы часто теперь принимаем слова святых отцов, как указание гнать прочь абсолютно все помыслы, приходящие в наш ум! Принимаем, как идеал, состояние отключения от любого воздействия на нас. Вот свеча, даваемая Богом, мелькнувшая в нас, и отправляется под кровать.
Увы.
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Мат.10,26; Лук.8,17; Лук.12,2
Перевод, кстати, отвратительный. Подстрочник лучше, а греческий текст еще рельефнее.
"ου Не γάρ ведь εστιν есть κρυπτον тайное εαν если μη не ίνα чтобы φανερωθη̣, было сделано явное, ουδε и не εγένετο сделалось απόκρυφον сокровенное αλλ’ но ίνα чтобы έλθη̣ пришло εις в φανερόν. явное. " (Мк. 4:22)
Тут хоть пассивный залог передали частично, да и смысл не стали подделывать. А греческие слова можно перевести и иначе с более определенным подтверждением мною сказанного.
В этом стихе выражена чрезвычайно глубинная Тайная суть аскетики. Но как только приземленно этот стих в изолированном его рассмотрении не понимают! Ну, типа того, что не надо грешить, так как Богу все известно, и на Суде все вскроется … Далее мы поймем, почему такие толкования и понимания возникают у людей …
Здесь же Христос просто говорит ученикам о понимании Бога и Его желания. Говорит о понимании Его языка и расшифровке умом озарений от принесенной свечи «слова».
Суть проста. Просто останови, не на совсем (!), а всего на немного, бег своего ума, прислушайся, услышь молитву в себе, то есть просто вспомни о Боге, хотя бы в одном из Его Имен, наконец, просто ЗАХОТИ понять происходящее с тобой и в тебе, попроси Бога, - и Бог Сам ТОТЧАС откроет тебе понимание «слова», то есть произошедшего Его воздействия на тебя, или Его слова в помысле, если это был помысел, в Евангельском слове, которое вдруг для тебя откроет свой тайный смысл, слове святых отцов, в чем-то другом, что тебя зацепило вербально, и что есть воздействие Бога на тебя. Нет НИКАКОЙ проблемы непонимания, нет никакой тайны в происходящем, все можно понять, все будет открыто тебе, только захоти этого, и будь готов принять истину. Да, воздействие Бога всегда - это вовсе не прямая команда, но, если захочешь, Он всегда откроет тебе Тайну Своего «слова». Только захоти, остановись и задумайся. Эти слова Христа – есть надежная гарантия спасения каждого. Бог не прячет Свои тайны от нас. Не прячет то, что Он хочет от нас. Но это не может быть Его командой нам. Мы сами должны понять и принять, согласиться с Ним, то есть стать, как Бог, в конкретном вопросе.
Идем дальше по тексту четвертой главы от Марка.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
А это просто КОД АКТИВАЦИИ ума человека, его нейронной сети ума. И более ничего.
Как работает код активации? Это тайна.
Просто после произнесения этой фразы происходит следующее.
Кто созрел – поймет сказанное выше. Это будет, как озарение.
Кто пока еще не созрел – пока ничего не поймет и ничего из сказанного не примет в сердце своем.
Потом, возможно, поймет кое-что и примет сердцем. Но не сейчас.
Это встроенный в человека Богом код активации.
И это не шутка.
Поэтому я постоянно и перечитываю Евангелия, хотя скоро буду помнить их почти целиком …
Так что к местам Евангелий с этой фразой надо быть особо внимательным, хотя не везде это идет от Бога, где-то это фразу могли вписать и человеки … Тогда это уже не будет работать, ибо это не механика, а тайна, и работает не текст, а Бог.
Эти три рассмотренных стиха имеют и иной пласт понимания. Это прямое ЛИЧНОЕ обращение Христа к читающему-слушающему Его, обращение Христа здесь и сейчас при чтении, и в наше время тоже. Это тайна живого общения человека с Богом здесь и сейчас. Это четкое уверение Христом человека, что человек поймет сказанное Христом.
Так оно обычно и случается в конце концов.
Идем далее.
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какой мерой мерите, такой отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Мат.7,2; Лук.6,38
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
Эти стихи есть и у Матфея, и у Луки, но они там даны в разрыве, изменены и приведены в совсем ином контексте, так что понимаются уже в ином контексте и по-иному, понимаются приземленно, упрощенно, как чисто нравственные научения …
Совсем по-другому, тайно, звучат эти строки и конструкции в контексте разъяснения Христом притчи «о сеятеле», когда Он учит учеников правильно относится и воспринимать «слово» «сеятеля».
Приведу и подстрочники этих стихов. Это важно.
"και И έλεγεν говорил αυτοις, им, Βλέπετε Смотрите τί что ακούετε. слышите. εν В ω̣ которой μέτρω̣ мере μετρειτε мерите μετρηθήσεται будет отмерено υμιν вам και и προστεθήσεται будет приложено υμιν. вам. " (Мк. 4:24)
"ος Который γαρ ведь έχει, имеет, δοθήσεται будет дано αυτω̣· ему; και и ος который ουκ не έχει, имеет, και и ο которое έχει имеет αρθήσεται будет взято απ’ от αυτοũ. него. " (Мк. 4:25)
Греческие слова тут могут быть переведены и немного иначе, еще более сильно и определенно подчеркивая мои мысли. Но и так смысл в подстрочнике увидеть можно.
Что имеем?
Во—первых, подтвержден призыв СЛУШАТЬ, РЕАГИРОВАТЬ и ДУМАТЬ, а не бегать от любых действий Бога, направленных на тебя.
Во-вторых, это по сути описан процесс преобразования человека в ходе Умного Делания. Описано, как человек меняется в процессе метанойи – покаяния. Причем тут во многих ключевых глаголах используется пассивный залог. То есть просто под влиянием «слова» «сеятеля», которое все же услышал человек и задумался над ним, Бог принудительно меняет человека в самом этом процессе слушания и раздумывания, меняет человека готового и согласного на изменение, делает человека уже внутренне другим человеком. Суть и тайна этого процесса ПРЕДЕЛЬНО проста: сумел услышать, не пробежал мимо, - уже немного изменился в нужном Богу направлении, услышал и задумался – еще больше изменился в нужном Богу направлении. А далее? А далее, раз изменился, хоть и пока немного, то стал способен слышать и видеть то сокровенное, что ранее вообще не был способен расслышать и стал способен видеть в услышанном, то есть понимать, то, о чем и помыслить не мог ранее, так как прежде и не имел понятий в уме даже для простого рассуждения о явленном тебе. И так далее, и так далее …
Верно и обратное. Не будешь слышать Бога, погрязнешь в чисто человеческом, потеряешь вообще врожденную в каждого человека способность слышать Бога и потеряешь способность меняться в нужном направлении. И будешь только деградировать сердцем …
Понятно?
Собственно, если совсем кратко, то по тексту Евангелия от Марка в этом месте притчи о «сеятеле» все мною сказано, хотя и предельно кратко.
Ну, нетрудно видеть, что технология Умного Делания от Иисуса Христа на первый взгляд весьма отлична от известной всем нам технологии монашеской аскетики. Об этом стоит поговорить. Также, как и важно будет рассказать суть притч о Царствии Божием, которая становится совершенно очевидной в контексте выше сказанного.
Но это в следующих постах.
А закончу следующей мыслью.
То, что я рассказал, – есть простой пример синтеза смысла Евангельского текста. Прочитай притчу отдельно, прочитай отдельно каждый стих 4 главы от Марка с 21 по 25, не обрати внимание на слова Христа Петру в 8 главе, когда Он назвал его сатаной, – и будет иное понимание смысла. Будет разрозненный набор мало связанных самостоятельных истин.
И все.
Так мы и читаем всегда слова Бога.
Да и вообще так и живем ...
Если честно, то мы довольно примитивные существа …
Короче: учитесь синтезу смыслов.
Но бойтесь ложных ассоциаций в процессе синтеза.
И этому тоже и учил Христос в рассматриваемой притче и её разъяснении, и приведенные мною понимание Его слов, говорит и об этом.
Продолжение следует.