02 марта 1928 г. - 01 ноября 2001 г.
Профессиональные интересы: История Древней Церкви, Богословие, Догматическое богословие, История, История религий
Конфессии: Православие
Краткая биографическая справка:
Греческий православный священник, богослов, византолог, экуменический деятель. Иоанн Романидис родился в Пирее (пригород Афин) 2 марта 1928 г. Через два месяца после его появления на свет семья эмигрировала в США. Вырос в Нью-Йорке, на Манхэттене. Учился в Греческой богословской школе св. Креста (Бруклин, шт. Массачусетс) и Йельской богословской школе (Нью-Хейвен, шт. Коннектикут; окончил в 1954 г.). В 1951 г. Романидис был хиротонисан во пресвитера и начал служить в Свято-Троицком храме в Уотербери (шт. Коннектикут). В 1954 г. о. Иоанн был переведен в нью-йоркский Свято-Троицкий кафедральный собор Греческой Архиепископии Америки. В том же году Романидис уехал в Париж, где обучался в Свято-Сергиевском богословском институте (до 1955 г.). В течение 1956 - 1957 гг. Романидис готовился к получению докторской степени (Ph.D.) в Афинском университете. Его диссертация, «Первородный грех» («The Ancestral Sin»), была принята и опубликована в 1957 г., несмотря на возражения со стороны известных богословов П. Трембеласа и П. Братсиотиса. По мнению ряда исследователей (Х. Яннарас и др.), основная ценность данного труда состоит в освобождении восточно-православного патристического взгляда на первородный грех от «плена» западного интеллектуализма и богословского юридизма. С 1957 по 1965 гг. Романидис преподавал в своей alma mater, Школе св. Креста, в то же время продолжая исследования в Йельском университете. Все это время он продолжал служение на различных приходах Архиепископии. В знак протеста против отстранения о. Георгия Флоровского от преподавания в Школе св. Креста, инспирированного архиепископом Иаковом (Кукузисом), Романидис уходит вместе с Флоровским. Между 1965 и 1968 гг. о. Иоанн сосредотачивается на пастырской деятельности в Свято-Апостольском храме Хаверхилла (шт. Массачусетс). С 1970 по 1982 гг. Романидис преподавал догматическое богословие в Фессалоникийском Аристотелевском и Баламандском (Триполи, Ливан) университетах. Отец Иоанн Романидис был представителем Элладской Церкви в ряде экуменических организаций; на VIII Ассамблее ВСЦ в Хараре (Зимбабве, декабрь 1998 г.) избран членом его ЦК. Участвовал в богословских диалогах с лютеранами и представителями Ориентальных Церквей. Романидис скончался в Афинах 1 ноября 2001 г. и был погребен при большом стечении народа.
Важнейшей темой исследований о. Романидиса были взаимоотношения христианских Запада и Востока. Он утверждал, что глубинное и органическое единство античного и раннесредневекового православного греко-римского мира было нарушено влияниями варварских племен - в первую очередь франков и готов, что, в итоге, привело к отпадению Запада от Православной Церкви.
Исихастское учение о боговидении, теозисе и умной молитве Романидис, как классический представитель школы неопатристического синтеза, считал сущностно важными для Православия, посвятил много времени и сил изучению трудов св. Григория Паламы и его последователей. В ходе своей научной деятельности о. Иоанн пришел к выводу, что догматические различия между христианскими исповеданиями очень сильно связаны с особенностями исторического развития Pax Christiana и всей «ойкумены» доколумбового мира. В последние годы Романидис практически полностью посвятил себя антиковедению, медиевистике, а так же истории Восточного Средиземноморья эпохи Нового времени.
взято с
http://www.bogoslov.ru/persons/352738/index.htmlНа русском языке:
Филиокве http://pagez.ru/olb/345.phpИстинные причины раскола, православное христианство и папство http://apologet.spb.ru/ru/548.htmlПравославие в качестве официальной религии Римского государства http://apologet.spb.ru/ru/785.htmlПравославие и Ватикан – согласие об унии http://apologet.spb.ru/ru/136.htmlБиблиотека трудов на английском и греческом:
http://www.romanity.org/Ниже видео обсуждений трудов проф.И.Романидиса.
The Sickness of Religionhttp://www.youtube.com/watch?v=WMJ0s_6qPEshttp://www.youtube.com/watch?v=wgU9DKUwfPchttp://www.youtube.com/watch?v=FVVuUcriLkYhttp://www.youtube.com/watch?v=NkNfhaM-07wA round-table discussion of the essay, "The Neurobiological Sickness of Religion" by John Romanides.
Is Orthodoxy a "Religion"?http://www.youtube.com/watch?v=4yZijfXHzKUhttp://www.youtube.com/watch?v=ePL8da7gw4whttp://www.youtube.com/watch?v=BHynz4ijOmAThe notion that Orthodox Christianity is not a 'religion" if we define "religion" as a system of appeasing God or gods, is discussed in a round-table forum. The notion as found in the writings of Fr. John Romanides is used as a starting point for the discussion.
FRANKShttp://www.youtube.com/watch?v=4SjbC3wvuqYhttp://www.youtube.com/watch?v=dGq36fu8Cwchttp://www.youtube.com/watch?v=qU2ln0UBYHMhttp://www.youtube.com/watch?v=XtPRl9cvbcchttp://www.youtube.com/watch?v=Us_ja_nj5e8http://www.youtube.com/watch?v=DVZitIfJeF0http://www.youtube.com/watch?v=YyGMOoEuIjghttp://www.youtube.com/watch?v=xPAl9Si4eFohttp://www.youtube.com/watch?v=2d3y6vOGKskA round-table discussion of the book, "Franks, Romans, Feudalism, and Doctrine,"
Original Sin http://www.youtube.com/watch?v=q6wGElO62B0http://www.youtube.com/watch?v=lynylykrFaohttp://www.youtube.com/watch?v=wpqJYevdMDwhttp://www.youtube.com/watch?v=v-TecGOqj5Qhttp://www.youtube.com/watch?v=wzddWsFp0E4http://www.youtube.com/watch?v=FYbBxP7A3BQPanel discussion regarding the essay by Fr. John Romanides. This segment is very slow. Please give parts two and three a chance. That is where the conversation gets more lively and interesting, but watch part one so you can better follow the later segments.
Books:
The Ancestral SinInternationally esteemed as one of the most outstanding Greek Orthodox theologians and patristic scholars of our time, Fr. John Romanides was also a groundbreaking pioneer. Paradoxically, he did not break new but neglected and hallowed ancient ground. In an age of religious syncretism and rationalism, this classic work brings to light ancient truths long ago replaced by juridical schemes and forgotten in most Christian denomination.
Truths regarding the creation 'ex nihilo', the destiny of man, Adam's sin and fall, the origin of death, soteriology and God's relations with the world were exposited as the doctrines of the primitive Church by the Apostolic and post-Apostolic Fathers of the first and second centuries. Hindered by the paradigms of post-Augustinian thought, Western Christianity has rarely understood these doctrines that predate by several centuries the commonly held juridical ideas of original sin and atonement.
This book is the only in-depth comparative study of these doctrines and the underlying paradigms of the earliest Church Fathers on the one hand and the scholastic theologians on the other. IT demonstrates the integrity of the faith and apophatic theology of early Church in sharp contrast to the Augustinian and scholastic rationalism expressed by the aphorism credo intellegam, or 'I believe in order to comprehend.'
Dr. Romanides devoted his life to the authentic Tradition of the Church Fathers, differentiating it from the post-Augustinian thought worlds that had obscured it even in the Orthodox East.
http://www.amazon.com/The-Ancestral-Sin-Comparative-Augustinian/dp/0970730314An Outline of Orthodox Patristic DogmaticsThis book is Romanides' first Outline of Orthodox Patristic Dogmatics, which is published for the first time in the original Greek and in English translation. It represents a concise introduction into his understanding of the basic tenets of the Eastern Orthodox Faith and its fundamental differences from those of Western (Augustinian or Franco-Latin) Christian theology. It covers such doctrines as God's relation to the world, the doctrine of the Holy Trinity, the doctrine of Christ, the doctrine of the Church, the Church's Holy Tradition and the restoration and perfection of humanity in and through this Tradition. It will serve as an introduction into this theologian's original vision of Patristic Orthodoxy, which is the basis of his reappraisal of Christian theology and history. Its value lies in its concise, coherent and comprehensive character.
Patristic TheologyWhat is orthodoxy? Is it a religion? What is the essence of Orthodox Tradition? What are the "two kinds of faith" and "two kinds of revelation"? What is "noetic prayer"? What is the difference orthodoxy and heresy? What is the essence of God and what are his energies? These and other such questions are answered in this unique volume of Fr. John Romanides' university lectures.
http://www.amazon.com/Patristic-Theology-Protopresbyter-John-Romanides/dp/B0029D6XNYНебольшой фрагмент из книги
Patristic Theology http://www.oodegr.com/english/biblia/patristic/perieh.htm