Исихазм

Автор Тема: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"  (Прочитано 7060 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #45 : 27 Сентябрь 2013, 18:23:55 »
14 человек только проголосовало. Напоминаю, чтобы не затёрся опрос этот за страстями по Толокну и Чаплину. :-)
Немного опытно понимаю только первый абзац "Метода молитвы" и пытаюсь его применять в режиме 24х7.
Цитировать
Симеон Новый Богослов
МЕТОД СВЯЩЕННОЙ МОЛИТВЫ И ВНИМАНИЯ СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА
Перевод с древнегреческого и примечания А. Г. Дунаева
Три суть образа молитвы и внимания, которыми душа возводится или низводится: возводится, пользуясь ими своевременно, а низводится, владея ими не вовремя и несмысленно. Трезвение и молитва связаны, как душа с телом: одно не существует без другого. Соединяются они двояко. Сначала трезвение противостоит греху, будучи неким передовым разведчиком, а следом молитва сразу уничтожает и истребляет связанные стражей /охранением/ постыдные помыслы, чего не может совершить одно внимание. Это дверь жизни и смерти, то есть внимание и молитва, которую если мы очищаем трезвением, то улучшаемся, если же неосторожно уменьшая /ослабевая/ ее оскверняем, то становимся негодными.
Поэтому на опрос не отвечал, ибо он касается, как понял, другого.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #46 : 27 Сентябрь 2013, 18:57:57 »
у меня ощущение, что "я - настоящий" насильно помещён кем-то в каземат своего тела....

По этому поводу вспомнила некоторые прошлые размышения:

Цитата: Elena
Возможно, что это связано с разницей пола. Здесь внутри высвечивается принципиальная разница в памятовании своего исходного качества, своей точки отсчета.

Есть те, кто помнят себя частицей духа, одевшегося плотью материи. Другие - те, кто знает себя материей, заполучившей дух. Мужское - это воплотившаяся духовность.
Женское - это одухотворенная материя.

Если рассматривать на уровне составов - то не углядишь никакой разницы. Но вектор природной памяти все равно разный. Разная точка отсчета, а значит - иной угол зрения.

Цитата: Леонид
P.S. Что же о "женской особой силе" не сказали ничего?

Не сказала, потому что она есть и в мужчинах, только в потенциале. Кто докопался, тот знает. Описывать не очень умею. Еще допускаю вариант, что могу ошибаться. В тексте Гийон задействование это "силы  пассивности" хорошо описано - не конкретные ощущения, но суть процесса. У меня это включается, когда погружаюсь в текст Писания (учу наизусть, читаю и мысленно произношу на память какой-то фрагмент).
« Последнее редактирование: 27 Сентябрь 2013, 19:28:50 от Elena »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #47 : 28 Сентябрь 2013, 13:38:39 »
Возможно, что это связано с разницей пола. Здесь внутри высвечивается принципиальная разница в памятовании своего исходного качества, своей точки отсчета.

Есть те, кто помнят себя частицей духа, одевшегося плотью материи. Другие - те, кто знает себя материей, заполучившей дух. Мужское - это воплотившаяся духовность.
Женское - это одухотворенная материя.

Если рассматривать на уровне составов - то не углядишь никакой разницы. Но вектор природной памяти все равно разный. Разная точка отсчета, а значит - иной угол зрения.
Наверное поэтому, из-за разницы в точках отсчёта, Господь и говорит в Евангелии Фомы:

27. Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие. Они сказали ему: Что же, если мы — младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа,— тогда вы войдете в [царствие].

Т.е., грубо говоря, без Божественного Андрогина - никуда. Либо монах/монахиня создаёт в себе дополнительный [до целого] пол, либо союз М и Ж, объединённых идеей соединения в целое - ведут во Царствие. И на кривой козе не объехать, ну никак.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #48 : 28 Сентябрь 2013, 14:00:09 »
Не сказала, потому что она есть и в мужчинах, только в потенциале.
поделюсь с Вами историей которой был свидетель...однажды, по своей небрежности я не утащил к себе в конуру некую книгу о молитве, а оставил её на видном месте...моя мать подобрала эту книгу и посвятила свое время прочтению этой книгу, через несколько дней я обнаружил её в весьма удивленном состоянии...она высказала что то примерно такое...как мужчина может так чувствовать он полностью описал мои(её) переживания...может вот это и есть женская сила, без фифичной фантазийности принять просто как есть...

к слову сказать мать моя не любитель, различных умных чтений(да и вообще чтений), обычная женщина любящая сладкое и дачу... :-)
« Последнее редактирование: 28 Сентябрь 2013, 14:11:22 от Monte More »

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #49 : 29 Сентябрь 2013, 18:14:22 »
Предлагаю для лучшего понимания и применения "Метода молитвы" перечитать две темы, которые когда-то обсуждались на этом форуме.

Цитата из первой темы "Устремляя око в середину чрева":
Цитировать
В связи с возникающими вопросами, следует ли, памятуя о забытом правиле устремлять око в середину чрева,  и нам то же делать. Думаю, разумнее прислушаться к соборному мнению молитвенников древности и последних времен, ибо не противоречат они друг другу, а дополняют, расширяют и углубляют практическое руководство к молитвенному деланию. Итак, правила (внешне) не сложны:

1. Постепенность молитвенного делания: от молитвы словесной к молитве умной и сердечной;

2. Постепенность опускания ума в сердце (обычно через горло) - до уровня верхней части груди;

3. И важное дополнение: жесткий запрет на опускание внимания до уровня живота должен быть снят. Однако, приступать к этой части молитвы следует после прохождения предыдущих этапов, когда сердце будет очищено и духовная сердцевина обретена. Сейчас нет опытных молитвенников, которые могут подсказать и (при непосредственном контакте) подправить молитву. Опускание ума до уровня живота означает начало непримиримой борьбы с "мысленным зверем", и без Божией поддержки (когда нет руководителей) эту борьбу начинать очень опасно.

Несколько слов о практическом опыте - его специфической стороне. Мне привелось неоднократно наблюдать резкое пробуждение "зверя" сего у других людей и происходило оно весьма бурно. Такое пробуждение возможно и в том случае, когда верующий человек не занимается практикой молитвы и никак на животе не сосредотачивается. В человека вторгается некая сила, и ее вторжение происходит на уровне живота (или до уровня живота). И внизу пробуждается зверь, и начинается такое... что иначе как временное одержание и не назовешь. Вот только что был нормальный человек и благочестивый христианин - и "озверел", совершая - весьма талантливо, надо сказать - дикие и мерзкие поступки. Ум его, поскольку не очищен, мгновенно сбоит и начинает оправдывать все нелепые и нечестные действия. Затем зверь опускает голову и засыпает - и опять перед нами нормальный человек и благочестивый христианин, который не понимает, что с ним произошло, и старается быстрее все забыть и сбежать.

И страшная правда открывается - в каждом из нас спит такой зверь. И кто не сразится, не победит его. Кстати, почти безошибочно можно определить тех правильных "делателей", которые и не приступали к такой битве. Они много говорят о покаянии, смирении и о том, что благодать нельзя ощущать - се тихое нашептывание спящего зверя внутри.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg12975#msg12975

Цитата из второй темы:
...Если развивать Ваше воззрение на две стратегии борьбы со страстями, то первая будет больше выражением пути святости, а вторая - бесстрастия, отталкиваясь от отеческого: святых - много, мало бесстрастных. Ибо первый метод - трезвения ума, хранения сердца и отсечения страстей - напрямую к бесстрастию не ведет, будучи сам по себе спасительным. Страсти отсекаются, вытесняются вниз и со временем угашаются.

Я хочу указать на некоторые недостатки первого метода, вызванные его неполнотой. Особенность проявления недостатков в том, что они становятся заметными не сразу, и молитвенник должен постоянно поддерживать искусственную среду относительного отчуждения и уединения. Когда при неких обстоятельствах такая среда нарушается (напр., вынужденный выход из затвора), то угашенные и спящие страсти возвращаются вновь. Также постоянно будет нависать бессилие перед низовыми страстями, приходящими со стороны. Это бессилие толкает на бегство, замыкание и осуждение источника страстей (событий, учений, людей, их возбуждающих). Угашенные страсти имеют свойство накапливаться и передаваться - в преемственной передачи опыта от старца к послушнику. Вообще угашенные страсти, накопленные со временем, напоминают заложенный фугас под домом подвижничества - когда бомба взорвется, не известно. НО они еще и ядовиты: разлагаясь - именно так они ведут себя, если не выжжены, а утрамбованы, - страсти тихо и незаметно отравляют сердечную атмосферу молитвы, просачиваясь унынием, безволием, вытравленностью, танатическими настроениями. Кстати, сие не сложно рассмотреть в историческом пути молитвенного делания.

Лучшим будет сочетание первого метода - для "многих" - и второго - для единиц - укрепленных благодатью и благословленных на такое подвижничество. Ныне же "многих" - единицы на фоне множества монастырей...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #50 : 29 Сентябрь 2013, 23:17:13 »
А у меня ощущение, что "я - настоящий" насильно помещён кем-то в каземат своего тела. Хорошо было бы усвоить себе, что это наказание за Первородный Грех, и что единственный выход из тюряги - обожить это тело, просветить его до последней клеточки светом пробуждённого ума, завладеть им полностью. Но хватит ли времени на такую работу до конца жизни?
Интересные раздраи возникают в какой-то момент пути, в этой самой точке осознавания. Восприятия бессмертного себя, заточенного в плотяной гулаг; гностическое яростное неприятие собственной дебелой плоти и грубых фракций души; стремление вообще отказаться/отгородиться от этого "балласта".

А потом приходит болезненное принятие – всего своего, во всей его неприглядной совокупности. И вручение в доверии – Богу.
Ему ведомо, что с этим "хламом" делать: что пойдет на исцеление/преображение, а что – цельбе не подлежит, и будет отсечено...

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #51 : 30 Сентябрь 2013, 15:24:49 »
вижу так всё болезненное от глупости, а глупость умного делателя, в том что держится за мирские блага, это конечно не бутерброды, безусловно это труд делателя, которым он занимался в пути, и хлеб который приобрел…тут Симеон и говорит, что труд сей тщетен, и делатель обкрадывается, и только движимый тщеславием думает что нечто приобрел, этим и пытается делится, но лишь отравляет принимающих, хотя для плотяных и такая горечь в лекарство(но при должном внимании ложь видна)…но ведь есть больший труд отказаться от приобретений поняв что не ты приобрел…об этом говорится у Симеона далее…и когда понимание состоялось, то безусловно еще можно и вторым образом пользоваться…ведь уже не мнишь что творишь, но умное пользуется деятельным…непонимание и есть балласт который таскает с собой человек…